Домашнее (творческое) задание 9

1.Составить презентацию кластеров на примере Краснодарского края, города-курорта Сочи.

2.Составить глоссарий категорий по теме занятия.

3.Провести сравнительную характеристику кластерного и некластерного подходов развития региональной экономики Краснодарский край, Ставропольский край в 2014-2015гг.

Ответить на вопросы теста

Содержание процесса управления конкурентоспособностью в региональной экономике

1. К компонентам внешнего окружения системы управления конкурентоспособностью относятся:

а) вход, выход, обратная связь;

б) управляющая и управляемая подсистемы;

в) поставщики, потребители, посредники, конкуренты;

г) экономические, политико-правовые, природные, демографические, социально-культурные факторы.

2. В зависимости от способности экономики региона оказывать влияние на факторы выделяют следующие группы факторов конкурентоспособности:

а) людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура;

б) основные и развитые факторы;

в) общие и специализированные факторы;

г) внешние и внутренние факторы.

3. Замените многоточие подходящим по контексту словом:

«… системы управления конкурентоспособностью оказывает косвенное воздействие на саму систему и компоненты ее мезо- и микросреды».

4. Факторами макросреды системы управления конкурентоспособностью выступают:

а) вход, выход, обратная связь;

б) управляющая и управляемая подсистемы;

в) поставщики, потребители, посредники, конкуренты;

г) экономические, политико-правовые, природные, демографические, социально-культурные факторы.

5. К компонентам мезосреды системы управления конкурентоспособностью фирмы относятся:

а) вход, выход, обратная связь;

б) специализированная инфраструктура, внутриотраслевая конкурентная среда;

в) поставщики, потребители, посредники, конкуренты;

г) экономические, политико-правовые, природные, демографические, социально-культурные факторы.

6. Факторами микросреды системы управления конкурентоспособностью фирмы являются:

а) вход, выход, обратная связь;

б) управляющая и управляемая подсистемы;

в) поставщики, потребители, посредники, конкуренты;

г) экономические, политико-правовые, природные, демографические, социально-культурные факторы.

7. Вход системы управления конкурентоспособностью представлен:

а) экономическими ресурсами, поступающими в систему;

б) управляющими воздействиями со стороны сверхсистемы;

в) неуправляемыми факторами, возмущениями, нарушающими нормальный процесс функционирования системы;

г) все вышеперечисленное верно.

8. Выход системы управления конкурентоспособностью представлен:

а) продукцией и услугами региональной экономики, в том числе сервисными;

б) выходными информационными ресурсами, в том числе с обратной связью с управляющим органом сверхсистемы и горизонтальными информационными связями с элементами внешней среды системы;

в) неуправляемыми факторами, возмущениями, нарушающими нормальный процесс функционирования системы;

г) все вышеперечисленное верно.

9. По роли факторов в создании конкурентного преимущества выделяют следующие группы факторов конкурентоспособности:

а) людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура;

б) основные и развитые факторы;

в) общие и специализированные факторы;

г) внешние и внутренние факторы.

2. Установите соответствие между группой факторов конкурентоспособности и ее описанием:

1. Общие факторы 1. Сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары.
2. Внешние факторы 2. Факторы, которые могут быть использованы в широком спектре отраслей.
3. Ресурс знаний 3. Проявление которых в малой степени зависит от фирмы.
4. Инфраструктура 4. Транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, жилой фонд, учреждения культуры и т.д.

10. В зависимости от уровня развития выделяют следующие группы факторов конкурентоспособности:

а) людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура;

б) основные и развитые факторы;

в) общие и специализированные факторы;

г) внешние и внутренние факторы.

11. Замените многоточие подходящим по контексту словом:

«…– это совокупность (множество) элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».

12. Замените многоточие подходящим по контексту словом:

«…–– это предел деления экономической системы с точки зрения решения конкретной задачи в рамках поставленной цели».

13. Установите соответствие между группой факторов конкурентоспособности и ее описанием:

1. Специализированные факторы 1. Сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары.
2. Внутренние факторы 2. Применяемые в ограниченном числе отраслей.
3. Ресурс знаний 3. Почти полностью определяемые руководством фирмы.
4. Развитые факторы 4. Современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными научными разработками.

14. По степени специализации фактора выделяют следующие группы факторов конкурентоспособности:

а) людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура;

б) основные и развитые факторы;

в) общие и специализированные факторы;

г) внешние и внутренние факторы.

16. Обратная связь системы управления конкурентоспособностью представлена:

а) требованиями, предложениями относительно продукции и услуг региона, (отрасли) поступающими из сферы потребления в саму систему или непосредственно к поставщикам входа системы;

б) выходными информационными ресурсами, в том числе с обратной связью с управляющим органом сверхсистемы и горизонтальными информационными связями с элементами внешней среды системы;

в) продукцией и услугами региона, в том числе сервисными;

г) экономическими ресурсами, поступающими в систему.

15. Внутренняя структура системы управления конкурентоспособностью региональной экономики включает:

а) управляющую подсистему;

б) управляемую подсистему;

в) подсистему маркетинга;

г) подсистему поставщиков;

д) подсистему посредников.

16. Установите соответствие между подсистемой системы управления конкурентоспособностью фирмы и формирующими подсистему функциональными блоками:

1. Управляющая подсистема 1. Закупочная подсистема, производственная подсистема, распределительная подсистема.
2. Управляемая подсистема 2. Подсистема научного сопровождения, целевая подсистема, организационно-структурная подсистема, информационно-технологическая подсистема.
3. Логистическая подсистема 3. Научные исследования и разработки, конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, материально-техническое обеспечение, производство, сбыт, сервис, утилизация.

17. Замените многоточие подходящим по контексту словом:

«Управление … на уровне региональной экономики представляет собой управление процессом формирования, поддержания конкурентных преимуществ и преодоления конкурентных слабостей»

20. Установите соответствие между научным подходом к управлению конкурентоспособностью региональной экономики и его характеристикой:

1. Комплексный подход 1. Усиление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления.
2. Интеграционный подход 2. Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя.
3. Маркетинговый подход 3. Определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов.
4. Структурный подход 4. Должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие аспекты управления конкурентоспособностью и их взаимосвязи.

18. Установите соответствие между научным подходом к управлению конкурентоспособностью региональной экономики и его характеристикой:

1. Ситуационный подход 1. Сущность состоит в оптимизации и рационализации экономических потоков региональной экономики
2. Логистический подход 2. Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя.
3. Маркетинговый подход 3. Определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов.
4. Структурный подход 4. Основан на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете неопределенных обстоятельств.

19. Установите порядок этапов управления конкурентоспособностью региональной экономики

1. Стратегический и тактический контроль, оценка процесса реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики

2. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики

3. Построение дерева целей управления конкурентоспособностью региональной экономики

4. Выделение ключевых источников формирования конкурентных преимуществ региональной экономики

5. Планирование мероприятий по реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики

6. Организация выполнения мероприятий по реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики

7. Мониторинг конкурентоспособности региональной экономики.

20. Замените многоточие подходящим по контексту словом:

«… – это желаемое состояние региональной экономики (либо ее отдельных подсистем) или результат ее деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени».

21. Замените многоточие подходящим по контексту словом:

«…- это долгосрочное качественно определенное направление развития региональной экономики, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри региональной экономики а также позиции региональной экономики в окружающей среде, приводящее фирму к ее целям».

25. Установите соответствие между типом стратегии и ее определением:

1. Корпоративная стратегия - 1. это стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и конкурентных стратегий.
2. Функциональные стратегии – 2. это стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ стратегической единицы бизнеса.
3. Конкурентная стратегия - 3. это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, формирование корпоративного портфеля. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, т.к. касаются предприятия в целом.

22. Корпоративная стратегия в рамках стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики включает стратегию формирования портфеля бизнесов?

а) да;

б) нет.

23.Установите соответствие между видом функциональных стратегий и примерами стратегий:

1. Маркетинговая стратегия 1. Обеспечение ускорения денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности, построение оптимальной структуры капитала и имущества предприятия.
2. Стратегия научных исследований и опытно-конструкторских разработок 2. Создание нового производства, реконструкция существующего производства, рассмотрение возможности использования материалов-заменителей, роботизация производства.
3. Производственная стратегия 3. Технологическое лидерство в отрасли, следование за технологическим лидером отрасли, освоение новой технологии.
4. Финансовая стратегия 4. Увеличение объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом, выход на новые рынки, освоение нового канала сбыта продукции

24. Замените многоточие подходящим по контексту словом:

«Под … конкурентоспособности понимают прогнозируемую величину ключевых факторов конкурентоспособности региональной экономики».

25. Этот документ содержит набор задач, связанных с разработкой среднесрочных и краткосрочных планов реализации стратегии, формированием требуемой для реализации стратегии организационной структуры региональной экономики, формированием команды по реализации стратегии, доведением до сведения персонала задач и функций реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики и т.п. Речь идет о:

а) стратегическом плане реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики;

б) программе выполнения стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики;

в) графике выполнения стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики;

г) стратегическом контроле.

26. Установите порядок этапов мониторинга конкурентоспособности региональной экономики.

1) Анализ информации, включающий оценку текущего состояния исследуемого объекта в сопоставлении с прошлыми тенденциями развития.

2) Контроль процессов, происходящих в исследуемом объекте с позиции их влияния на конкурентоспособность региональной экономики

3) Определение набора отслеживаемых параметров.

4) Сбор информации в ходе контроля.

5) Прогнозирование будущего состояния исследуемого объекта и внешней среды.

27. Отраслевой анализ включает следующие направления:

а) общий обзор ситуации в отрасли;

б) выявление движущих сил, вызывающих изменения в отрасли;

в) анализ конкурентной структуры отрасли;

г) все вышеперечисленное.

28. Конкурентный анализ включает следующие направления:

а) оценка степени монополизации рынка;

б) выявление движущих сил, вызывающих изменения в отрасли;

в) анализ конкурентной структуры отрасли;

г) все вышеперечисленное.

29. Установите порядок этапов мониторинга микросреды региональной экономики

1. Ранжирование факторов микросреды.

2. Прогнозирование развития микросреды и возможных изменений в ней.

3. Диагностика состояния факторов микросреды и определение основного круга проблем в каждом компоненте.

4. Определение основных путей управляемого изменения факторов микросреды для повышения конкурентоспособности региональной экономики

30. К факторам микросреды региональной экономики относятся:

а) поставщики;

б) потребители;

в) стратегия маркетинга;

г) финансы. Региональной экономики

31. Мониторинг внутренней среды включает:

а) мониторинг поставщиков;

б) мониторинг потребителей;

в) мониторинг кадрового среза;

г) мониторинг производственного среза..

32. SWOT– анализ – это:

а) комплексный анализ сильных и слабых сторон фирмы, возможностей и угроз внешней среды;

б) стратегический анализ внутренней среды фирмы;

в) анализ конкурентной среды региональной экономики;

г) анализ макросреды региональной экономики.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте содержание управления региональной конкуренцией и конкурентоспособностью на региональном уровне

2. Охарактеризуйте цели, задачи, принципы и функции управления региональной конкуренцией и конкурентоспособностью на региональном уровне

3. Назовите и охарактеризуйте технологию управления региональной конкуренцией и конкурентоспособностью на региональном уровне

4. Дайте опреление региональной конкурентной политики

5.Каковы основные положения региональной конкурентной политики в современных условиях

6.Сформулируйте роль правительства (администрации) региона. В стимулировании конкуренции и конкуретоспособности региона

7. Как соотносятся инвестирование, конкурентоспособность и цели социально-экономического регионального развития.

8. Охарактеризуйте внутреннюю антитрестовскую политику и ограничение прямой конкуренции.

9. Какова роль конкуренции в обеспечении инновационное развитие региональной экономики

10. Почему важно выделение сильных конкурентов в региональной экономике?

11.Объясните создание систем предупреждения с целью положительного отношения к конкуренции внутри региона.

12.Охарактеризуйте конкурентные позиции ЮФО, Краснодарского края, города Сочи

Наши рекомендации