Домашнее (творческое) задание 8

1.Презентации по вопросам темы «Кластеры в региональной эклномике и их роль в развитии конкуренции» на примере Краснодарского края

2.Составить глоссарий по теме занятия

3.Подготовка и обсуждение деловых ситуаций по формированию кластеров в муниципальной экономике города-курорта Сочи

На примере отраслей регионального хозяйства Российской Федерации, ЮФО, Краснодарского края, города-курорта Сочи (на выбор санаторно-курортного, туристского, гостиничного, транспортного, аграрно-промышленного, строительного, образовательного и других комплексов на выбор или по своему усмотрению) составить на основе данных Росстата за 2014 -2015 гг.

Ответить на вопросы теста

1. Установите соответствие между описанием и подходом к определению сущности понятия «конкуренция», в том числе и в кластерах

1. Экономический 1. Трактует конкуренцию с позиций группового (или классового) противостояния.
2. Социально-политический 2. Построен на воинственном противостоянии и крайних мерах.
3. Подход, построенный на «игре по правилам» 3. Предполагает режим диалога, хотя бы косвенного – через учет интересов других партнеров по взаимоотношениям

2. «… – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».

3. Конкуренцию определяют как:

а) состязательность на рынке, в том и в кластере;

б) элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение;

в) критерий, по которому устанавливается тип отраслевого рынка (подход основывается на современной теории морфологии рынка);

г) все вышеперечисленное верно.

4. Установите соответствие между уровнем экономики, например, на уровне кластера и соответствующими данному уровню субъектами конкуренции:

1. Микроуровень 1. Объединения фирм, отрасли экономики страны.
2. Мезоуровень 2. Физические лица, конкретные виды товаров, фирмы.
3. Макроуровень 3. Отдельные страны.

5. На основе представленной характеристики определите тип рынка: «Рынок состоит из множества покупателей и продавцов, товар дифференцирован, рынок сегментирован, товары продаются в широком диапазоне цен»:

а) рынок совершенной конкуренции;

б) рынок монополистической конкуренции;

в) рынок олигополии;

г) рынок чистой монополии.

6. Существует ли причинно-следственная связь между категориями «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества»?:

а) да;

б) нет.

7. «Национальный ромб» М. Портера включает следующие детерминанты:

а) параметры факторов;

б) сила (мощь) поставщиков;

в) родственные и поддерживающие отрасли;

г) угроза со стороны товаров-заменителей.

8. В общую систему детерминантов «национального ромба» М. Портер включил следующие вспомогательные детерминанты:

а) параметры факторов;

б) роль случая;

в) родственные и поддерживающие отрасли;

г) роль правительства.

9. Установите соответствие между свойством конкурентного преимущества и характеристикой данного свойства:

1. Относительный характер 1. Конкурентные преимущества представляют факторы внутренней или внешней среды субъекта хозяйствования.
2. Конкретность проявления в отношении рынка 2. Конкурентное преимущество проявляется только в процессе сравнения с другими аналогичными субъектами.
3. Динамический характер 3. Конкурентное преимущество обладает свойством временной динамики.
4. Факторное содержание 4. Категория «конкурентное преимущество» имеет четкую привязанность к определенным условиям рынка

10. «…– это подверженные временной динамике внутренние характеристики (в том числе динамические способности) субъекта (объекта) или факторы внешней среды, обеспечивающие ему превосходство над конкурентами на конкретном рынке в рассматриваемый период времени. Процесс формирования … должен опираться на принципы системного подхода». Вместо многоточия поставьте один из вариантов ответа:

а) конкурентные преимущества;

б) сравнительные преимущества;

в) абсолютные преимущества;

г) сравнительные издержки.

11. Хорошая репутация относится к конкурентным преимуществам низкого порядка?

а) да;

б) нет.

12. Конкурентным преимуществами могут быть факторы внешней среды?

а) да;

б) нет.

13. Матрица отраслевых конкурентных преимуществ, построенная относительно таких характеристик, как «величина преимущества» и «количество возможных преимуществ» выделяет четыре типа отраслей с разными условиями конкурентного успеха фирм. Установите соответствие между типом отрасли и его характеристикой:

1. Фрагментация 1. В отрасли могут быть реализованы лишь немногие преимущества, величина которых невелика. Дифференциация по отношению к конкурентам оказывается затруднительной.
2. Специализация 2. Наличие небольшого количества возможностей достижения конкурентных преимуществ, величина которых велика и которые поэтому относительно надежно защищены. В таких отраслях происходит разделение рынка между немногими крупными фирмами.
3. Патовая ситуация 3. Существуют многочисленные возможности достижения обширных конкурентных преимуществ. Превосходство в конкуренции относительно надежно защищается величиной достижимых преимуществ.
4. Объемность 4. Имеется много возможностей для завоевания конкурентных преимуществ, однако величина последних невелика, что делает их нестойкими. В этих условиях отдельным предприятиям редко удается завоевать доминирующее положение в отрасли

14. Установите соответствие между свойством категории «конкурентоспособность» и его характеристикой:

1. Конкретность проявления 1. Конкурентоспособность изменяется с течением времени и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде и других обстоятельств.
2. Динамический характер 2. Исследование конкурентоспособности необходимо теснее увязывать с конкретным уровнем конкурентного поля.
3. Многоуровневость 3. Привязанность конкурентоспособности к конкретным условиям и, прежде всего, к конкретному рынку и определенному периоду времени.

15. На объектном уровне конкурентоспособности исследуется конкурентоспособность:

а) продукции;

б) технологии;

в) фирмы;

г) региона.

16. Макроконкурентоспособность представляет собой конкурентоспособность:

а) страны;

б) региона;

в) отрасли;

г) фирмы.

17. Установите соответствие между категорией конкурентоспособности и ее субъектами:

1. Макроконкурентоспособность 1. Предприятия, индивидуальные предприниматели.
2. Мезоконкурентоспособность 2. Регион, отрасль, корпоративные структуры.
3. Микроконкурентоспособность 3. Страна.

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Охарактеризуйте понятие кластера как единицу региональной экономики и региональной конкуренции.

2. Каковы масштабы и границы кластеров и их роль в системе конкуренции

3. Как объяснить рождение, эволюцию (совершенствование) и упадок кластеров? 4.Назовите составные части кластеров.

5.Объясните соотношение локализации и конкуренции в региональной экономике

6.Какова организационная пространственная форма кластеров.

7 В чем заключаются преимущества кластеров в инновациях и образовании нового бизнеса.

8. Охарактеризуйте социальнаую экономию кластеров.

9. Объячните парадоксы месторасположения кластеров. Кластеры и экономическая политика.

10..Корпорации и объединения в кластерах.

11.Инициаативы кластеров в системе управления региональной конкурентоспособностью

Наши рекомендации