Типология социальных организаций Теория бюрократии М. Вебера. Недостатки бюрократии. Закон Паркинсона

Все организации в силу стандартизации своей деятельности и единства управления в той или иной степени бюрократизированы. Сам термин «бюрократия», означающий власть чиновников, был введен в научный оборот французским ученым де Гурне в 1745 г. А М. Вебер. впервые разработавший социологическую концепцию бюрократии, выделил семь основных характерных черт бюрократической организации:

иерархия власти в виде пирамиды, предполагающая ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;

деятельность должностных лиц регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, обеспечивающих единообразие и непрерывность управленческой деятельности;

строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, работающий по контракту и несущий полную ответственность за качественное выполнение своих обязанностей;

частная жизнь должностных лиц отделена от деятельности в организации, они подчиняются только служебному долгу и должны быть максимально объективны («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастий»);

продвижение (карьера) должностного лица по служебной лестнице осуществляется в зависимости от его профессиональных способностей, уровня квалификации и стажа работы;

деятельность сотрудников строится на основе служебной дисциплины и административного контроля:

должностные лица вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом).

М. Вебер считал современные бюрократии эффективными организациями, поскольку решения здесь принимаются не по произволу, а по общим критериям, профессиональная подготовка отсекает «талантливых дилетантов» и поднимает общий уровень компетентности. Бюрократия, давая фиксированный оклад и строго ограничивая функции, уменьшает коррупцию по сравнению с организациями традиционных обществ, общие критерии оценок деятельности снижают возможности личных и родственных связей.

Главное достоинство бюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный недостаток — игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

Таким образом, бюрократия для М. Вебера — «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. В действительности же ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать веберовской модели бюрократии.

Несмотря на многочисленные недостатки, бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свою работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления — корректировать деятельность бюрократии в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером.

Законы Паркинсона относительно бюрократического аппарата не вызывают сомнений и не требуют доказательств. Примером тому служит организация различных законодательных кабинетов в любой стране мира.По мнению автора, самым эффективным считается кабинет, состоящий из 5 членов, так как их легко собрать вместе, четверо из них точно знают свое дело, а один может не знать ничего, поэтому подойдет для роли председателя.Но как показывает история, в каждой отдельно взятой стране каждый раз создавался небольшой кабинет, но через год-два он увеличивался, затем еще и еще, пока не распадался, и все начиналось сначала. Особенно показательно это на примере английской палаты лордов, которая в своем первоначальном виде около 1600 года имела 20 членов, что постепенно привело к 850 в 1952 году. Каждый раз внутри кабинета организовывались небольшие «подкабинеты», тайные кабинеты, советы и тому подобные бюрократические конструкции.Законы бюрократии Паркинсона выглядят, как некая формула для выявления коэффициента бесполезности чиновничьего аппарата.

(Не знаю, может и это нужно)

I закон Паркинсона

Первый закон Паркинсона подходит людям, которые желают быть эффективными и успевать делать как можно больше результативных действий, особенно если это касается развития собственного дела.

Он звучит так: «Работа занимает время, отпущенное на нее». Трактовать его можно с позиции как людей, работающих по найму, так и тех, кто строит собственный бизнес или занимается любимым хобби. В зависимости от сферы деятельности человека он имеет различные подходы для реализации.

Первый закон с позиции наемного работника или бюрократа трактуется так, что отведенный срок на выполнение какой-либо задачи займет именно это время и будет соответствовать сложности, подходящей под эти временные рамки.

Это означает, что если дело можно сделать за 2-3 часа, а на его выполнение выделяется 2-3 дня, то оно усложнится настолько, что будет выполнено именно в эти сроки.

То же самое дело, на которое выделили всего 2 часа работы, упростится настолько, чтобы быть выполненным в срок. Закон имеет следующий вывод – если на каждое дело отводить именно столько времени, сколько реально требуется для его выполнения, то оно всегда будет завершено вовремя.

Негативная сторона первого закона срабатывает только у тех, кто не привык ставить реальные сроки и даже не пытается проанализировать, за сколько времени можно сделать то или иное задание. Результат – постоянные авралы или затягивание простых и быстро выполнимых дел.

Применение закона личной эффективности для наемного работника – сделать работу быстро, а оставшееся рабочее время посвятить тому, что нравится, делая вид, что очень занят.

Второй закон Паркинсона

Законы Паркинсона касаются не только личной эффективности или роста бюрократического аппарата, но и финансовой стороны жизни каждого человека. Второй закон Паркинсона звучит следующим образом: «Расходы стремятся сравняться с доходами».

Этот закон показывает: насколько быстро растут доходы человека, настолько же увеличивается оплата его налога. Бюрократическая налоговая система построена так, чтобы человек, увеличивая свои заработки даже многократно, оставался на том же финансовом уровне, что и до повышения достатка.

3 закон Паркинсона

Третий закон Паркинсона звучит так: «Рост приводит к усложненности, а усложненность - к концу пути». Это касается всех сфер жизни человека, когда они находятся в стадии развития.

Как только в какой-то сфере начинается рост, за ним всегда следуют проблемы нового уровня. Например, человек открыл свое небольшое дело, в котором работал сам. При этом уровень доходов и расходов касается только его самого, как и взаимоотношения с налоговым инспектором.

Дела пошли «в гору», он стал расширять свое производство и нанял работников. Уровень сложностей вырос пропорционально росту бизнеса. Работникам нужно платить зарплату, обеспечивать социальный пакет, давать отпуск, отчитываться перед налоговым инспектором по другой процентной ставке.

Законы Паркинсона всегда доказываются самой жизнью. У предпринимателя маленький бизнес стал финансовой империей, вместе с которой выросли и проблемы – совет директоров, совет акционеров, профсоюз работников, социальные выплаты, раздутый бюрократический аппарат и многое другое.

В истории предпринимательства немало примеров, когда гигантские корпорации переставали существовать после их максимального разрастания и усложнения структуры управления.

Каждая компания, как и каждый предприниматель, должны знать, что падение обязательно будет после большого роста. Это нормально, просто к этому нужно быть готовым. Находить альтернативные методы работы, создавать дополнительные источники доходов или что-то другое.

Наши рекомендации