Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления

Государство, его институты и структуры играют исключи­тельно важную роль в экономике каждой страны. Одним из прин­ципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов.

На современном этапе в преобладающем большинстве стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики.

Экономиче­ская политика государства – важный элемент рыночной систе­мы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие па­раметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдель­ных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общест­венно опасной деятельности.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-эко­номического развития страны.

В плановой экономике государство управляло практически всеми социально-экономическими процессами, которые поддаются централизованному регулированию.

В рыночной экономике государство не осуществляет непо­средственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок. Госу­дарственное регулирование играет главную роль только в тех сферах, которые определяют национальную безопасность стра­ны или в которых регуляторы в силу различных причин неэф­фективны.

Необходимо отметить, что чисто рыночной экономики нет ни в одной стране мира. Экономический механизм в развитых странах включает два органично взаимосвязанных блока – рыночную саморегуляцию и государственное регулирование. Сте­пень государственного вмешательства в экономику в разных странах неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические про­цессы, чем в США или Канаде.

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства.

Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внут­ренней, так и во внешней политике.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняе­мые государством функции в экономических процессах объек­тивно должны постепенно сокращаться.

За государством прежде всего должны сохраняться следую­щие функции:

§ эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

§ обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав соб­ственника и субъекта хозяйствования;

§ формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых уч­реждений;

§ обеспечение минимальных социальных стандартов по пре­доставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобес­печивающие блага и услуги);

§ реализация антимонопольных мер и поддержка конку­рентной среды;

§ развитие науки, инновационной деятельности и информа­ционных технологий;

§ проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

§ формирование производственной, социальной и экологи­ческой инфраструктур общегосударственного значения, обеспе­чивающих условия для роста экономики и улучшения жизне­деятельности населения;

§ поддержка социально незащищенных групп населения;

§ охрана окружающей среды, совершенствование экологи­ческих регуляторов, международное сотрудничество при реше­нии экологических проблем;

§ формирование рациональных территориальных пропор­ций воспроизводства и комплексное развитие производитель­ных сил регионов;

§ обеспечение национальной безопасности страны;

§ создание правовой базы рыночных отношений и обеспече­ние неукоснительного соблюдения законов, развитие институ­циональной инфраструктуры;

§ разработка и реализация стратегии социально-экономи­ческого развития.

При переходе к рыночной экономике государство осуществляет меры по по­вышению конкурентных преимуществ национальной экономи­ки, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достой­ное место в мировом разделении труда.

Для регулирования социально-экономических процессов го­сударство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономи­ческой ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление методов государственного регулиро­вания на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирова­ния предприятий всех форм собственности и рыночных струк­тур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общест­ва, посредничестве между предпринимателями и наемными ра­ботниками и т.д.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. С помощью администра­тивных мер, например, осуществляется государственный конт­роль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэконо­мической деятельности используются установление квот экс­порта и импорта отдельных товаров или товарных групп, ли­цензирование внешнеторговой деятельности. Административ­ные методы широко применяются в области охраны окружаю­щей среды и социальной защиты населения.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулиро­вания. С этой целью используются:

§ бюджетно-налоговая политика;

§ денежно-кредитная политика;

§ ценовое регулирование;

§ амортизационная политика;

§ прямые методы регулирования – государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования – разработ­ка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сфе­ры, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и т.д.).

Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономи­ческой безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.

Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при пере­ходе к рынку является формирование соответствующей струк­туры государственного управления и аппарата, способного про­фессионально действовать в новой экономической и политиче­ской среде.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «госу­дарство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направле­ние и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5). В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведе­ние единой экономической, финансовой, кредитной и денеж­ной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социаль­ного обеспечения и оплаты труда.

Постоянно действующим органом Совета Министров Рес­публики Беларусь является его Президиум.

Действующая на начало 2009 г. система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функцио­нально-отраслевому и территориальному принципам, включает 23 министерств, 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Бе­ларусь.

Министерство является республиканским органом государственного управления (функциональным или отраслевым), про­водящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли (сфере дея­тельности) и координирующим деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управ­ления Республики Беларусь.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления, реализу­ющий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности.

В структуре министерств по решению Президента Республи­ки Беларусь могут создаваться департаменты, которые являют­ся структурными подразделениями министерств и осуществля­ют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.

Важную роль в структуре государственного управления эко­номикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Мин­ского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управ­ления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, фи­нансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также комитеты при Совете Ми­нистров Республики Беларусь по ценным бумагам и по энергоэффективности.

Формирование в Республике Беларусь социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффектив­ности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и ре­гиональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

6.2 Система планирования и прогнозирования национальной

Экономики

Распад бывшего СССР привел к ликвидации централизованного планирования – одного из главных методов государственного регулирования в административно-командной системе управления. С переходом к рыночным отношениям потребовались радикальные изменения и методов хозяйствования. На первом этапе переходной экономики (1991–1995 гг.) намечалось придать управлению демократический характер на основе расширения прав и самостоятельности предприятий. Предполагалось, что сокращение обязательных заданий сверху, переход к государственным заказам, передача функций управления производством предприятиям внесут качественные изменения в управление экономикой. При распаде политической системы и отсутствии научно обоснованной теории управления экономикой в переходный период это привело в определенной степени к потере управляемости социально-экономическими процессами.

В этот период практически не было единого государственного плана экономического и социального развития страны. Его заменяли различные прогнозы и программы, система госзаказов, которые при отсутствии необходимых макроэкономических условий для производства не оказывали существенного влияния на народное хозяйство. Годовое планирование уступило место текущим месячным и квартальным мерам по решению наиболее острых проблем производства, материально-технического обеспечения и распределения ресурсов. Государственные регуляторы носили преимущественно административный, неэкономический характер, а создаваемые рыночные структуры и механизмы работали в основном на формирование первичного капитала в частном секторе экономики. Под воздействием этих факторов в стране происходили дальнейшее углубление кризисных явлений, абсолютное падение объемов производства, нарастание инфляционных процессов и как следствие – снижение уровня жизни населения.

С целью преодоления указанных негативных тенденций в стране были разработаны Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы. Осуществление этих и других принятых правительством мер позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения.

Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период.

Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:

1. информационную – планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2. стабилизационную – дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действо­вать сообразно с ними;

3. согласительную – позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

Переход к индикативному планированию предполагает эффективное использование лучших достижений централизованного планирования с учетом их оценки применительно к новым условиям.

Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель – достижения устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономиче­ского развития Республики Беларусь включает:

§ на долгосрочную перспективу – Национальную страте­гию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социаль­но-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

§ среднесрочную перспективу – Программу социально-эко­номического развития Республики Беларусь на 5 лет;

§ краткосрочную перспективу – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

Национальная стратегия разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе Национальной стратегии один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первого пятилетия), где определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достиже­ния. Материалы НСУР и Основных направлений в целях обес­печения преемственности экономической политики государ­ства используются при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают:

§ основные показатели социально-экономического развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;

§ характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;

§ перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам, закупкам това­ров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;

§ государственную инвестиционную программу;

§ целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

На основе этих документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по на­роднохозяйственным комплексам, отраслям экономики, адми­нистративно-территориальным единицам.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной академии наук Беларуси, НИЭИ и других научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций в 2003–2004 гг. Базируется на основных принципах и методологических подходах Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.), материалах Всемирного саммита в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.), международных соглашениях, а также принятых в Республике Беларусь программных документах по проблемам социально-экономического и экологического развития.

В НСУР-2020 главное внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».

В документе на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций миро­вого экономического развития определяются стратегические це­ли и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важней­шие индикаторы, характеризующие степень их реализации.

Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь – динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуаль­но-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих по­колений.

Длительный период, необходимый для достижения конеч­ных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития:

§ первый этап (2001–2005 гг.) – базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного соци­ально-экономического развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективно­сти реального сектора экономики;

§ второй этап (2006–2015 гг.) – этап активной структур­ной перестройки и модернизации экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (сме­шанной) экономики. Приоритетные направления: технологи­ческое перевооружение производства на базе внедрения новей­ших технологий; стимулирование внутренних и внешних ин­вестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инве­стиционных процессов; создание системы институтов граж­данского общества;

§ третий этап (после 2015 г.) – формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства.

Неопределенность влияния внешних и внутренних факто­ров на устойчивое развитие в длительной перспективе обусло­вила необходимость проработки в НСУР-2020 двух сценариев социально-экономического развития.

Первый сценарий (инерционный) основывается на формирующихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях социально-экономического развития, более полном использовании действующих производственных мощностей по выпуску продукции, востребованной рынком, умеренных темпах обновления основного капитала. Для этого сценария характерны относительно медленные темпы осуществления институциональных и структурных преобразований экономики, минимальные объемы привлечения иностранных инвестиций и кредитов, сохранение сложившихся внешнеэкономических условий и конъюнктуры цен на внешних рынках для отечественной продукции.

Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопущении ухудшения состояния окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использованием благоприятных внутренних и внешних условий и факторов экономического развития; предусматривает ускорение институциональных и структурных преобразований экономики, повышение уровня ее либерализации, государственной поддержки предпринимательства, улучшение конъюнктуры на внеш­них рынках для белорусских товаров и услуг, значительный приток иностранных инвестиций и кредитов, широкое развитие интеграционных связей со странами СНГ, Евросоюза и другими государствами.

Практически все принципы устойчивого развития Повестки дня на XXI век сохраняют свое значение и в НСУР-2020. Важнейшими из них являются:

§ человек – цель прогресса, уровень человеческого развития – мера зрелости общества и государства;

§ повышение уровня благосостояния народа, преодоление бедности, улучшение структур потребления и производства;

§ приоритетное развитие систем образования, науки, здраво­охранения, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, дальнейшего развития экономики;

§ переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инвестиционно-инновационный типы развития экономики;

§ проведение рыночных преобразований экономики с учетом требований устойчивого развития;

§ повышение эффективности и конкурентоспособности экономической системы;

§ ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

§ развитие процессов демократизации и становления от­крытого общества, включая правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.

Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы и соответствующие им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их сбалансированное и взаимоподдерживающее движение.

Основные положения и параметры НСУР-2020 используются при разработке Основных направлений социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 5-летний период, а также ежегодных прогнозов со­циально-экономического развития страны.

Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы конкретизируют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020.

Главные цели Основных направлений – оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбаланси­рованного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его соци­альной защищенности до уровня экономически развитых госу­дарств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – важнейший документ, определяющий социально-экономическое развитее страны в текущем пятилетии.

Главная идея пятилетия – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а ее девиз – «человек–инновации–благосостояние».

Основная цель – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

В основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

1. Дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001-2005 гг.). отражено положение Республики Беларусь в мире;

2. Определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, меры по их реализации;

3. Определены пути совершенствования макроэкономических условий формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

Реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. создаст необходимые условия для обеспечения устойчивого сбалансированного развития экономики, прежде всего за счет улучшения ее качественных параметров, достижения целевых показателей уровня жизни народа.

Наши рекомендации