Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации

Фин контроль – совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хоз-я и органами гос власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин решений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: гос фин контроль и негос фин контроль (аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль).

Государственный финансовый контроль – совокупность действий и операций, осуществляемых органами гос власти, а также специальной созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хоз-я и органами гос власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования фин ресурсов гос-ва.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный ФК, общественный контроль.

Выделяют следующие формы фин контроля.

Признак классификации Формы финансового контроля
Время проведения контроля Предварительный, текущий, последующий
Направление воздействия субъекта на объект контроля Внешний, внутренний
Место проведения контроля Камеральный, выездной
Полнота охвата проверяемого материала (информации) Сплошной, выборочный
Характер источников контроля Документальный, фактический
Периодичность проведения контроля Систематический, периодический, единовременный
Полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический, встречный
Повторяемость изучения источников контроля Первичный, повторный, дополнительный

При проведении ФК используют определенные методы: Обследование. Проверка. Ревизия Надзор. Мониторинг.

Пути совершенствования ФК в РФ.

Совершенствование ФК в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям.

- принятие единой концепции гос ФК.

- определении органа, обладающего статусом высшего контрольного органа.

- переход к аудиту эфф-ти гос расходов

- решение нецелевого использования бюджетных средств.

- закрепить основы проведения ревизии

- исключить дублирование действий контрольных

- повышение эфф-ти налогового контроля;

- использование новых информационных технологий;

10. Государственный финансовый контроль: содержание, задачи, организационная структура. Эффективность государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль – совокупность действий и операций, осуществляемых органами гос власти, а также специальной созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хоз-я и органами гос власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования фин ресурсов гос-ва.

Гос ФК охватывает не только гос сектор эк-ки, но и распространяется на субъекты хоз-я всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового зак-ва, выполнения гос и муницип заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эфф-ти предоставления и законности использования налоговых льгот. Объектом гос ФК выступают все ден отношений, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием фин ресурсов гос-ва.

Внутри гос фин контроля можно выделит следующие виды:

1. по отношению к ветвям гос власти: контроль, осуществляемый законодательными органами гос власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию фин нарушений и др.

Президентский контроль в РФ, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам гос финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством.

2. По отношению к уровню гос власти выделяют: федеральные органы гос фин контроля и региональные органы гос фин контроля. К федеральным органам относятся: Счетная палата, Министерство финансов и его федеральные службы. К региональным: контрольно-счетные органы субъектов РФ, контрольные органы администрации субъектов РФ.

3. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции – осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (Счетная палата, Главное контрольное управление Президента и т.д.); органы отраслевой компетенции (ФССН); органы межотраслевой компетенции (ФНС, Федеральная таможенная служба).

Наши рекомендации