Методы осуществления финансового контроля
Одна из важнейших задач финансового контроля – это проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Различают следующие методы проведения финансового контроля:
· проверки;
· обследования;
· следствие;
· надзор;
· аудит;
· наблюдение (мониторинг);
· ревизия.
В процессе проверок на основании отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. Проверки подразделяются на тематические и документальные.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Следствие – это процессные действия, в ходе которых устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, должностных злоупотреблений.
Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Аудит представляет собой независимую экспертизу состояния бухгалтерского учета и отчетности предприятия.
В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономическому и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимальной прибыли и рентабельности. Он проводится внутри организации ее же специалистами и организуется по желанию руководства для получения информации, необходимой для управленческих решений.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы, и основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков. Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной, то есть осуществляется по предприятию самого экономического субъекта.
Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента, неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия – наиболее глубокий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизии могут быть:
- полные и частичные;
- комплексные и тематические;
- плановые и внеплановые.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Обзор зарубежной практики
Важной тенденцией в государственном управлении является значительное повышение внимания правительств и парламентов западных стран не только к обеспечению целевого характера утвержденных бюджетных расходов, но, прежде всего, к обоснованности этих расходов с точки зрения их эффективности.
Основные тенденции развития государственного финансового контроля в передовых странах мира, которые будут определять развитие этой сферы деятельности в перспективе, связанны с повышением значимости контроля как функции управления, необходимости полноценного использования экспертного потенциала государственных контрольных органов в выработке бюджетной политики, включая вопросы сбалансированности бюджетной системы, переключением фокуса на контроль эффективности государственных расходов.
Эти тенденции, по мнению Гусевой Н.М., заключаются в следующем[1]:
· В научном сообществе, среди практикующих ревизоров и аудиторов активно обсуждается предложение о делегировании определенных контрольных функций в части проверки государственных расходов частным аудиторским компаниям.
· Показывается повышение значимости творческой составляющей деятельности по финансовому контролю, необходимость формулирования и выражения высшими контрольными органами собственного мнения и и по вопросам социально-экономического своих государств.
· проблемы стандартизации деятельности. акцент на оформлении характера государственного контроля, что выражается в в практике различных научных и видов финансового , а также в постоянном оптимального их применения.
Опыт США
первых методов бюджетирования, тенденции сейчас перенять Россия, на в США еще в 1960-х годах П США к настоящему времени весьма опыт, особенно в сфере бюджетирования, мониторинга и государственных программ[2].
структура аудита США в целом на рисунке 1.
Рис. 1. Организационная системы аудита США
Как и в стран, работа по мониторингу и в американском правительстве исполнительной властью[3]. также в процессе осуществления контроля: как в ходе слушаний, так и через Конгрессу контрольное управление США ( – GAO)[4]. GAO было в 1921 г. в целях законодат исполнительной власти и аудит, прежде , по инициативе Конгресса. В GAO входит как классического финансового расходов бюджета, так и аудита эффективности и оценки программ. Оно производит 1 тыс. проверок ежегодно и штат около 3,3 тыс. .
Любой Конгресса может запрос на проведение государственных программ. GAO, включают:
· - федеральных программ, , операций, и работы;
· - аудит;
· - контроль деятельности ;
· - оценку необходимых и значения предложенных мер.
В органах исполнительной внутренний осуществляется Административно-бюджетным Администрации Президента США (). ОМВ фактически является из наиболее ведомств уровня министерства. Глава OMB членом кабинета США наравне с Президента США.
Текущий осуществляются в основном федеральными ведомствами. Президента создала специализированные внутри ведомств, за оперативный контроль.
Со сто законодательной США внешний стратегический государственных программ GAO, которое является органом с существенными ресурсами и мандатом действий.
При OMB и GAO могут производить программ друг от друга, и конкурировать друг с .
Одной из основных государственного в США является чрезвычайно роль, которую в ней различные организации сектора в государственных программ.
К таких организаций некоммерческие организации и институты, фонды, профессиональные , объединения граждан и т.д. Так как ведомства США публикуют значительный информации о результатах деятельности, в т. ч. в сети , то у общественных организаций возможность собственную оценку программ.
Несмотря на то, что эта оценка является или профессионально , в целом в политической США роль общественных как независимых контролеров положительно. оценки государственных принимаются во внимание как исполнительной, так и законодательной США.
Спрос на , как средство принятия решений в отношении принятия и реализации программ, помог развитию научно-исследовательских центров, как «мозговые центры» (« мысли» или « tanks»).
«Фабрики » в США являются не только гражданского общества и из форм общественного мнения, но и узловыми точками политики, в которых консолидированное отношение к текущим в ходе массовой . «Фабрики мысли» основы плюрализма в США. Он предполагает, что политика вырабатывается и в процессе свободного многочисленных интересов, мирной между ними, в чего возникает равновесие групповых интересов, а правительства ограничена – ему охранять и поддерживать это и принимать только при наличии согласия.
На протяжении ХХ прослеживается тенденция «фабрик » в США от организаций конкретных интересов до организаций, в интересах общества в [5].
Информация и оценки, предоставленные - исследовательскими центрами, важным элементом современного общества.
Влияние, и участие научно-исследовательских в процессе принятия решений в США весьма заметными, на существенные изменения в и методах их деятельности, в 1990-2000-е . По-прежнему «мозговые » разного калибра ключевую роль в обслуживании администраций, в разработке документов по внутренней и вн политике, в популяризации концепций, в на общественное мнение, в политиков, так как немалая экспертов работает в и государственных , часто занимая высокие, в том министерские посты[6].
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия (на примере ГК ЦИВССМ)