Сущность и функции денег. Структура денежной массы.
Деньги – результат развития товарно-денежных отношений, в процессе которых из массы товаров выделялся один, за которым закреплялась роль всеобщего эквивалента.
В разные исторические эпохи что только не служило человеку деньгами! Диапазон таких товаров поистине велик: от коровьих черепов на острове Борнео до брусков соли в Африке, от металлических копий в Конго до человеческих черепов на Соломоновых островах. Но наиболее значительную роль в истории денег играл скот, что отразилось на языке многих народов. Латинское слово pecunia (деньги) происходит от слова pecus (скот). В Древней Руси также в роли денег выступали скот и меха, а княжеская казна называлась скотницей.
Таким образом, на разных этапах развития общества роль всеобщего эквивалента выполняли различные товары (зерно, ракушки, скот, меха, железо), но с середины XIX в. монопольное положение в товарном мире завоевало золото. Естественные свойства золота (однородность, делимость, портативность) обеспечили ему привилегированное положение всеобщего эквивалента. Свою роль всеобщего эквивалента в пределах государства золото выполняло в виде монет — своеобразного национального мундира.
Наиболее полно сущность денег проявляется в их функциях:
1. Мера стоимости, т.е. это способность денег соизмерять стоимости всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, есть ее цена. Современные деньги не обладают собственной стоимостью. Поэтому функцию меры стоимости они выполняют чисто символически. Деньги свидетельствуют о равенстве издержек, заключенных в обменивающихся товарах и услугах. Современные деньги не столько мера стоимости, сколько счетная единица или масштаб денег.
2. Средство обращения или всеобщее обменное средство. Деньги играют роль посредника в обмене товаров по формуле Т-Д-Т, которая распадается на два акта: продажу Т-Д и куплю Д-Т.
3. Средство сбережения или накопления богатства. В качестве сбережения деньги выступают как особый актив, сохраняющийся после продажи товара и обеспечивающий его владельцу покупательную способность в будущем. Поскольку деньги наиболее ликвидное средство, они являются наиболее удобной формой хранения богатства в отсутствие инфляции.
4. Средство платежа – используются для возврата кредитов, уплаты налогов.
В процессе исторического развития формы денег претерпели серьезную эволюцию. Первоначально в качестве денег обращались товарные деньги, которые исполняли функции денег, а также продавались и покупались как обычный товар (например, раковины, какао-бобы, пушнина, ювелирные украшения, золото и серебро). Позднее в обращении появились символические деньги, затраты на производство которых значительно уступали их покупательной способности в качестве денег (бумажные деньги, разменные на драгоценные металлы). Дальнейшее развитие обменной торговли привело к появлению кредитных денег (банкноты, векселя, чеки), которые представляли собой долговые обязательства вначале физических лиц, фирм, а затем банков и государства. Для современного этапа эволюции денег характерно появление системы электронных денег (пластиковые карточки).
Свойства денег:
1. Высокая ликвидность, т. е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов.
2.
Всеобщая приемлемость.
Типы рыночных структур
При исследовании рынков необходимо различать мгновенные, короткие и длительные периоды. Мгновенным периодомназывается столь короткий период, что выпуск каждой фирмы и количество фирм в отрасли постоянно. Короткий период— это такой период, за который производственные мощности каждой фирмы постоянны, но выпуск может быть увеличен или снижен за счет изменения объема использования переменных факторов. Общее число фирм в отрасли остается неизменным. Длительный период— это такой период, за который производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности совершенно неблагоприятны, то фирма может полностью прекратить деятельность (уйти с рынка). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок в случае благоприятных рыночных условий. Таким образом, число фирм в однородной отрасли в длительном периоде может варьироват.
Рыночная структура – конфигурация (взаимное расположение) отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Понятие структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит:
1. количество и размер фирм;
2. степень концентрации производства;
3. степень дифференциации товаров различных фирм;
4. наличие или отсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка;
5. доступность рыночной информации.
По своей структуре рынки делятся на рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
Модель совершенной конкуренциивыступает в качестве основы микроэкономического анализа и опирается на следующие гипотезы.
1. Атомистичность. Соперничество участвующих в рыночных отношениях многочисленных потребителей и производителей придает силу конкуренции, и никто из этих экономических агентов не обладает такой рыночной властью, чтобы оказывать влияние на цену.
2. Однородность товаров. Только идентичные блага могут конкурировать между собой на основе сравнения по цене. Поэтому предлагаемая продавцами продукция должна быть однородной, т. е. не иметь таких качественных отличий, которые повлияли бы на выбор покупателей.
3. Отсутствие барьеров на входе и выходе с рынка. Не существует ограничений для входа на рынок, а также трудностей, связанных с прекращением рыночных операций. Все условия одинаковы как для действующих продавцов и покупателей, так и для впервые вступающих на рынок.
4. Мобильность факторов производства. Все факторы производства могут беспрепятственно перемещаться с одного рынка на другой. Труд является мобильным в географическом и профессиональном аспектах.
5. Совершенная информированность. Производители и потребители располагают полной информацией о ценах, характеристиках товаров, технологии, совершаемых сделках, возможной прибыли и т. д.
На рынке совершенной конкуренции покупателям стандартных товаров безразлично, продукцию какой именно фирмы выбрать. Индивидуальный продавец обладает столь малой долей общего выпуска, что не в состоянии изменить предложение на рынке так, чтобы изменилась цена. Поэтому продавцы на совершенно конкурентном рынке принимают цены как заданные извне.
Совершенная конкуренция характеризует идеальную рыночную структуру. Однако в реальности на всех рынках присутствуют значительные элементы несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция— это такое состояние рынка, когда отдельные фирмы обладают некоторой свободой действий и могут оказывать влияние на цены. Наличие несовершенств рынка не устраняет стремления к максимизации прибыли и напряженного соперничества между фирмами. Конкурентная борьба при несовершенной конкуренции ведется, в частности, за долю рынка. В экономической теории выделяется три вида несовершенной конкуренции: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Предельным случаем несовершенной конкуренции является монополия— такая рыночная структура, при которой единственный продавец полностью контролирует определенную отрасль промышленности.
Монополия скорее является теоретическим понятием, так как на реальных рынках полные монополии присутствуют достаточно редко. Даже изолированные монополисты должны считаться с конкуренцией со стороны других отраслей, а в долгосрочной перспективе никакой монополист не защищен.
Выделяют следующие виды монополии:
1. Закрытая монополия. Создается государством, когда отдельному лицу или фирме предоставляется исключительное право на продажу какого-либо товара или появляются юридические ограничения для входа в отрасль (лицензии, разрешения, патенты и т. п.). Иногда создание монополии является результатом политического влияния потенциального монополиста. Однако такая монополия может играть и положительную роль — патентное и авторское право стимулирует творческую активность. Закрытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов.
Государственная монополия на территории РФ Установлена в отношении следующих видов деятельности:
1. На основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.
2. На деятельность в области военно-технического регулирования.
3. На эмиссию наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения на территории РФ.
4. На опробирование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, на регулирование экспорта необработанных алмазов.
5.На производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и сприртосодержащей продукции.
6.На экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, когда исключительное право на совершение таких операций предоставляется ГУПу.
2. Естественная монополия. Возникает в тех отраслях, где минимально эффективный масштаб производства какого-либо товара превышает спрос на него или равен ему. Наиболее широко естественные монополии распространены в сфере коммунальных услуг. Естественные монополии также могут стать причиной неэффективности рынка. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное производство на фирмах меньших размеров.
3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая особой зашитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией — подобные монополии недолговечны. Возможный приход новых конкурентов ограничивает возможность получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода.
Основным отличием монополии от совершенной конкуренции является способность влиять на цену, поскольку монополист полностью контролирует предложение товара в отрасли.
Олигополия
Олигополия - модель рыночной структуры, в рамках которой несколько крупных фирм контролируют (на основе неформальных договоренностей) за производство и сбыт основной массы продукции определенной отрасли хозяйства.
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
Для олигополии характерны следующие параметры:
· Немногочисленность и крупные размеры фирм
· Однородность или разнородность продукции
· Высокие барьеры (размер фирмы)
· Несовершенная информация
Наиболее заметным аспектом олигополии является признак немногочисленности действующих на рынке фирм.
Концентрация производства в тех отраслях, где проявляется данная форма конкуренции, достаточно высока. К олигополистическим отраслям принято относить те из них, где несколько крупнейших (от 4 до 8) фирм производят более половины выпускаемой продукции.