Домашнее (творческое) задание 3
1.Составить презентацию конкурентной среды на примере РФ.
2.Составить глоссарий категорий по теме занятия.
3 Составить и презентовать пример конкурентной среды и ее сторон внутренней и внешней на примере санаторно-курортной отрасли Сочи и Крыма.
4. Составить анализ: конкурентной среды и структуры региона гостиничного бизнеса в Сочи (интенсивности конкуренции на рынке, построение конкурентной карты рынка, сегментация конкурентов, анализ - угрозы появления новых конкурентов, угрозы появления товаров-заменителей
5. Деловая ситуация. Составить и презентовать примеры барьеров стратегического группирования конкурентов в сельском хозяйстве Кубани.
6.Исследовать и представить бенчмаркинг, например, сети питания (ресторанов и баров Сочи)
7.Определить и презентовать ключевые факторы успеха в туризме(на примере РФ)
8.Задача и деловая ситуация. Составьте лист оценки конкурентной среды по следующим показателям: степень территориального охвата, доля рынка, конкурентные преимущества, ресурсный потенциал, размер и объем регионального производства, структура, клиентуры и их лояльность, защищенность барьерами вхождения, степень регулирования рынка, себестоимость и цена, рентабельность, качество, уникальность, патентная защищенность, престиж, гарантии и другие.(на примере Краснодарского края в 2015г.)
Ключевые понятияконкурентная среда, внутренняя среда, внешняя среда, элементы внутренней и внешней среды, конкурентная структура рынка,
Следует обратить особое внимание на своение понятий конкурентоспособность, ее внутренние и внешние факторы, классификация ключевых факторов успеха отраслей, содержание конкурентного анализа, показатели оценки степени монополизации рынка, стратегические группировки конкурентов, барьеры и другие.
Задачи студента (группы студентов):
- рассмотреть роль и значение конкурентной среды в национальной, региональной, отраслевой, муниципальной экономике;
- охарактеризовать, сравнить и оценить - научные подходы к исследованию конкурентной среды;
- показать степень регулирования рынка, интенсивность региональной конкуренции и конкурентоспособности в зависимости от конкурентной среды;
- исследовать факторы, оказывающих наиболее сильное влияние на региональную конкурентную среду ( факторов природно-сырьевых, трудовых ресурсов, научный и управленческий потенциал, производственной базы, инфраструктуры. предпринимательский климат, стоимость рабочей силы на региональном рынке и другие).
Ответить на вопросы теста:
Анализ отраслевой конкурентной среды
1. К движущим силам, вызывающим изменения в отрасли относится:
а) технологические изменения;
б) маркетинговые инновации;
в) вход или выход главных фирм отрасли;
г) все вышеперечисленное.
2. К движущим силам, вызывающим изменения в отрасли относится:
а) увеличение глобализации отрасли;
б) изменения в стоимости и эффективности производства отраслевого продукта;
в) переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных;
г) все вышеперечисленное.
3. Основные направления отраслевого анализа включают:
а) анализ конкурентной структуры отрасли; оценку интенсивности конкуренции и степени монополизации отраслевого рынка; построение конкурентной карты рынка; анализ стратегических групп конкурентов;
б) общий обзор ситуации в отрасли; анализ движущих сил, вызывающих изменения в отрасли; выявление ключевых факторов успеха отрасли;
в) анализ способности поставщиков отрасли торговаться; анализ способности потребителей отрасли торговаться; анализ интенсивности соперничества между имеющимися в отрасли конкурентами; анализ угрозы появления в отрасли новых фирм; анализ угрозы появления товаров и услуг-заменителей;
г) анализ возможностей и угроз внешней среды, анализ сильных и слабых сторон организации.
4. Под … факторами успеха понимается набор факторов-детерминантов успеха данной отрасли.
5. К ключевым факторам успеха отрасли относится:
а) наличие развитой специализированной отраслевой инфраструктуры;
б) изменения в стоимости и эффективности производства отраслевого продукта;
в) переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных;
г) все вышеперечисленное.
6. К ключевым факторам успеха отрасли, связанным с производством относится:
а) высокая производительность труда;
б) гибкость производства при изменении моделей и размеров;
в) удобный и доступный сервис и техническое обслуживание;
г) все вышеперечисленное.
7. Высокая фондоотдача относится к ключевым факторам успеха отрасли, связанным с:
а) производством;
б) маркетингом;
в) технологией;
г) квалификацией.
8. Способность к инновациям в производственных процессах относится к ключевым факторам успеха отрасли, связанным с:
а) производством;
б) маркетингом;
в) технологией;
г) квалификацией.
9. Точное удовлетворение потребительских запросов относится к ключевым факторам успеха отрасли, связанным с:
а) распределением;
б) маркетингом;
в) технологией;
г) квалификацией.
10. Наличие собственной торговой сети отраслевых компаний в региональной экономике относится к ключевым факторам успеха отрасли, связанным с:
а) распределением;
б) маркетингом;
в) технологией;
г) квалификацией.
Конкурентный анализ
1. К факторам, определяющим остроту конкурентной борьбы на отраслевом рынке относится:
а) число фирм на отраслевом рынке;
б) размер отраслевого рынка;
в) темпы роста отраслевого рынка;
г) все вышеперечисленное.
2. К факторам, определяющим остроту конкурентной борьбы на отраслевом рынке относится:
а) наличие излишних производственных мощностей на отраслевых предприятиях;
б) барьеры входа и выхода из отрасли;
в) уровень стандартизации отраслевого продукта;
г) все вышеперечисленное.
3. К направлениям конкурентного анализа относится:
а) анализ конкурентной структуры отрасли;
б) оценка интенсивности конкуренции и степени монополизации отраслевого рынка;
в) выявление ключевых факторов успеха отрасли;
г) все вышеперечисленное.
4. К направлениям конкурентного анализа относится:
а) построение конкурентной карты рынка;
б) анализ стратегических групп конкурентов;
в) выявление ключевых факторов успеха отрасли;
г) анализ движущих сил, вызывающих изменения в отрасли.
5. Оценка конкурентной структуры отрасли предусматривает анализ следующих конкурентных сил, выделенных М. Портером:
а) анализ конкурентной структуры отрасли; оценку интенсивности конкуренции и степени монополизации отраслевого рынка; построение конкурентной карты рынка; анализ стратегических групп конкурентов;
б) общий обзор ситуации в отрасли; анализ движущих сил, вызывающих изменения в отрасли; выявление ключевых факторов успеха отрасли;
в) анализ способности поставщиков отрасли торговаться; анализ способности потребителей отрасли торговаться; анализ интенсивности соперничества между имеющимися в отрасли конкурентами; анализ угрозы появления в отрасли новых фирм; анализ угрозы появления товаров и услуг-заменителей;
г) анализ возможностей и угроз внешней среды, анализ сильных и слабых сторон организации.
6. М. Портер выделил 5 сил, определяющих конкурентную структуру отрасли. Анализ конкурентной силы «Угроза появления новых конкурентов» предусматривает:
а) анализ отраслевых барьеров «входа-выхода» и источников возникновения новых фирм;
б) анализ появления товаров-заменителей и источников возникновения новых фирм;
в) анализ интенсивности конкуренции на отраслевом рынке;
г) все выше перечисленное.
7. Установите порядок этапов мониторинга конкурентоспособности региональной экономики.
1) Анализ информации, включающий оценку текущего состояния исследуемого объекта в сопоставлении с прошлыми тенденциями развития.
2) Контроль процессов, происходящих в исследуемом объекте с позиции их влияния на конкурентоспособность региональной экономики
3) Определение набора отслеживаемых параметров.
4) Сбор информации в ходе контроля.
5) Прогнозирование будущего состояния исследуемого объекта и внешней среды.
8. Отраслевой анализ включает следующие направления:
а) общий обзор ситуации в отрасли;
б) выявление движущих сил, вызывающих изменения в отрасли;
в) анализ конкурентной структуры отрасли;
г) все вышеперечисленное.
9. Конкурентный анализ включает следующие направления:
а) оценка степени монополизации рынка;
б) выявление движущих сил, вызывающих изменения в отрасли;
в) анализ конкурентной структуры отрасли;
г) все вышеперечисленное.
10. Установите порядок этапов мониторинга микросреды региональной экономики
1. Ранжирование факторов микросреды.
2. Прогнозирование развития микросреды и возможных изменений в ней.
3. Диагностика состояния факторов микросреды и определение основного круга проблем в каждом компоненте.
4. Определение основных путей управляемого изменения факторов микросреды для повышения конкурентоспособности региональной экономики
11. К факторам микросреды региональной экономики относятся:
а) поставщики;
б) потребители;
в) стратегия маркетинга;
г) финансы. Региональной экономики
12. Мониторинг внутренней среды включает:
а) мониторинг поставщиков;
б) мониторинг потребителей;
в) мониторинг кадрового среза;
г) мониторинг производственного среза..
13. SWOT– анализ – это:
а) комплексный анализ сильных и слабых сторон фирмы, возможностей и угроз внешней среды;
б) стратегический анализ внутренней среды фирмы;
в) анализ конкурентной среды региональной экономики;
г) анализ макросреды региональной экономики;
14. Построение конкурентной карты рынка региональной экономики включает следующие этапы:
а) формирование групп фирм, находящихся на рынке в зависимости от их рыночной доли;
б) формирование групп фирм, находящихся на рынке в зависимости от темпов роста рыночной доли;
в) представление конкурентной карты рынка в матричной форме;
г) все вышеперечисленное.
15. Стратегическая группа конкурентов представляет собой:
а) объединение отраслевых фирм, имеющих похожие корпоративные стратегии;
б) объединение фирм с похожими стратегическими характеристиками и конкурирующими на одной и той же ресурсной и товарной базе;
в) объединение стратегических конкурентов товарного рынка.
16. Барьерами, отделяющими одну стратегическую группу от другой являются:
а) размер предприятий, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила;
б) уникальные технологии, география сбыта товаров, число целевых рыночных сегментов;
в) используемые каналы сбыта, уровень вертикально интеграции, качество товаров;
г) уровень используемых цен, возможности в области НИОКР, позиции в области издержек, характер сервисного обслуживания;
д) все вышеперечисленное.
17. Конкурентная карта рынка представляет собой матрицу двух пар характеристик:
а) темп роста рынка, конкурентоспособность фирм;
б) товар, рынок;
в) рыночная доля фирм, темп роста рыночной доли;
г) лидеры рынка, аутсайдеры рынка.
18. Установите порядок выполнения этапов при построении карты стратегической группировки конкурентов:
1. Выявляются конкурентные характеристики, которые выступают в качестве барьеров, отделяющих одну стратегическую группу от другой.
2. Классифицируются предприятия в соответствии с выделенными конкурентными характеристиками.
3. Предприятия с похожими значениями конкурентных характеристик объединяются в стратегические группы.
4. На карте стратегической группировки каждая группа изображается геометрической фигурой, размер которой прямо пропорционален объему продаж данной стратегической группы.
19. Построение карт стратегической группировки производится с учетом следующих требований:
а) переменные, используемые для построения карты должны отражать существенные отличия конкурентов;
б) переменные карты стратегической группировки должны носить дискретный характер;
в) выделенные для построения карты переменные, характеризующие барьеры отделения одной стратегической группы от другой, не должны коррелировать между собой;
г) при выделении более двух барьеров, отделяющих стратегические группы, строится несколько карт стратегической группировки;
д) все вышеперечисленное.
20. Построение карт стратегической группировки производится с учетом следующих требований:
а) переменные, используемые для построения карты должны отражать существенные отличия конкурентов;
б) переменные карты стратегической группировки должны носить дискретный характер;
в) выделенные для построения карты переменные, характеризующие барьеры отделения одной стратегической группы от другой, не должны коррелировать между собой;
г) при выделении более двух барьеров, отделяющих стратегические группы, строится несколько карт стратегической группировки;
д) все вышеперечисленное.
21. Какие из утверждений верны:
а) предприятия одной стратегической группы являются очевидными соперниками и непосредственно конкурируют друг с другом;
б) предприятия из расположенных далеко друг от друга на стратегической карте стратегических групп вряд ли вообще могут конкурировать;
в) чем ближе на стратегической карте расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество;
г) различные стратегические группы конкурентов опираются на разные конкурентные преимущества, имеют различную потенциальную прибыльность, испытывают различную степень угрозы со стороны товаров-заменителей;
д) все вышеперечисленное верно.
22. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«Конкурентная … - это законный способ сбора и анализа информации, позволяющей судить о возможностях, намерениях, уязвимости бизнес-конкурентов. Информация собирается с использованием открытых источников и исследований, подготовленных с соблюдением этических норм».
23. К законным методам конкурентной разведки относятся:
а) негласный контроль за деловой корреспонденцией;
б) засылка агентов или в окружение ведущих специалистов;
в) подкуп сотрудников закрытых подразделений конкурента;
г) получение информации в органах гостатистики;
д) изучение товарных образцов и рекламных материалов конкурентов.
24. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
« … - исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности собственной фирмы».
25. Объектами конкурентной разведки являются:
а) конкуренты;
б) конкурентная среда;
в) технологическая среда;
г) потребители;
д) все вышеперечисленное.
26. Установите порядок этапов бенчмаркинга.
А). Выявление партнеров по анализу превосходства, т.е. поиск лучших предприятий, которые по возможности должны иметь высокую степень сопоставимости с собственной компанией.
Б) Сбор информации. Этот этап включает не только сбор качественных данных, но и изучение (описание) содержания труда, процессов и факторов, которые объясняют продуктивность работы предприятия.
В) Определение объекта анализа превосходства. В зависимости от целей исследования объектом анализа могут быть предприятие в целом, его отдельные подразделения, товары и др.
Г) Анализ информации и поиск возможностей улучшения деятельности предприятия, укрепления его конкурентных позиций.
Контрольные вопросы для самопроверки по теме 3
1. Охарактеризуйте понятие конкурентной среды в региональной экономике
2. Раскройте содержание и основные элементы внутренней конкурентной среды в региональной экономике
3. Назовите основные элементы внешней конкурентной среды регионаольной экономики
4. Охарактеризуйте факторы стратегического и нестратегического характера в отраслях и региональной экономике
5. Дайте характеристику конкурентной структуры региона(на примере Краснодарского края
6. Какова взаимосвязь конкурентной среды и формирования конкурентных преимуществ региональной экономики?
7.Как формируются спрос и предложение на рынке в конкурентной среде и какое влияние они оказывают в свою очередь на формирование формирование конкуренции и конкурентоспособности
8. Охарактеризуйте алгоритм анализа конкурентной среды
9. Что представляет собой конкурентная структура региона (отрасли): полиполия, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия в региональной экономике
10. Какое влияние оказывает на конкурентную среду интенсивнось конкуренции на рынке
11. Охарактеризуйте конкурентнную карту рынка и цель ее построение
12. В чем заключается сегментация конкурентов?
13.Как действует на конкурентную среду угроза появления новых конкурентов и появления товаров-заменителей
14. В чем заключается оценка степени монополизации регионального рынка?
15. Что представляет собой комплексная оценка интенсивности конкуренции на рынке.
17. Назовите барьеры стратегического группирования конкурентов.
18. Охарактеризуйте методические подходы к построению карт стратегической группировки конкурентов.
19. Что представляет собой конкурентная разведка?
20. Назовите методы и типы конкурентной разведки.
21. Охарактеризуйте понятие бенчмаркинг.
22. Дайте определение и ъхарактеристику понятия - ключевые факторы успеха
23. Перечислите основные компоненты внешнего окружения в конкурентной среде.
24. Какие факторы включает конкурентная макросреда системы региональной экономики?
25. Какими компонентами представлена мезосреда региональной экономики?
26. Охарактеризуйте содержанияе понятия конкурентная среда, в том числе в региональной экономике. Что представляет собой конкурентная среда региональной экономики? Что входит в организационно-структурную характеристику отрасли, региональной экономики?
27. Что представляют собой внутренняя и внешняя конкурентная среда?
28. Дайте характеристику внутренней конкурентной среды в региональной экономике
29. Каковы особенности внешней конкурентной среды?
30. Охарактеризуйте суть конкурентного анализа: конкурентной структуры региона( отрасли), интенсивности конкуренции на рынке, построение конкурентной карты рынка, сегментация конкурентов, анализ -угрозы появления новых конкурентов, угрозы появления товаров-заменителей
31. Чем характеризуется конкурентная структура региона и факторы влияния на показатели конкурентоспособности (на примере Краснодарского края)
32. Дайте характеристику оценки степени монополизации на региональном рынке
33. Что представляет собой комплексная оценка интенсивности конкуренции на рынке?
34. Назовите барьеры стратегического группирования конкурентов. На какие основные группы делятся нестратегические барьеры региональной экономики?
35. Охарактеризуйте методические подходы к построению карт стратегической группировки конкурентов. Перечислите основные направления отраслевого анализа региональной экономики.
36.Дайте определение конкурентной разведки: методы и типы конкурентной разведки. Бенчмаркинг.
37.Как соотносится конкурентная структура рынка: полиполия, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия, в региональной экономике
38. Дайте определение понятия «Ключевые факторы успеха»
39. Перечислите основные компоненты внешнего окружения системы управления конкурентоспособностью региональной экономики.
40. Какие факторы включает макросреда системы управления конкурентоспособностью региональной экономики?
41. Какими компонентами представлена мезосреда системы управления конкурентоспособностью региональной экономики?
42. Почему специализированная инфраструктура выделяется как самостоятельный компонент мезосреды системы управления конкурентоспособностью региональной экономики?
43. Чем представлена специализированная инфраструктура с позиции объектного структурирования?
44. Охарактеризуйте внутриотраслевую конкурентную среду как компонент мезосреды системы управления конкурентоспособностью региональной экономики?
45. Перечислите основные факторы микросреды системы управления конкурентоспособностью региональной экономики.
46. В чем сущность и специфика мониторинга микросреды региональной экономики?
47. Охарактеризуйте этапы мониторинга микросреды региональной экономики
48. В чем сущность и специфика мониторинга внутренней среды фирмы?
49. Охарактеризуйте содержание мониторинга внутренней среды региональной экономики?
50.Приведите примеры стратегий конкурентного поведения региональной экономикив зависимости от стадии жизненного цикла региональной экономики?.
51.Какие основные направления включает этап мониторинга конкурентоспособности анализ конкурентоспособности региональной экономики?
52. Что понимают под движущими силами отрасли, региональной экономики? Перечислите примеры движущих сил отрасли, региональной экономики.
53. Что входит в общий обзор ситуации в региональной экономике?
54. Какие стадии включает жизненный цикл отрасли, региональной экономики? Представьте краткую характеристику каждой стадии.
55. Какие направления анализа осуществляются в рамках оценки текущего состояния отрасли, региональной экономики?
56. Что понимают под ключевыми факторами успеха отрасли, региональной экономики?
Приведите примеры ключевых факторов успеха отрасли, региональной экономики?
57. Охарактеризуйте методику анализа конкурентной структуры отрасли на основе пяти конкурентных сил М. Портера ( для региональной экономики).
58. Приведите примеры источников возникновения в отрасли, региональной экономике новых фирм.
59. Приведите примеры нестратегических барьеров входа в отрасль, региональную экономику?
60. Приведите примеры стратегических барьеров входа в отрасль.
61. На основе каких показателей производят оценку степени монополизации рынка?
62. Какие типы рынка выделяют по степени концентрации рынка?