Цели и функции государственного регулирования экономики. Система органов государственного управления

Государственное регулирование любой социально-экономи­ческой системы предполагает достижение как минимум трех основных целей:

• регламентация хозяйственной жизни (производственной, финансовой, коммерческой и др.), формирующая свод правил и кодексов поведения хозяйствующих субъектов, определя­ющая их права и обязанности, возможности и меру взаимной ответственности (включая введение ряда запретов, направлен­ных на недопущение ущерба субъектам рынка, на защиту инте­ресов производителей и потребителей товаров и услуг);

• формирование системы государственных и негосудар­ственных организационно-экономических структур, обеспечи­вающих строгий контроль за соблюдением общепринятых норм регламентации хозяйственного поведения субъектов;

• выработка социально-экономической политики, опреде­ление и результативное применение организационных и эконо­мических механизмов ее реализации (собственно регулирова­ние социально-экономических процессов).

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а са­ми решения во многих случаях более обязательны. К тому же рыночные регуляторы здесь пока недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит ав­томатически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования. Практика многих стран по­казала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние об­щества не может быть достигнуто лишь с помощью рыночных механизмов.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняе­мые государством административные функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, что требует правильного определения приоритетов государственно­го управления с учетом обеспечения жизненно важных эконо­мических и социальных потребностей общества. За государ­ством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

• эмиссия денег, кредитно-денежное и налогово-бюджетное регулирование;

• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав соб­ственника и субъекта хозяйствования;

• формирование стабильной макроэкономической ситуа­ции, включающей эффективное функционирование финансо­вых учреждений;

• обеспечение минимальных социальных стандартов по пре­доставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнео­беспечивающие блага и услуги);

• реализация антимонопольных мер и поддержка конку­рентной среды;

• развитие науки, инновационной деятельности и информа­ционных технологий;

• проведение активной внешнеэкономической политики, налаживание интеграционных связей с соседними странами;

• создание производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечива­ющих условия для роста экономики и улучшения жизнедея­тельности населения;

• поддержка социально незащищенных групп населения;

• охрана окружающей среды, совершенствование экологи­ческих регуляторов, международное сотрудничество в решении экологических проблем;

• определение рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;

• обеспечение национальной безопасности страны;

• создание правовой базы рыночных отношений и обеспече­ние неукоснительного его соблюдения, развитие институцио­нальной инфраструктуры;

• разработка и реализация стратегии социально-экономи­ческого развития.

При переходе к рыночной экономике государство выступает локомотивом экономических преобразований, целенаправлен­но воздействуя на техническое перевооружение отраслей на ос­нове внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повыше­нию конкурентных преимуществ национальной экономики с тем, чтобы в условиях глобализации страна могла занять дос­тойное место в международном разделении труда.

Становится более ответственной и усложняется роль госу­дарства по управлению государственной собственностью, преж­де всего преодолению тотальной ее монополизации, проведе­нию разгосударствления и приватизации. В собственности го­сударства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Зада­ча государственного управления — обеспечить их эффективную работу с использованием рыночных законов (конкуренции, спроса, предложения, стоимости и др.), а также координацию взаимодействия между субъектами государственной и иных форм собственности, создать для них равные условия хозяй­ствования.

Для регулирования социально-экономических процессов го­сударство использует гибкую систему методов и инструмен­тов, которые меняются в зависимости от сложившейся соци­ально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбран­ной модели и стратегических целей развития. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирова­ния предприятий всех форм собственности и рыночных струк­тур (биржи, банки, акционерные общества), антимонопольное регулирование, защиту прав потребителей и интересов обще­ства, посредничество между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Сегодня необходимы новые, адекватные ры­ночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и т.д., а также правовое обес­печение таких специфических процессов переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.

Административные методы регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудитель­ных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий граждан. С помощью административных мер, напри­мер, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты на­циональных интересов в системе внешнеэкономической дея­тельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внеш­неторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социаль­ной защиты населения.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулиро вания. С этой целью используются:

• бюджетно-налоговая политика;

• денежно-кредитная политика;

• ценовое регулирование;

• амортизационная политика;

• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования — разра ботка прогнозов и программ, объектами которых являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социаль­ной сферы, регионы, а также направления деятельности (при­влечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и др.). Разработка программ социально-экономиче­ского развития осуществляется и в странах с развитой рыноч­ной экономикой. Однако в период перехода к рынку значи­мость данного метода регулирования особенно велика, так как прогнозы и программы определяют стратегические и тактиче­ские цели и задачи развития, этапы и меры по их достижению, необходимые средства для их реализации.

Совокупность всех инструментов системы государственного регулирования национальной экономики должна быть ориен­тирована на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внут­ренних и внешних факторов.

Система органов государственного управления. Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государ­ственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «госу­дарство осуществляет регулирование экономической деятель­ности в интересах человека и общества, обеспечивает направле­ние и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).

В соответствии с Основным законом (ст. 107, п. 4) Прави­тельство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области нау­ки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, соци­ального обеспечения и оплаты труда.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заме­стители Премьер-министра, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственно­го контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Бела­руси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Комитета государственной безопасности, Предсе­датель Правления Белорусского республиканского союза потре­бительских обществ.

Постоянно действующим органом Совета Министров Рес­публики Беларусь является его Президиум в составе Премь­ер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председате­ля Комитета государственного контроля, Председателя Прав­ления Национального банка, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.

Действующая система государственного управления, по­строенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерства, 8 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь"

Министерства

Министерство архитектуры и строительства Министерство внутренних дел

Департамент охраны Министерство жилищно-коммунального хозяйства Министерство здравоохранения Министерство иностранных дел Министерство информации Министерство культуры

Министерство лесного хозяйства____________________________________________

Министерство по налогам и сборам Министерство обороны Министерство образования

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерство промышленности Министерство свяли и информатизации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Департамент по хлебопродуктам Департамент но мелиорации и водному хозяйству Министерство спорта и туризма Министерство торговли

Министерство транспорта и коммуникаций Департамент «Белавтодор» Белорусская железная дорога Министерство труда и социальной защиты Министерство по чрезвычайным ситуациям

Департамент но ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерство финансов Министерство экономики Министерство энергетики Министерство юстиции Государственные комитеты Комитет государственного контроля

Департамент финансового мониторинга Департамент финансовых расследований Комитет государственной безопасности Государственный военно-промышленный комитет Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по науке и технологиям Государственный комитет по стандартизации

Наши рекомендации