Принципы осуществления финансового контроля.


Финансовому контролюкак неотъемлимой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно - правовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово - плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

Законность – один из ключевых принципов деятельности органов финансового контроля. Принцип законности находит свое отражение практически во всех нормативно правовых актах, регулирующих деятельность этих органов. Органы финансового контроля в своей деятельности руководствуются положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами, действуют в строгом соответствии с установленной для этих органов компетенцией, в рамках их задач, функций и полномочий. Сотрудники контрольных органов должны соблюдать процедуры, установленные законом для тех или иных действий, действовать в соответствии справами и обязанностями, которыми наделены.

Объективность – основное условие эффективной контрольной работы. Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, как основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений. Принципу объективности подчинены все остальные принципы финансового контроля. Именно для обеспечения объективного отражения реального положения дел в финансово-экономической деятельности подконтрольных субъектов контрольным органам необходима функциональная и организационная независимость. Объективная оценка возможна лишь при соблюдении законности в действиях субъектов и объектов контроля, законность – главный критерий объективности.

Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать пред-взятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Выводы по результатам проверок должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.

Гласность – представляет собой один из главных инструментов реализации права граждан на получение информации о работе государственных органов и должностных лиц в демократическом обществе. Данный принцип распространяется и на финансовую деятельность государства. Он включен в перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления[18].

Системность и плановость – эти принципы являются основными в работе контрольных органов. Контрольные органы строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением финансовых планов. Принцип системности подразумевает, что в течении определенного периода времени органы финансового контроля должны охватить контрольными мероприятиями все главные группы объектов контроля. Это в свою очередь позволяет иметь объективное представление о состоянии работы с финансовыми ресурсами по всем направлениям в их взаимосвязи при рассмотрении основных бюджетных документов, т.е. при составлении проектов бюджетов на следующий год и отчетов об исполнении бюджетов за прошедший финансовый год.

Принцип системности означает также необходимость периодичности контрольных мероприятий в одних и тех же организациях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.
- Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц. Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную).Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных иди неадекватных действий на государственные финансы. Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового конт-роля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Наши рекомендации