Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

В рыночной экономике можно выделить две основные функции государства:

1. Системоформирующая:

· Формирование рыночной инфраструктуры;

· Разгосударствление и приватизация;

· Формирование правовой базы функционирования рыночной экономики;

· Создание рынков (земли, информации, ценных бумаг, образовательных и медицинских услуг и т. д.)

2. Системоутверждающая:

· Поддержка предпринимательства и малого бизнеса;

· Приведение отраслевой структуры национального хозяйства в соответствие с требованиями рыночной экономики (ликвидация производств, выпускающих невостребованную продукцию; поощрений сфер деятельности, пользующихся спросом);

· Организационное оформление экономических интересов производителей и потребителей (стимулирование создания саморегулирующихся организаций).

Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.

5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует следующие цели:

1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни;

2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов;

3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией;

4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать;

5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы;

6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши;

7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов;

8. Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок;

Этот перечень можно дополнить и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые из них могут противоречить другим или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать повышение цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить экономический рост. Следовательно,

общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет как минимум следующие экономические функции:

o создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;

o защиту конкуренции;

o производство социально значимых товаров (услуг);

o защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;

o перераспределение доходов и ресурсов

o стабилизацию экономики.

Воздействие государства на экономику в условиях рынка сводится к созданию и постоянной корректировке условий для того, чтобы она нормально, без серьезных сбоев функционировала и успешно развивалась, приспосабливаясь к существующей социально-экономической системе и изменяющимся условиям.

Методы государственного регулирования экономики,т.е. способы воздействия на ее субъектов, их поведение, по форме подразделяются на активные и пассивные, по адресности - на прямые и косвенные, по содержанию - на правовые, административные и экономические.

Активные методы предполагают оперативные регулирующие действия государственных органов в ответ на меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за ее пределами. К ним можно отнести, например манипулирование Центральным банком ставкой рефинансирования.

Пассивные методы заключаются в создании системы долговременных норм и правил (обязательных и рекомендательных), которым должны следовать субъекты, чтобы в максимальной степени реализовать собственные интересы при одновременном соблюдении интересов общества. В этом случае государство только пресекает нарушения обязательных требований. Пассивным методом государственного регулирования экономики служит издание соответствующих законодательных актов и контроль их исполнения.

Прямые методы регулирования характеризуются адресностью, направленностью на конкретных субъектов или процессы.

В качестве примера можно привести:

§ государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг конкретными производителями;

§ безвозвратное целевое финансирование тех или иных территорий, отраслей, предприятий (субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней - общенациональных, региональных, местных);

§ адресные льготные кредиты производителям;

§ финансирование строительства объектов государственной собственности;

§ ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;

§ лицензирование отдельных видов деятельности, внешнеторговых операций и пр.

Игнорирование хозяйствующими субъектами такого рода действий со стороны государства влечет либо экономические потери, либо административные санкции.

Косвенные методы не имеют непосредственного адресата и направлены на экономическое пространство в целом, определяя "правила игры" в нем. Они опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от прямых методов регулирования косвенные действуют автоматически. Неподчинение им обычно влечет экономические потери. Косвенными методами государственного регулирования экономики можно считать:

§ экономическое прогнозирование, в результате которого частные фирмы получают достаточно надежные ориентиры для своего развития, осуществления инвестиционных проектов;

§ определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.п.;

§ манипулирование налогами и системой налоговых льгот;

§ регулирование цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется.

Таким образом, государство, используя прямые или косвенные рычаги воздействия на экономические интересы, влияет на поведение субъектов хозяйствования. Рассмотрим теперь методы государственного регулирования экономики с точки зрения их содержания.

Правовые методы опираются на систему нормативных актов, требованиям которых в обычных условиях должны следовать все субъекты хозяйственной деятельности. Речь идет, например, о правовых нормах, определяющих условия заключения контрактов, функционирования предприятий; взаимных обязательствах в области трудовых отношений; нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т.п.

Правовые нормы и механизм их применения являются основой государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. В современном цивилизованном обществе в правовой форме осуществляются практически все хозяйственные процессы. Это придает им особый конституирующий статус, проявляющийся в том, что они могут сдерживать ее развитие, создавать для него необходимый простор и задавать нужное направление или вообще "отпускать на самотек", как это произошло, например, в эпоху горбачевской и ельцинских реформ. Грамотно построенная система законодательства и его правильное применение могут существенно ускорить экономическое развитие страны, повысить эффективность хозяйственных процессов.

Исходя из сказанного, необходимо, чтобы система правовых норм соответствовала реальному состоянию общества, в частности экономики (что требует их тщательного изучения и осмысления), создавала необходимый простор для развития позитивных тенденций и пресекала негативные.

К административным методам регулирования экономики относятся:

§ запрещение какой-либо деятельности, признание тех или иных товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению;

§ разрешение (лицензирование, квотирование и пр.) на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия);

§ принуждение (проводить природоохранные мероприятия, обеспечивать безопасные условия труда работникам);

§ контроль (над доходами, ценами и пр.).

Эти меры не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на "силу" приказа, государственной власти.

Административные методы регулирования в развитых странах используются в незначительных масштабах. Их сфера ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для поддержки социально слабо защищенных слоев населения, осуществлением внешнеэкономических контактов.

Так, государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров (например, в 2006 г. в Россию был запрещен ввоз вин из Грузии и Молдовы, минеральной воды "Боржоми", мяса, поставляемого польскими фирмами, и пр.). Государство обязывает предприятия организовывать на местах производственное обучение, повышать квалификацию персонала, создавать безопасные условия для работников.

Экономические методы влияют на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

§ налоги и бюджетные выплаты, посредством которых осуществляется прямое адресное воздействие на хозяйствующих субъектов;

§ денежно-кредитные инструменты (манипулирование учетной ставкой, осуществляемое Центральным банком, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты обязаны хранить в Центральном банке, операции с государственными ценными бумагами, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение). При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении;

§ амортизационная политика;

§ программирование, прогнозирование, планирование экономики;

§ создание объектов государственной собственности и осуществление на их базе предпринимательской и иной деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование частного бизнеса.

Среди методов государственного регулирования экономики нет совершенно непригодных и неэффективных, нужны все; главное при этом - определить те области, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

В современных условиях государство является активным субъектом экономики. Она занимается как непосредственным ведением хозяйства, так и осуществляет определенные регулятивные функции относительно всего общественного производства. Экономических функции государства многоплановы, но их можно сгруппировать по определенным направлениям:

ü Обеспечение правового поля, в рамках которого осуществляется производство. Законодательное определение отношений собственности, правового статуса всех участников общественного производства, их права и обязанности при условии нарушения установленных норм и законов.

ü Уменьшение, а по возможности и ликвидация негативных последствий рыночного саморегулирования. К этому направлению относится, прежде всего, защита конкуренции и ограничение монополизма. Важной составляющей является борьба против высокой инфляции и безработицы.

ü Перераспределение доходов посредством налогового механизма и частично через регулирование цен. Это направление обеспечивает как активное управление макроэкономическими процессами, так и уменьшение неравномерности в распределении доходов.

ü В современных условиях самым важным направлением вмешательства государства в экономическую жизнь общества является формирование информационной инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ней всем членам общества.

ü Обеспечение граждан общественными благами, к которым относятся государственное управление, безопасность общества и человека, оборона, здравоохранение, образование и т.д.

Государственное регулирование экономики осуществляется через ряд мер, которые принято называть экономической политикой. Эта политика базируется на стратегических целях государства, которые отражают интересы всех общин и направлены на развитие общества и благосостояния его членов. Поскольку стратегические ориентиры отражают главные цели всего общества, а их достижение требует многоплановых действий, то и государственная экономическая политика по своим направлениям охватывает все сферы общественной жизни.

3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика)

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Россия планирует развивать экономику страны по инновационному пути. В Концепции рассматривается модель инновационного социально ориентированного развития. Наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагается создание и активизация новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, а также ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Данная концепция подразумевает два этапа.

Первый этап (2008 - 2012 гг.) уже миновал. Он базировался на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в "традиционных" сферах - энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Подробнее рассмотрим второй этап, в котором находится экономика России на данный момент.

Второй этап (2013 - 2020 гг.) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшении качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики. Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:

1) в области развития человеческого потенциала:

- распространение стандартов здорового образа жизни;

- улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;

- создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления и др.;

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

- адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации;

- обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора, финансовых рынков;

- снижение инфляции до уровня 3 - 3,5% в год и др.;

2) в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

- интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;

- расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей "экономики знаний" в значимый фактор экономического роста;

- внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, расширение производства электроэнергии на основе АЭС и альтернативных возобновляемых источников;

- расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;

- транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых и др.;

3) в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

- обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;

- формирование зон свободной торговли с заинтересованными странами-соседями на евразийском пространстве;

- расширение гибких разносторонних отношений с мировыми экономическими центрами, расширение участия в региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона;

- превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства; - превращение российского рубля в ведущую региональную валюту и создание на евразийском пространстве рублевой зоны;

в области сбалансированного пространственного развития:

- комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны;

- снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;

- обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов.

В процессе реализации программ второго этапа планируется достижение следующих показателей (приведены в таблице ниже):

Показатель Значение
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет
Рост ВВП, % 164-166
Рост производительности труда, % 171-178
Снижение энергоемкости ВВП, % 70-75
Рост реальных располагаемых доходов населения, % 164-172
Рост инвестиций в основной капитал, % 215-223
Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП
Расходы на образование на конец периода, % к ВВП 6-7
Расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП 6,7-7

Развитие после 2020 г. - закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Заключение

Общепризнанным является тот факт, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Встает вопрос лишь о масштабах вмешательства государства в экономику. В свою очередь, государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства в экономику.

Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. При рассмотрении данной темы мною была использована нормативная литература, учебные пособия, а так же информация из сети Интернет.

Цель работы, поставленная при ее выполнении, достигнута:

· рассмотрен вопрос необходимости вмешательства государства в рыночную экономику,

· рассмотрены направления и методы государственного регулирования рыночной экономики.

Кроме того, мною был раскрыт вопрос о макроэкономической политике государства, ее стратегических направлениях. Рассмотрены планы России развития экономики страны по инновационному пути.

В заключение хочется отметить, что сегодня наша страна, располагает мощным экономическим и оборонным потенциалом и способна обеспечить достойный уровень и качество жизни населения.

Список использованной литературы

1. Экономическая теория. Учебник/под ред. И. П. Николаевой. – М: Проспект, 2001г.;

2. Государственное регулирование экономики. Учебник/под ред. Мырзалиева Б. С. – Алматы: «Нур-Пресс», 2012 г.;

3. Мароэкономика. Теория. Практика. Безопасность. Учебник/ Анисимов А. А., Артемьев Н. В., Тихонова О. Б., под ред. Барикаева Е. Н. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011г.;

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

5. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.;

6. http://eduherald.ru/118-11863

Наши рекомендации