Домашнее (творческое) задание 1

1. Составить презентацию и структурно-логическую схему по теме: «Содержание, цели, задачи, принципы, функции и роль конкуренции и конкурентоспособности в системе региональной экономики».

2. Составить презентацию на тему «Законодательная и нормативно-инструктивная база конкуренции и конкурентоспособности в системе региональной экономики»

3. Представить, охарактеризовать и обсудить экономические деловые ситуации:

а) моделей и концепций Портера;

б) охарактеризовать, сравнить и оценить - научные подходы к исследованию конкуренции, классические и современные концепции и модели конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики;

4) Задача. Рассчитать на примере Краснодарского края объем и динамику природно-сырьевых, трудовых ресурсов, научный и управленческий потенциал, производственной базы, инфраструктуры. предпринимательский климат, стоимость рабочей силы и другие.

5) Дать оценку интенсивности конкуренции региона. ЮФО (на основе данных Росстата)

На примере отраслей регионального хозяйства Российской Федерации, ЮФО, Краснодарского края, города-курорта Сочи (на выбор санаторно-курортного, туристского, гостиничного, транспортного, аграрно-промышленного, строительного, образовательного и других комплексов на выбор или по своему усмотрению) составить на данных Росстата за 2014 -2015 гг. характеристику конкурентоспособности с учетом ресурсного потенциала, внутренней и внешней среды, факторов влияния, определить уровень конкуренции и конкурентоспособности.

Ключевые понятия: «конкурентоспособность «конкурентное преимущество», факторная и конкурентная природа конкурентного преимущества, конкурентная структура регионального рынка и содержание основных этапов формирования и реализации конкурентоспособности, формы, типы, уровни конкуренции и конкурентоспособности, базовые признаки, конкурентные преимущества. «конкурентоспособность «конкурентное преимущество», факторная и конкурентная природа конкурентного преимущества, конкурентная структура регионального рынка и содержание основных этапов формирования и реализации конкурентоспособности,

Следует обратить особое внимание на jсвоение понятий конкурентоспособность, ее внутренние и внешние факторы, классификация ключевых факторов успеха отраслей, содержание конкурентного анализа, показатели оценки степени монополизации рынка, стратегические группировки конкурентов и другие.

Задачи студента (группы студентов):

- рассмотреть роль и значение конкуренции и региональной конкурентоспособности в национальной, региональной, отраслевой, муниципальной экономике;

- охарактеризовать, сравнить и оценить - научные подходы к исследованию конкуренции, классические и современные концепции и модели конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики;

- показать объекты и субъекты, конкурентный потенциал и интенсивность региональной конкуренции и конкурентоспособности;

- исследовать факторы, оказывающих наиболее сильное влияние на региональную конкурентоспсобность (природно-сырьевых, трудовых ресурсов, научный и управленческий потенциал, производственной базы, инфраструктуры. предпринимательский климат, стоимость рабочей силы и другие);

- исследовать базовые признаки, уровень, динамику и резервы региональнойконкурентоспособности;

- выявить противоречия формирования конкурентоспособности региональной экономики.

Ответить на вопросы теста:

1. Установите соответствие между описанием и подходом к определению сущности понятия «конкуренция»:

1. Экономический 1. Трактует конкуренцию с позиций группового (или классового) противостояния.
2. Социально-политический 2. Построен на воинственном противостоянии и крайних мерах.
3. Подход, построенный на «игре по правилам» 3. Предполагает режим диалога, хотя бы косвенного – через учет интересов других партнеров по взаимоотношениям

2. «… – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».

3. Конкуренцию определяют как:

а) состязательность на рынке;

б) элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение;

в) критерий, по которому устанавливается тип отраслевого рынка (подход основывается на современной теории морфологии рынка);

г) все вышеперечисленное верно.

4. Установите соответствие между уровнем экономике и соответствующими данному уровню субъектами конкуренции:

1. Микроуровень 1. Объединения фирм, отрасли экономики страны.
2. Мезоуровень 2. Физические лица, конкретные виды товаров, фирмы.
3. Макроуровень 3. Отдельные страны.

5. На основе представленной характеристики определите тип рынка: «Рынок состоит из множества покупателей и продавцов, товар дифференцирован, рынок сегментирован, товары продаются в широком диапазоне цен»:

а) рынок совершенной конкуренции;

б) рынок монополистической конкуренции;

в) рынок олигополии;

г) рынок чистой монополии.

6. Существует ли причинно-следственная связь между категориями «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества»?:

а) да;

б) нет.

7. «Национальный ромб» М. Портера включает следующие детерминанты:

а) параметры факторов;

б) сила (мощь) поставщиков;

в) родственные и поддерживающие отрасли;

г) угроза со стороны товаров-заменителей.

8. В общую систему детерминантов «национального ромба» М. Портер включил следующие вспомогательные детерминанты:

а) параметры факторов;

б) роль случая;

в) родственные и поддерживающие отрасли;

г) роль правительства.

9. Установите соответствие между свойством конкурентного преимущества и характеристикой данного свойства:

1. Относительный характер 1. Конкурентные преимущества представляют факторы внутренней или внешней среды субъекта хозяйствования.
2. Конкретность проявления в отношении рынка 2. Конкурентное преимущество проявляется только в процессе сравнения с другими аналогичными субъектами.
3. Динамический характер 3. Конкурентное преимущество обладает свойством временной динамики.
4. Факторное содержание 4. Категория «конкурентное преимущество» имеет четкую привязанность к определенным условиям рынка

10. «…– это подверженные временной динамике внутренние характеристики (в том числе динамические способности) субъекта (объекта) или факторы внешней среды, обеспечивающие ему превосходство над конкурентами на конкретном рынке в рассматриваемый период времени. Процесс формирования … должен опираться на принципы системного подхода». Вместо многоточия поставьте один из вариантов ответа:

а) конкурентные преимущества;

б) сравнительные преимущества;

в) абсолютные преимущества;

г) сравнительные издержки.

11. Хорошая репутация относится к конкурентным преимуществам низкого порядка?

а) да;

б) нет.

12. Конкурентным преимуществами могут быть факторы внешней среды?

а) да;

б) нет.

13. Матрица отраслевых конкурентных преимуществ, построенная относительно таких характеристик, как «величина преимущества» и «количество возможных преимуществ» выделяет четыре типа отраслей с разными условиями конкурентного успеха фирм. Установите соответствие между типом отрасли и его характеристикой:

1. Фрагментация 1. В отрасли могут быть реализованы лишь немногие преимущества, величина которых невелика. Дифференциация по отношению к конкурентам оказывается затруднительной.
2. Специализация 2. Наличие небольшого количества возможностей достижения конкурентных преимуществ, величина которых велика и которые поэтому относительно надежно защищены. В таких отраслях происходит разделение рынка между немногими крупными фирмами.
3. Патовая ситуация 3. Существуют многочисленные возможности достижения обширных конкурентных преимуществ. Превосходство в конкуренции относительно надежно защищается величиной достижимых преимуществ.
4. Объемность 4. Имеется много возможностей для завоевания конкурентных преимуществ, однако величина последних невелика, что делает их нестойкими. В этих условиях отдельным предприятиям редко удается завоевать доминирующее положение в отрасли

14. Установите соответствие между свойством категории «конкурентоспособность» и его характеристикой:

1. Конкретность проявления 1. Конкурентоспособность изменяется с течением времени и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде и других обстоятельств.
2. Динамический характер 2. Исследование конкурентоспособности необходимо теснее увязывать с конкретным уровнем конкурентного поля.
3. Многоуровневость 3. Привязанность конкурентоспособности к конкретным условиям и, прежде всего, к конкретному рынку и определенному периоду времени.

15. На объектном уровне конкурентоспособности исследуется конкурентоспособность:

а) продукции;

б) технологии;

в) фирмы;

г) региона.

16. Макроконкурентоспособность представляет собой конкурентоспособность:

а) страны;

б) региона;

в) отрасли;

г) фирмы.

17. Установите соответствие между категорией конкурентоспособности и ее субъектами:

1. Макроконкурентоспособность 1. Предприятия, индивидуальные предприниматели.
2. Мезоконкурентоспособность 2. Регион, отрасль, корпоративные структуры.
3. Микроконкурентоспособность 3. Страна.

Критерии оценки теста – за правильный ответ на 4 вопроса теста -1 балл

Контрольные вопросы для самопроверки по теме 1

1.​ Охарактеризуйте понятия категорий «конкуренция», «конкурентные отношения», «конкурентоспособность»

2.​ Что представляет собой типология научных подходов к исследованию конкуренции, концепции

3.Назовите научные подходы и их авторов, этапы исследования конкуренции и конкурентоспособности

4. Перечислите модели конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

5.​ Назовите отличия следующих подходов к определению сущности понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность»: экономический, социально-политический и подход, построенный на «игре по правилам»?

6.​ Дайте определение конкуренции как критерия, по которому устанавливается тип отраслевого рынка

7. В чем заключаются отличия экономического и социально-политического подходов к определению содержания категорий «конкуренция», «конкурентоспособности»?

8.​ Перечислите и охрактеризуйте объекты и субъктов конкуренции и конкурентоспособности

9.​ Назовите и кратко охарактеризуйте формы, виды и типы конкуренции.

10.​ Перечислите типы рынков в современных теории и практике

11. Дайте характеристику типов рынка и приведите примеры.

12. Определите взаимосвязь между конкурентной стратегией и конкурентными преимуществами в региональной экономике

13.​ Охарактеризуйте эволюционные этапы теории конкурентных преимуществ.

14.​ Перечислите типы, виды и методы и уровень интенсивности конкуренции и дайте их характеристику.

15.Перечислите и охарактеризуйте основные и вспомогательные детерминанты страны в «национальном ромбе» М. Портера.

16.​ Почему «параметры спроса» «национального ромба» М. Портера включает только внутренний спрос?

17. Перечислите этапы традиционного жизненного цикла конкурентного преимущества.

18.​ Назовите и охарактеризуйте факторы конкурентоспособности

19. Что представляют собой конкурентные преимущества и какими основными свойствами они обладают?

20.​ В чем состоит факторная природа конкурентного преимущества?

21. Дайте определение конкурентного потенциала и конкурентных преимуществ в региональной экономике (на примере Краснодарского края)

22.Охарактеризуйте понятие базовых признаков и условий конкурентоспособности региона – природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный и управленческий потенциал, производственная база, инфраструктура. предпринимательский климат, стоимость рабочей силы и другие.

23. Какие факторы, определяют интенсивность конкуренции региона?

24. Назовите противоречия формирования конкурентоспособности региональной экономики

25. Почему необходимо учитывать свойство конкретности проявления конкурентного преимущества в отношении рынка и времени?

26.​ Перечислите основные отличия конкурентных преимуществ высокого и низкого порядка. Приведите примеры каждого типа конкурентных преимуществ.

27.​ Какие факторы относятся к внешним факторам конкурентных преимуществ?

28.​ Перечислите основные внутренние факторы, формирующие конкурентные преимущества региональной экономики.

29.​ В чем разница между понятиями «конкурентное преимущество» и «источник конкурентного преимущества»?

29.​ Каково отличие реальных и потенциальных конкурентных преимуществ?

30.​ Что такое конкурентные слабости?

31.​ Раскройте сущность понятия «отраслевые конкурентные преимущества».

32.​ Перечислите основные свойства категории «конкурентоспособность».

33.​ Раскройте сущность свойства конкурентоспособности «конкретность проявления».

34.​ Почему конкурентоспособность является функцией конкурентных преимуществ и слабостей?

35.​ Охарактеризуйте многоуровневость конкурентоспособности. На каких уровнях исследуется конкурентоспособность?

36.​ В чем проявляется свойство конкурентоспособности «противоречивость»?

37.​ Какие объекты исследуются на объектном уровне конкурентоспособности?

38.​ В чем состоит основное отличие конкурентоспособности объекта и субъекта?

39.​ Дайте определение конкурентоспособности региональной экономики

40.​ Представьте определение конкурентоспособности фирмы, региональной экономики

41.​ Назовите группы факторов конкурентоспособности в зависимости от роли факторов в создании конкурентного преимущества.

42.​ Какие группы факторов конкурентоспособности фирмы выделяют в зависимости от уровня развития фактора?

43.​ Назовите группы факторов конкурентоспособности в зависимости от степени фактора специализации.

Наши рекомендации