Методы и направления государственного регулирования экономики. Роль и экономические функции государства в современном обществе.

В условиях рынка гос. регулирование эк-ки (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего хар-ра, осуществляемых правомочными гос. учреждениями с целью приспособления существующей соц.- экон. системы к изменяющимся условиям хозяйствования. Многие экономисты признают, что ГРЭ – это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешних рынков посредством микро- и макроэкономич. Регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экон. системы.

Цели гос. регулир-я, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными явл-ся достижение экон. и соц. стабильности; обеспечение нац. конкурентных преимуществ, экон. безопасности, адаптации рыноч. механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам гос. регулирования, но всегда исходя из необходимости увязки общественных и частных интересов.

К объектам регулирования следует отнести наднац. уровень межгос. союзов нац. эк-ки, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыноч. регуляторов. Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различают след. типы гос. регулир-я:

§ полный гос. монополизм в управлении хоз-ом. Он был характерен для СССР и стран социалистич. содружества, но сохр-ся и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

§ разл. вар-ты сочетания рыноч. и гос. регуляторов. Реализованы в «япон.», «шведской» моделях, в модели соц.-ориентированного рыноч. хоз-ва ФРГ, Австрии, в «китайском» вар-те развития;

§ крайний либерализм, признающим эф-ым только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.

Экон. функции соврем. гос-ва многообразны и сложны. Можно выделить след. основополагающие группы выполняемых гос-ом экон. функций:

1. Поддержка функционирования рыноч. системы путем обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.

2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения рес-ов с целью изменения структуры нац. продукта, стабилизации эк-ки посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.

3. Ограничение действия некоторых элементов рыноч. механизма. Так, ограничение использования рыноч. элементов наблюд-ся в сфере совокупного муниц. потребления, когда речь идет о поддержании и охране общественного порядка, нац. обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д.

Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий жизни, образования, медиц. обслуживания.

4. Достижение и сохранение нац. конкурентных преимуществ в мировой эк-ке.

Эти функции гос-ва осущ-ся посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

Гос-во, осуществляя регулирование соц.- экон. процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экон. задач, материальных возможностей гос-ва, накопленного опыта регулирования.

Общепринято деление методов гос. регулирования на правовые, административные, прямые, косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении гос-ом правил «экон. игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осущ-ся гос. контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В наст. время сфера действия адм. мер огранич-ся в большинстве стран областью охраны окруж. среды, соц. защиты населения.

Прямые методы регулир-я базир-ся на властнораспорядит. отношениях и сводятся к адм. возд-ю на функционирования и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГЭР преобладают разл. формы безвозвратного целевого финансирования секторов эк-ки, регионов, фирм, в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из спец. бюджетных и внебюджетных фондов общенац. и регионального уровней, а также льготных кредитов. Прямые методы включ. ограничение частного бизнеса и гос. предпринимательство.

Косвенные методы включают в себя кредитно-денежные, налоговые, бюджетные методы, а также индикативное планирование,

Прямые и косвенные методы осущ-ся с помощью след. инструментов: лицензирование, регистрация, лимиты цен, антимонопольные запреты; стандарты, нормативы, тарифы, гос. инвестиции; учетная ставка, резервная ставка, синьораж, кредитные льготы, операции открытого рынка; налоговые ставки и льготы, таможенные пошлины; гос. заказы, займы, дотации, субсидии, компенсации; прогнозы, индикативные нормативы.

Основные направления ГРЭ.

Механизм гос. регулирования не явл-ся раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития, экономического роста, перегруппировкой полит. сил и изменениями проводимой ими экон. и соц. пол-ки, степенью развитости рыноч. отношений хозяйствования.

Основные функции гос. регулир-я реализ-ся, во-первых, в направлении достижения сохранения нац. конкурентных преимуществ эк-ки. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экон. факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов пр-ва: рес-ов, рабоч. силы, капитала, предпринимательства.

Общепризнанной задачей правит-ва стан-ся разработка пол-ки нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для нац. эк-ки. Это позволит повысить эф-ть пр-ва, диктовать выс. цены благодаря выс. кач-ву, осваивать новые наукоемкие отрасли. Во-вторых, новым явл-ся использование разл. инструментов и, прежде всего, контрактной системы - совокупности разн. форм в организации системы гос. заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, реализацию гос. программ.

В-третьих, активизируется деятельность гос-ва по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ нац. эк-ки на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования нац. предпринимателей, стимулирования использования негосуд. поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегич. задач и связаны с выс. риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.

В-четвертых, существенно значимой функцией гос. регулир-я становится общая координация экон. процессов, стимулирование развития эк-ки в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осущ-ся разработка долгосроч. стратегии промыш. пол-ки через систему планово-прогнозных институциональных структур.

В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ гос-во проектирует динамику личного и производственного спроса в стране. Правит-во манипулирует гос. расходами, налогами, стоимостью кредита, регламентирует конкуренцию, развивает гос. сектор.

В-шестых, в области соц. стратегии и реализующей ее соц. пол-ки сферой гос. регулир-я станов-ся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товара и услуг. Этим преследуется смягчение соц. неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экон. активности разл. групп населения.

В-седьмых, адаптация экон. регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выраж-ся в диверсификации деят-ти гос-ва по регулированию эк-ки. Современные рыноч. структуры обусловливают необходимость диверсификации экон. и соц. пол-ки.

Наши рекомендации