Экономика бюрократии и политическая рента
Одним из направлений теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, — обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов (рис. 14—6).
Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям. Политический процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности. Периодическое обновление законодательных органов сочетается с относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве, осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.
Экономика бюрократии, согласно теории общественного выбора - это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум крите-риям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деят-сти. Уже
в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы
различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти.
Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно
участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами "обрабатывают" политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.
Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми интересами, которые легко могут использовать для этого средства массовой информации. И наоборот, в случае провала им могут помочь выйти из затруднительного положения опять те же группы с особыми интересами, с которыми они тесно связаны.
Крупным достижением в теории общественного выбора стала начатая в 1974 г. Анной Крюгер разработка теории политической ренты. Поиск политической ренты –это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.
4. «Провалы» государства и способы их преодоления.
"Провалы" (фиаско) государства (правительства) Провалы— это случаи, когда государство (Правителъство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Обычно к "провалам" государства относят: 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации.
2. Несовершенство политического процесса.Основные моменты: рацио-нальное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регла-мента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.
3. Ограниченность контроля над бюрократией.Стремительный рост государственного аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области.
4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений.Дело в том, что экономические агенты часто реагируютотнюдь не так, как предполагало правительство. Их действиясильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительствомакций (или законов, одобренных законодательным собранием).Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь вобщую структуру, часто приводят к отличным от первоначальныхцелей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государствазависят не только, а нередко и не столько от него самого.
Деятельность государства, направленная на исправление "провалов"рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаскорынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимострого следить за последствиями его деятельности и корректироватьее в зависимости от социально-экономической и политическойконъюнктуры. Экономические методы должны применяться такимобразом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Используяте или иные регуляторы, правительство должно строго следитьза негативными эффектами и заблаговременно принимать меры поликвидации негативных последствий.
5.«Провалы» рынка и роль государства в их компенсации.
Провал рынка является следствием несовершенства рыночных инструментов и институтов. При этом имеет место неспособность данных компонентов удовлетворительно решить социально-экономические вопросы, являющиеся важными для общества. Если по каким-либо причинам основные элементы рыночного механизма при работе в автономном режиме не обеспечивают общественную эффективность, то в этом случае возникает необходимость государственного вмешательства в развитие экономики. О фиаско торговых отношений говорят в том случае, когда они не способствуют рациональному распределению и использованию ресурсов.
Провалы рынка являют собой препятствия, кот. не позволяют экономике достигать общественной эффективности. Как правило, имеют место четыре неэффективные ситуации. Именно они указывают на провалы рынка. К ним относят несовершенную (асимметричную) информацию, монополию, общественные блага, внешние эффекты. Необходимо отметить, что рынок не способен привести к общественной эффективности в случае, если деятельность одних потребителей или производителей оказывает влияние на благополучное состояние других людей. Когда это влияние положительное, то имеют место внешние выгоды. Если воздействие является негативным, то формируются внешние издержки. Они, в свою очередь, связаны с изготовлением какого-либо блага. Общественные издержки включают в себя частные расходы и внешние эффекты производства.
Как правило, когда случаются провалы рынка, в экономические отношения вступает государство. Решение проблем осуществляется при помощи различных средств. Так, государство проводит антимонопольную политику, ограничивает изготовление продукции с негативными внешними эффектами. При этом осуществляется стимулирование производства и потребления экономических благ, обладающих положительными эффектами.
Указанные направления государственной деятельности являют собой в определенной степени нижнюю границу, в соответствии с которой происходит вмешательство власти в рынок. Однако сегодня государство обладает более широкими экономическими функциями и способно более эффективно устранить провалы рынка. Среди основных функций власти можно отметить следующие: введение пособий по безработице, развитие инфраструктуры, установление разных видов пособий и пенсий для граждан малообеспеченных и прочие. При этом следует отметить, что незначительное количество этих мероприятий обладает свойствами
исключительно общественных благ. Большая их часть предназначена не для коллективного, а индивидуального потребления.
Государство, проводя антимонопольную и антиинфляционную политику, стремится, главным образом, понизить безработицу. Власть на протяжении последних лет все более активно принимает участие в управлении структурными изменениями, стимулирует и поддерживает научно-технический прогресс, старается поддерживать высокий уровень развития и национальной экономики. В совокупности с внешнеэкономическим и региональным регулированием эти мероприятия указывают на степень важности роли государства в экономике. В течение 20 столетия аппарат власти стремился эффективно решить две задачи, взаимосвязанные друг с другом. В первую очередь, государство старалось обеспечить стабильную работу рынку. Во-вторых, аппарат власти пытался если не решить, то смягчить острые социальные и экономические проблемы. Все эти действия были направлены на предотвращение рыночных провалов.