Понятие денежной массы, денежных агрегатов и денежной базы. Структура денежной массы.

Денежная масса– это совок-ть нал-х и безнал покупа­тельн и платежных средств, обеспеч-щих обращение тов и ус­луг в эк-ке, кот располаг частные лица, институциональные собств-ки (предпр-я, объед-ния, орг-ции) и гос-во. В струк­ту­ре де­неж­н мас­сы вы­де­л-­ся ак­тив­ная часть, к ко­т от­н-­ся де­неж­н сред­ст­ва, ре­аль­но об­слу­ж-­щие хо­з обо­рот, и пас­сив­ная часть, вклю­ч-я де­неж­н на­ко­п­л-я, ос­тат­ки на сче­тах, ко­т по­тен­ц-­но мо­гут слу­жить рас­чет­ны­ми ср-­ва­ми. Для анализ изм-ний денеж­ массы на опред дату и за опред-ный период стали использ денежные агрегаты0 вкл наличные деньги, т.е. деньги вне банков — банкноты, металлич монеты, казначейские билеты; М1 сост из агрегата М0 и средств на расчетн, текущ и специ­альн счетах в кредитн орг-циях, во вкладах насел-я и предпр-тий в банках, а также на депозитах до востреб-я насе­л-я в Сбербанке; М2= М1 + срочн вклады насел-я в Сбербанке; М3 = М2 + сертификаты и облигац госзайма; М4 = М3 + разл формы депозитов в кредитн учрежд-х). Для определ-я ден массы страны примен разное колич агрегатов. В Рос­сии для расчетов совокупной денежной массы пользуются тремя агрегатами — М0, М1, М2.

Сущность и функции финансов. Субъекты иобъекты фин отношений.

Финансы – эк-кие – денеж от­нош-я, связан-е с формир-ем, распредел и ис­польз-емцентрализ-ных (в распоряж гос-ва) и децентрализ-х (в распоряж предпр-тий) фондов денежн средств в целях обеспеч-я усл расшир-го воспроизв-ва и выполн-я функц и задач гос-ва. Финансы выполняют следующие основные функции: 1) Распределительная функция. Субъектами распределения на микроуровне выступают юр и физ лица, на макроуровне – государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распредел-ной функции осущ-ся распределение новой стоимости (на микроуровне) и перерас­пределение этой стоимости (на макроуровне). (Три последоват ступени: 1. Формир-е фондов ден-х ср-тв. На микроуров­не созд-ся фин рес-сы хоз субъектов, необх-е для кругооборота капит, и денежн ср-ва домохоз-в, а на макроуровне – централиз-е ср-ва гос-ва; 2. Распредел-е ден-х фондов через фин инст­рументы. На микроуровне образ-ся обособл-е фонды предпр-я (уставный, оплаты труда, амортизации) и домаш­него хоз-ва для конкр потребл-я; на макроур возник бюджеты всех уровней и внебюдж фонды; 3. Использ денежн фондов обеспеч на микроуровне расшир произв-во и существ-е отдельн членов общ-ва, на макроуровне – улучш-е народнохоз-х пропорций, общегос по­требн страны). В рез-те распред-я ВВП и НД созд-ся доходы об­щества. 2) Контрольная функция. Контрольная функция финансов проявляется: 1. До наступления распределит-го процесса, когда со­ставл-ся программы, прогнозы, бюджеты. 2. В процес использ-я фондов ден-х средств, при исполн-и намеченных программ, планов, смет. 3. В проц-се подвед-я итогов, составл-я оценок ис­полнения ден фондов.

Контрольная ф-ция реализ-ся через: 1. Фин-хоз контроль на отд пред­пр-х, на основе выполнения хоз-х дог-в, осуществл коммерч-го расчета. 2. Фин-бюджетный контроль, при выполнении нало­г-х платежей и выполн финансир-я из бюдж-х рес-в. 3. Кредитно-банк-кий контроль, при использ-нии прин­ц-в кредит-я и денежн расчетов. 3) Регулирующая ф-ция тесно связ с вмешат-вом гос-ва с пом-ю финн-в в процесс воспроизв-ва. На микроуровне (предпр-е) – эта ф-ция стимулир его деят-ть, создавая разл фонды, кот способств улучш-ю кач-ва производств процесса, увелич-ю его объема, улучш-ю матер-го полож-я работающих. На макроуровне (гос-во) эта ф-ция, используя го­с-е расх, налоги, госкредит, достиг таких же рез-тов. 4) Стабилизац-я ф-ция. Ее содерж-е заключ в том, чтобы обесп-ть для всех хоз субъектов и граждан стабильные усл-я в эк и соц отн-ях. Особое знач-е при этом имеет вопрос о стабильности фин законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Бюджетное устр-во РФ. Осн принципы, элементы бюдж сист, ее ф-ции.

Бюджетная сист – совок-ть бюдж-в гос-ва, адми­нистр-но-территор-х образований, самост-х в бюд­жетном отнош-и гос учрежд и фондов, основан­ная на эк-ких отнош-х, гос устр-ве и правовых нормах. Бюдж сист представл собой совок-ть отн-ний, возник-щих между различн субъектами в процессе: (а) формир-я доходов и осуществл-я расх бюджетов всех уровней сист и бюджетов гос внебюдж фондов, осущ-ния гос и муници­п заимствований, регулир-я гос-го и муницип долга; (б) составл-я и рассмотр-я проектов бюджетов сист, их утвер­жд-я и исполн-я, контроля за их исполн-ем. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты гос внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос внебюдж фондов. Всего в РФ 89 субъектов, из них: 21 республи­канский бюдж в составе РФ, 55 краевых и област­н бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской ав­тономной обл, городские бюджеты Москвы и С-Петербурга; 3) местные бюджеты.

Принципы функц-ния бюдж сист: 1. Единство бюдж сист означ ед-во правовой базы, денеж сист, форм бюджетн документации, принц-в бюдж процсса, санкций за наруш-я бюд­ж законодат-ва, а также единый порядок финансир-я расх-в бюдж всех уровней бюдж сист, ве­дения бухучета средств федеральн бюджета, ре­гион-х бюджетов и местн бюдж. 2. Разграничение дох и расх между уровнями бюдж сист РФ – закрепл-е (полн или частично) соотв-щих видов доходов и полномочий по осущ-ю расх-в за органами власти РФ, органами гос власти субъектов РФ и орг местн самоупр-я. 3. Самостть всех бюджетов:

1) право законод-х (представительных) органов гос власти и орг-в местн самоупр-я на каж­дом уровне бюдж сист самост осущ-ть бюдж процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж­дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодат-вом РФ;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов гос власти и органов местного самоуправления самост-но определять направления расхо­д-я средств соответствующих бюджетов;

5) право органов гос власти и органов местн самоуправл-я самостоят-но определять источники финан­сир-я дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия дох-в, дополн получ-х в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превыш-я дох-в над расх бюдж и сумм экономии по расходам бюджетов. 4. Полнота отраж-я дох-в и расх-в бюджетов, бюдж-в гос внебюдж фондов означает, что все до­х и расх бюдж-в, бюдж-в гос внебюд­ж фондов и иные обязат-е поступл-я подлежат от­раж-ю в бюджетах, бюджетах гос внебюдж фондов в обязат порядке и в полном объеме. Все гос и муницип расходы подлежат финансир-ю за счет бюдж средств, средств гос внебюд­ж фондов, аккумулированных в бюдж сист РФ. 5. Сбалансированность бюджета – каждый бюджет долж быть сбалансир, т.е. объем предусмотр-х бюджетом рас­х должен соотв-ть суммарному объему дох-в бюдже­та и поступл-й из ист-ков финансир-я его дефицита. 6. Эф-ть и экономность использ-я бюдж средств - при составл и исполнении бюджетов орг власти и получатели бюдж средств долж исхо­дить из необх-ти достиж-я заданных рез-тов с ис­польз-ем определ-го бюджетом объема средств. 7. Общее покрытие расходов - все расх бюд­жета должны покрываться общей суммой дох из источников финансир-я его дефицита. 8. Гласность – это обязат-е опубликование в откр печати утвержд бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представл-я инф-ции о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законода­т (представительных) орг гос власти, орг местн самоупр-я; обязат-я открытость для общества и СМИ процедур рассмотр-я и принятия решений по проектам бюджетов, в т.ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодат орг гос власти, либо между законодат и исполнит орг гос власти. 9. Достоверность бюджета - надежность показ-лей прогноза соц-экономич развития соотв-ей территории и реалистич расчета дох и расх бюджета 10. Адресность и целевой характер бюдж средств –бюдж ср-ва выдел-ся в распоряж-е конкрет получателей бюдж средств с обозначением направл-я их на финансир-е конкретных целей.

Наши рекомендации