Цели государственного регулирования экономики. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики. Классификация методов государственного регулирования

Государственное регулирование экономики — система мер законодательного, исполнительного и конт­ролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества.

Государственное регулирование экономики имеет объек­тивную основу:

· обобществление производства как в границах нацио­нальной экономики, так и в международном масштабе;

· развитие НТР, требующего громадных трудовых и фи­нансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;

· неспособность рынка решить экологические, соци­альные проблемы;

· неспособность рынка обеспечить удовлетворение по­требностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны — рынок и государство — существенны.

Субъектами государственного регулирования явля­ются:

· носители;

· выразители;

· исполнители хозяйственных интересов.

К носителямхозяйственных интересов относятся соци­альные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и ре­гиональным интересам.

Выразителямихозяйственных интересов являются объе­динения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

К исполнителямхозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, органи­зованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования высту­пают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где обра­зовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регули­рования являются: экономический цикл, занятость, накоп­ление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конку­ренция, внешнеэкономические связи и др.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

· фирма;

· район;

· отрасль;

· сфера производства;

· национальная экономика;

· международные отношения.

Целями государственного регулирования экономики

выступают:

· экономическая и социальная стабильность — глав­наяцель;

· опосредующие цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и т. д.) — конкретные цели.

В системе методов государственного регулирования эко­номики центральное место занимают ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, которые включают в себя:

· методы прямогогосударственного регулирования;

· методы косвенногогосударственного регулирования.

Прямыеметоды выступают в следующих основных фор­мах:

· целевое финансирование государства(дотации предприятиям, финансирование научно-технических, эко­логических программ, финансирование социальной сферы;

· государственные закупки;

· функционирование государственного сектора экономики.

Косвенныеметоды выступают в следующих основных формах:

· кредитно-денежные методы(учетная ставка, опе­рации на открытом рынке ценных бумаг, установле­ние норм обязательных резервов);

· бюджетно-налоговые методы(система налогообло­жения, установление налоговых скидок, предоставле­ние налоговых льгот);

· ускоренная амортизация(нормы амортизации, по­рядок амортизационных списаний);

· внешнеэкономические методы(стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

В государственном регулировании экономики используются АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ, основными фор­мами которых являются:

· антимонопольные меры(предупреждение монополь­ного сговора, принудительное разукрупнение, конт­роль за функционированием доминирующих произво­дителей);

· введение обязательных стандартов(экологиче­ские, санитарные, социальные стандарты);

· определение минимально допустимых парамет­ров жизни населения(гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).

Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:

· национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);

· строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;

· покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий. Последний путь настоящее время является преобладающим.

Среди крупных экономистов Запада нет единства относи­тельно роли государства. Так, если П. Самуэльсон поддержи­вает концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как способа снижения нищеты, то М. Фридмен, напротив, предпочитает обеспечить бедным дополнительный доход, чтобы они реша­ли свои проблемы без вмешательства государства.

По мнению Самуэльсона, побочные последствия (загряз­нение окружающей среды, шум самолетов в окрестностях аэродромов) наносят вред здоровью жителей. Находящиеся вне пределов рыночной системы здравоохранение и образо­вание не подпадают под действие закона спроса и предло­жения. В связи с этим государство должно взять на себя решение этих проблем. Фридмен считает, что спрос и пред­ложение — наиболее мощные экономические рычаги и наи­более полезные. Поэтому государство не должно трогать бизнес, а должно дать ему «делать свое дело».

И еще один факт. Камнем преткновения для экономистов является закон о минимальной заработной плате. По Самуэльсону, этот закон является способом помочь рабочим, на­ходящимся внизу доходной пирамиды. По Фридмену, наобо­рот, вредит людям, увеличивая безработицу. Логика его рассуждений такова: закон о минимальной заработной пла­те, повышая стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм держать низкооплачиваемых рабочих, в ре­зультате тех, кто мог бы в других условиях остаться на рабо­те, увольняют.

Финансовая система. Ее роль в регулировании экономики. Государственные доходы и расходы. Фондовая форма аккуму-лирования финансовых ресурсов. Бюджетный федерализм и ме-ханизм межбюджетных отношений. Бюджетный дефицит. Управление государственным долгом.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. В этом случае объективные моменты выступают базовыми при построении финансового законодательства; субъективные – это действия людей по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на реализацию стратегических целей, специализированных программ и на осуществление текущей народнохозяйственной деятельности.

В условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства, а также на стимулирование его развития, на концентрацию финансовых ресурсов для их вложения в приоритетные отрасли экономики; с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. д.

При переходе экономики от кризисного к состоянию устойчивого развития направление финансовой политики изменяется. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются государства, предприятия, фирмы, учреждения, организации, отрасли экономики, районы страны и отдельные граждане. Связи, возникающие между ними по поводу формирования и использования фондов денежных средств, через соответствующие институты выступают в виде финансовых отношений. Эти отношения складываются в виде групп отношений:

· между государством и местными органами;

· между государством и предприятиями;

· между фирмами;

· между фирмами и банками;

· между государством и общественными организациями;

· между государством и населением.

Финансовые отношения охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций; взаимные платежные обязательства, осуществляемые на основе договоров между фирмами; отношения между предприятиями и банками по поводу получения и использования кредитов; отношения между государством и населением, связанные с получением различного рода трансфертных выплат, с реализацией займов, с организацией розыгрышей по лотерейным билетам и т. д.

Наши рекомендации