Домашнее (творческое) задание 11
1.Составить презентацию тенденции и направлений развития конкуренции и конкурентоспособности на уровне Российской Федерации, Краснодарского края, города-курорта Сочи.
2.Составить глоссарий категорий по теме занятия.
3.Подготовка и обсуждение деловых ситуаций
Ответить на вопросы теста
2. Компонентами конкурентного потенциала являются:
а) потенциал менеджмента;
б) ресурсный потенциал;
в) потенциал маркетинга;
г) сбытовой потенциал;
д) все вышеперечисленное.
3. Компонентами конкурентного потенциала являются:
а) потенциал поставщика;
б) инновационный потенциал;
в) финансовый потенциал;
г) потенциал жизненного цикла предприятия;
д) все вышеперечисленное.
4. Ресурсный потенциал включает производственный потенциал и трудовой потенциал. Верно ли данное утверждение?
а) да;
б) нет.
5. Производственный потенциал включает:
а) работников фирмы;
б) нематериальные активы;
в) основные средства;
г) оборотные средства;
д) все вышеперечисленное.
6. Сбытовой потенциал не относится к потенциалу маркетинга.. Верно ли утверждение?
а) да;
б) нет.
7. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«… потенциал – наличие реальной возможности производить и продавать товары не только в объеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры)».
8. Собственные финансовые ресурсы включают:
а) прибыль от реализации продукции, работ, услуг, основных средств, прочих активов, других видов дохода;
б) амортизационные отчисления;
в) паевые взносы;
г) средства от продажи акций;
д) все вышеперечисленное.
9. Собственные финансовые ресурсы включают:
а) устойчивые пассивы – кредиторская задолженность по оплате труда и отчислениям во внебюджетные фонды;
б) резервы предстоящих расходов;
в) целевые поступления;
г) иностранные инвестиции;
д) денежные средства, централизуемые объединениями предприятий.
10. Заемные средства включают:
а) устойчивые пассивы – кредиторская задолженность по оплате труда и отчислениям во внебюджетные фонды;
б) кредиты и займы;
в) облигационные займы;
г) бюджетные ассигнования;
д) средства внебюджетных фондов.
11. К привлеченным средствам относятся:
а) устойчивые пассивы – кредиторская задолженность по оплате труда и отчислениям во внебюджетные фонды;
б) кредиты и займы;
в) облигационные займы;
г) бюджетные ассигнования;
д) средства внебюджетных фондов.
12. Привлеченные средства включают:
а) устойчивые пассивы – кредиторская задолженность по оплате труда и отчислениям во внебюджетные фонды;
б) резервы предстоящих расходов;
в) целевые поступления;
г) иностранные инвестиции;
д) денежные средства, централизуемые объединениями предприятий.
13. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«Логистический …- отражает способность предприятия реализовывать логистические функции и операции при достижении максимально возможных конечных результатов и минимально необходимых затрат».
14. Установите соответствие между описанием и видом потенциала:
1. Логистический потенциал | 1. Это ситуация, когда имеются (или отсутствуют) объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития бизнеса. |
2. Потенциал жизненного цикла фирмы | 2. Возможность аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы. |
3. Финансовый потенциал фирмы | 3. Готовность и способность осуществлять впервые или воспроизводить то или иное новшество. |
4. Инновационный потенциал фирмы | 4. Отражает способность реализовывать логистические функции и операции при достижении максимально возможных конечных результатов и минимально необходимых затрат. |
15. Установите соответствие между классификационной группой резервов конкурентоспособности и примерами резервов:
1. Резервы использования кадрового потенциала | 1. Повышение финансовой устойчивости усиление инвестиционной привлекательности. |
2. Резервы использования финансово-экономического потенциала фирмы | 2. Эффективное использование производственных площадей, ускорение обновления структуры основных фондов, совершенствование технологии производства, улучшение материально-технического обеспечения. |
3. Резервы использования производственно-технологического потенциала фирмы | 3. Выбор целевого рынка, определение условий деятельности на целевом рынке, улучшение использования возможностей государственных программ по обеспечению конкурентоспособности фирм. |
4. Резервы использования рыночной ситуации | 4. Сокращение потерь рабочего времени, повышение квалификации кадров, развитие творческой активности кадров. |
16. Установите соответствие между описанием и видом потенциала:
1. Потенциал поставщика фирмы | 1. Наличие реальной возможности производить и продавать товары не только в объеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры). |
2. Сбытовой потенциал фирмы | 2. Возможность своевременно отслеживать процессы, происходящие на рынке, умело приспосабливать производство под текущие и будущие потребности рынка и оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации. |
3. Потенциал маркетинга фирмы | 3. Совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых), имеющихся в распоряжении и необходимых для производства товаров, услуг, работ и получения максимальной прибыли. |
4. Ресурсный потенциал фирмы | 4. Это возможности и реальные способности поставщика диктовать наиболее выгодные для себя экономические условия продажи материально-технических ресурсов. |
17. Установите соответствие между классификационной группой резервов конкурентоспособности и примерами резервов:
1. Резервы использования кадрового потенциала | 1. Повышение финансовой устойчивости усиление инвестиционной привлекательности |
2. Резервы использования финансово-экономического потенциала фирмы | 2. Эффективное использование производственных площадей, ускорение обновления структуры основных фондов, совершенствование технологии производства, улучшение материально-технического обеспечения. |
3. Резервы использования производственно-технологического потенциала фирмы | 3. Улучшение сервисного обслуживания, эффективное использование научно-технического потенциала фирмы. |
4. Резервы использования организационного потенциала фирмы | 4. Сокращение потерь рабочего времени, повышение квалификации кадров, развитие творческой активности кадров. |
18. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«… конкурентоспособности– это неиспользованные возможности по сокращению затрат живого и овеществленного труда в самом производстве и по максимальному использованию всего комплекса условий деятельности на конкретном рынке в целях повышения конкурентоспособности, а в конечном счете, и прибыльность
19. Установите соответствие между классификационной группой ключевых факторов успеха фирмы и примерами КФУ:
1. Технологические КФУ | 1. Полное использование производственного эффекта масштаба и освоения; высокое качество производства; оптимальное использование производственных мощностей; высокая производительность труда; необходимая производственная гибкость. |
2. Производственные КФУ | 2. Высокий уровень послепродажного обслуживания; обширный ассортимент; мощная сеть оптовых дистрибьюторов (дилеров); быстрая скорость доставки продукции; низкие затраты на сбыт. |
3. Маркетинговые КФУ | 3. Высокий научно-исследователь-ский потенциал; способность к инновационной деятельности. |
20. Установите соответствие между классификационной группой ключевых факторов успеха и примерами КФУ:
1. Управленческие КФУ | 1. Корпоративные информационные системы управления фирмой; современные информационные технологии; использование сети Интернет для ведения бизнеса. |
2. Информационные КФУ | 2. Хороший имидж предприятий отрасли, выгодное территориальное расположение; доступ к финансовым ресурсам; умение защищать интеллектуальную собственность. |
3. Прочие КФУ | 3. Высокий профессиональный высочайший уровень управленческих кадров; нацеленность на качество; наличие управленческого опыта; реинжениринг бизнес-процессов. |
21. М. Портер выделил три типовые группы конкурентных стратегий: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование (концентрация), могут ли быть все использованы в современных кризисных условиях Да Нет
22. Реализация конкурентной стратегии лидерства в издержках эффективна при следующих рыночных условиях:
а) спрос на товар высокоэластичен, преобладает ценовая конкуренция;
б) товар однородный, стандартный;
в) преобладает неценовая конкуренция;
г) можно выделить множество отличительных характеристик товара, которые ценятся потребителями. Различным группам потребителей нужны определенные комбинации базовых свойств товара;
д) все вышеперечисленное.
23. Реализация конкурентной стратегии дифференциации эффективна при следующих рыночных условиях:
а) спрос на товар высокоэластичен, преобладает ценовая конкуренция;
б) товар однородный, стандартный;
в) преобладает неценовая конкуренция;
г) можно выделить множество отличительных характеристик товара, которые ценятся потребителями. Различным группам потребителей нужны определенные комбинации базовых свойств товара;
д) все вышеперечисленное.
24. Конкурентная стратегия дифференциации базируется на:
а) конкурентных преимуществах низкого порядка;
б) конкурентных преимуществах высокого порядка;
в) конкурентных преимуществах как низкого, так и высокого порядка;
25. Реализация стратегии фокусирования эффективна при следующих рыночных условиях:
а) потребности покупателей дифференцированы;
б) внутри целевого сегмента существуют рыночные ниши, на которых можно сконцентрировать деятельность предприятия;
в) рыночная ниша имеет достаточный размер для обеспечения необходимой прибыльности деятельности;
г) обслуживаемая рыночная ниша имеет потенциал роста;
д) все вышеперечисленное.
26. Ф. Котлер, исходя из доли рынка, принадлежащей предприятию, выделяет следующие типы конкурентных стратегий:
а) стратегии лидера рынка, «бросающего вызов», «следующего за лидером» и специалиста («нишера»);
б) стратегии «лидерства в издержках», «дифференциации», «фокусирования (концентрации)»;
в) стратегии концентрированного, интегрированного, диверсифицированного роста;
г) стратегии роста, стабильности, сокращения.
27. Конкурентная стратегия «расширения первичного спроса» относится к числу стратегий:
а) лидера рынка;
б) «бросающего вызов»;
в) «следующего за лидером»;
г) специалиста («нишера»).
28. «Оборонительная стратегия» относится к числу стратегий:
а) лидера рынка;
б) «бросающего вызов»;
в) «следующего за лидером»;
г) специалиста («нишера»).
29. Стратегия конкурентного поведения региолна не занимающего доминирующей позиции на рынке, состоит в том, что оно четко охраняет свою долю рынка, старается удерживать своих клиентов, хотя и не отказывается от получения своей доли на вновь создающихся рынках. Речь идет о стратегии:
а) лидера рынка;
б) «бросающего вызов»;
в) «следующего за лидером»;
г) специалиста («нишера»).
30. Фронтальная атака на лидера рынка:
а) заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места. Чтобы быть успешной, данная атака требует значительного превосходства сил атакующего;
б) предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен. Она может быть, например, направлена на сегмент рынка, для которого товар лидера не вполне адаптирован или на регион или сбытовую сеть, где доминирующая фирма представлена не так хорошо.
31. Фланговая атака на лидера рынка:
а) заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места. Чтобы быть успешной, данная атака требует значительного превосходства сил атакующего;
б) предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен. Она может быть, например, направлена на сегмент рынка, для которого товар лидера не вполне адаптирован или на регион или сбытовую сеть, где доминирующая фирма представлена не так хорошо.
32. Какой конкурентной стратегии придерживается организация, если она обслуживает весь рынок и стремится поддерживать издержки ниже среднеотраслевых?
а) стратегия лидерства в издержках;
б) стратегия дифференциации;
в) стратегия фокусирования на издержках;
г) стратегия фокусирования на дифференциации.
33. Какую стратегию выбрала организация, если она обслуживает весь рынок и выигрывает в конкурентной борьбе за счет уникальности своей продукции:
а) стратегия лидерства в издержках;
б) стратегия дифференциации;
в) стратегия фокусирования на издержках;
г) стратегия фокусирования на дифференциации.
34. Как называется конкурентная стратегия организации, если она обслуживает один сегмент рынка и стремится обеспечить самый низкий уровень цен в данном сегменте:
а) стратегия лидерства в издержках;
б) стратегия дифференциации;
в) стратегия фокусирования на издержках;
г) стратегия фокусирования на дифференциации.
35. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«… атака заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места»
16. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«… атака предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен».
36. Коммутантная стратегия - это:
а) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил – массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности;
б) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации;
в) стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка;
г) стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
37. Эксплерентная стратегия - это:
а) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил – массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности;
б) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации;
в) стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка;
г) стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
38. Патиентная стратегия - это:
а) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил – массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности;
б) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации;
в) стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка;
г) стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
39. Виолентная стратегия - это:
а) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил – массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности;
б) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации;
в) стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка;
г) стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
40. Установите соответствие между формой конкурентного поведения и ее характеристикой:
1. Агрессивное конкурентное поведение | 1. Отличительные признаки данной формы: внезапность действий, неуравновешенность, состояние конфликта, которое разрешается незамедлительным действием, плохо осознаваемы последствия. |
2. Миролюбивое конкурентное поведение | 2. Предполагает жесткие и активные наступательные действия в отношении основных конкурентов. |
3. Импульсивное конкурентное поведение | 3. Основано на компромиссе, соглашениях. |
Контрольные вопросы для самопроверки
1.Охарактеризуйте тенденции развития конкуренции и конкурентоспособности в современных условиях
2. Каковы условия достижения конкурентоспособности.
2.Прогнозирование, планирование и программирование научно-технологического и инновационного развития региональной экономики.
3.Что представляют собой инновационные приоритеты конкурентоспособности.
4. Охарактеризуйте зарубежный опыт региональной конкурентоспособности одной из стран на выбор (ЕС, США, Китая, Индии, Японии, других).
5.Перечислите сравнительные и конкурентные преимущества региональных экономик Российской Федерации (например, Ставропольского края, ЮФО, других)
6. Перечислите и охарактеризуйте выгоды и риски конкуренции.
7. Охарактеризуйте резервы повышения конкурентоспособности Краснодарского края, города Сочи
8. Назовите направления повышения региональной конкурентоспособности
9. Охарактеризуйте функции государства и бизнеса в повышении конкурентоспособности России
10. Назовите основные направления и приоритеты региональной конкурентной политики
11. Какие условия повышения региональной конкурентоспособности могут быть наиболее достижимыми в ближайшее время и на перспективу?