Направления государственного регулирования экономики

Государственное регулирование необходимо для решения важнейших проблем, обеспечивающих устойчивое развитие на­циональной экономики.

Прежде всего, государство должно обеспечить правовую основу рынка.

Субъекты рыночной экономики должны быть защищены законодательно. Видный английский социолог Карл Поппер от­мечал: "...промышленное общество, основанное на рыночных отношениях... немыслимо без правовой системы, власти зако­на"1.

В качестве первостепенного должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в ее неприкосно­венности, не будет проявлять активности и инициативы.

Важное значение имеет антимонопольное законодатель­ство, ограничивающее произвол монополий, направленное про­тив недобросовестного соперничества.

Совершенно необходима многоплановая законодательная база по защите прав потребителей на различных видах рын­ков, ограждающая их от недобросовестного бизнеса.

Важным направлением государственной политики является производство общественных товаров. К ним относятся: рас­ходы на средства вооружения, содержание правоохранитель­ных' органов, государственного аппарата, социальные нужды и т. д. Они служат интересам общества в целом, поэтому издер­жки на их производство берет на себя государство.

Вместе с тем в условиях значительности управленческих расходов, утяжеления за их счет издержек производства това­ров, государство решает проблему минимизации трансакционных издержек. Проблема их сокращения чрезвычайно важ­на, является одной из приоритетных при принятии конкретных экономических решений.

Активное развитие научно-технического прогресса обусло­вило значительность побочных эффектов, связанных с загряз­нением окружающей природной среды, ухудшением экологии и т. д. Это обусловило необходимость законодательных актов, направленных на осуществление контроля за отрицательны­ми внешними эффектами. В настоящее время наряду с эконо­мическими, административными и иными санкциями за загряз­нение окружающей природной среды предпринимаются попыт­ки создания рыночных механизмов в форме купли-продажи ли­цензий на право "выброса" вредных отходов, направленных на усиление контроля за характеризуемыми процессами, их воз­можную минимизацию.

Наряду с этим предприятия, деятельность которых связана с положительными эффектами — в сфере здравоох­ранения, образования и т. д., поощряются с помощью субсидий, поскольку от их деятельности выигрывает общество в целом.

Таким образом, с помощью экономических рычагов осуще­ствляется перераспределение доходов и ресурсов.

Важным объектом государственного регулирования явля­ются макроэкономические колебания, нарушающие пропорци­ональное развитие макроэкономики, требующие стабилизации экономического развития.

Методы регулирования

В меру необходимости государство "исправляет" несовер­шенства рыночного механизма.

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 8.

Различают два основных метода государственного регули­рования экономики: прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование осуществляется по отношению к предприятиям, находящимся в государственной собственности, которая, как правило, формируется двумя путями:

1) путем национализации или выкупа собственности;

2) путем создания собственных или долевых предприятий новейших отраслей экономики, порождаемых НТР.

К методам прямого регулирования можно отнести государ­ственные заказы, устанавливаемые с победителями на конкур­сной основе.

К реализации наиболее актуальных проблем фирмы при­влекаются, как правило, на конкурсной основе. С победителями заключаются соглашения в форме государственных заказов. Ха­рактеризуемая деятельность получила наибольшее распрост­ранение в США.

В современных развитых странах существует более или менее значительный государственный сектор. Как правило, это отрасли естественных монополий - угольная промышленность, электроэнергетика, железнодорожный, воздушный транспорт, авиация, космонавтика и т. д., т. е. отрасли, имеющие важное стратегическое значение, высокую инвестиционную стоимость. Наряду с этим государство имеет долевую собственность в раз­личных структурах.

Независимо от доли государственной собственности во мно­гих странах обнаруживается тенденция роста доли государ­ственных расходов в ВВП. В конце XIX в. эта доля в среднем составляла 8,3%, а в таких странах, как США, равнялась 4%, во Франции - 12,6%.

Значительный рост государственных расходов наблюдал­ся в 20-30-е гг. XX в. В 20-е гг. средний показатель по развитым странам составил 15,4%, в 30-е - 27,9%.

В начале 80-х гг. доля государственных расходов в ВВП со­ставила 42,6%. Причем ни в одной стране она не опустилась ниже 30%. В 1993 г. доля государственных расходов в ВВП США рав­нялась 38,7%, Японии - 34,9%, ФРГ - 50,8%, Франции - 54,2%, Англии - 54,8%. В 1994 г. средний показатель по развитым стра­нам составил 47,2%.

Государство превратилось в мощный фактор экономичес­кого роста, стало залогом стабильности и устойчивости всего общественного развития.

К методам прямого государственного регулирования отно­сится законодательство.

Определенное развитие получило прогнозирование нацио­нальных экономик в зависимости от страновой специфики, ее приоритетов, ориентированное как на конкретные сроки, так и конкретные проблемы социально-экономического развития.

Исследователи выделяют три варианта прогнозов:

• оптимистический — ориентированный на развитие пози­тивных процессов, достижение высоких показателей, макси­мально возможных результатов;

• пессимистический — ориентированный на развитие не­гативных процессов, сформированный на базе "минимизирован­ных" показателей;

• базовый - ориентированный на реалистические тенден­ции и показатели, как правило, принимается за основу.

Планирование в наибольшей мере характерно для обособ­ленных подразделений. При этом механизмы планирования со­риентированы, как правило, на ряд периодов: краткосрочный - на один год, среднесрочный - на три-пять лет, долгосрочный - на 10-20 летит, д.

Некоторые страны проявляют тенденцию к планированию экономического развития в национальном масштабе.

Косвенное регулирование осуществляется главным образом с помощью денежно-кредитной и финансовой политики.

При этом денежно-кредитная политика регулирует денеж­ную массу в обращении, финансовая — манипулирует денеж­ными средствами, поступлениями в форме налогов.

Направлениями макроэкономического регулирования мо­гут выступать:

• инвестиционная политика;

• политика занятости;

• экспортная политика;

• ценовая политика и др.

При этом благодаря перераспределению доходов и расхо­дов, регулированию денежных потоков можно решать актуаль­ные с точки зрения национальной экономики проблемы.

Рассмотрим важнейшие модели государственного регули­рования.

Кейнсианская модель

Наши рекомендации