Виды финансового контроля. Сроки осуществления финансового контроля

Финансовый контроль можно разделить на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, который способствует созданию условий для финансовой стабилизации. Он включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами не реже одного раза в год.

Действующим законодательством предусмотрены различные виды мероприятий, проводимых в рамках государственного контроля. К ним, в частности, можно отнести:

ревизии и проверки, проводимые Счетной палатой Российской Федерации;

налоговые проверки, проводимые налоговыми органами;

таможенные ревизии, проводимые таможенными органами;

ревизии и документальные проверки, проводимые контрольно-ревизионными органами и органами федерального казначейства, Министерства финансов РФ;

ревизии и документальные проверки, проводимые органами внутренних дел и т.д.

К негосударственному финансовому контролю относятся:

внутрихозяйственный контроль, проводимый самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий, который подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический;

аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

Сроки осуществления финансового контроля.

Предварительный контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении проекта бюджета, утверждении финансовых планов и т. д.

Текущий контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Налоговое право. Общие положения

Нал. право – совокупность пр. норм, регулирующих отношения и соц. Связи, возникающие м/д теми или иными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов.

Предмет – отношения по :

1. установлению налогов и сборов

2. введению ………..

3. взиманию……………

4. возникающие в процессе осущ. налогового контроля

5. возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, дей-й (бездействий) их долж. лиц

6. возникающие в процессе привлечения к ответственности

Метод – властные предписания, так как гос-во самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений.

Система н. права – определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы. Состоит из 2 частей – Общей – содержит нормы, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов….. Данные нормы применяются ко всем налогово-правовым отношениям. Нормы Особенно части конкретизируют Общую.

Источники – К РФ; НК ………….

Налог: понятие, признаки, функции.

Согласно ст.8 НК НАЛОГ – обязат., индивид., безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения и оператив. управления денежных средств в целях фин. обеспечения дея-ти гос-ва и (или) М.Обр.

Признаки налога:

1) обязательность – (ст.57 К Р.Ф.- КАЖДЫЙ ОБЯЗАН ПЛАТИТЬ ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ – ЭТО ОТЛИЧАЕТ НАЛОГИ ОТ ИНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ, УСТАНОВЛ. СТ.41 БК). Спор – налог – добровольный платеж или принудительное взыскание.

2) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность

3) денежный характер – налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хоз. ведения и оператив. управления. Уплата налога производится в валюте РФ (искл. – субъекты не явл. налоговыми резидентами РФ).

4) публичное предназначение – необходимы для расходов публичной власти. …

Особенность налога – его движение только в одном направлении – от налогоплательщика в бюджет гос-ва (искл. – его переплата или решение суда о возврате незаконно взысканных налогов).

Одновременно с понятием налога ст.8 НК определяет понятие сбора (при этом существует понятие пошлина). Эти понятия разграничены.

Сбор – обязат. взнос, взимаемый с орг-й и физ. лиц, уплата которого явл. одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов гос. органами, о.м.с., иными уполномоч. органами и долж. лицами юр. значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сборы отличаются от налогов по способам нормативно-правового установления. Налоги м.б. установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами др. отраслей права.

Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.

Общие:

- обязательность уплаты в бюджет или внебюджет. фонды;

- адресное поступление данных платежей

- изъятие их на основе законодательства

- возможность принудительного способа изъятия

- контроль единой системы налоговых органов

Отличительные:

- по назначению (налоговые платежи – основной источник образования бюджетных доходов. Остальные виды обязат. платежей имеют меньшее значение.

- по цели (цель налогов – удостоверение публичных потребностей гос-ва или М.Обр.; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат гос. (муниц.) учреждений).

- по обстоятельствам (налоги – безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику гос. (муниц.) учреждением, который реализует гос.-властные полномочия.

- по характеру обязанности (уплата налога устанавливается К Р.Ф. И ЯВЛ. ОБЯЗАННОСТЬЮ ПЛАТЕЛЬЩИКА; СБОР ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОПРЕД. ДОБРОВОЛЬНОСТЬЮ).

- по периодичности (налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.

ИТОГ: Сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Существует 2 блока функций налога:

1. Основные включают: а) сущностную функцию налога (фискальную)

б) 2 общефинансовые (- регулирующую;

- контрольную).

2. Дополнительные функции (детализируют главные цели, реализуемые через основные функции).

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:

1) Фискальная (лат. – гос. казна). Основное назначении налогов – насыщение доходной части бюджета, доходов гос-ва для удовлетворения потребностей общества.

2) Регулирующая – дополнение фискальной + затрагивает регулирование как производства, так и потребления ( например, косвенные налоги).

3) Контрольная – оценивается рациональность, сбаланссированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется насколько налоги соответствуют реализации цели.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ:

1) Распределительная – отражение фискальной, т.е. наполнить казну, чтобы ее распределить. На стадии распределения взаимодействует с регулирующей и в одном действии проявляются 2 функции.

2) Стимулирующая(дестимулирующая) - создает ориентиры на развитие или свертывание производства (уменьшение налогооблаг. базы; применение механизма льгот; изменение объекта налогообложения…). Иногда рассматривают как подвид регулирующей.

3) Накопительная – объединение всех предыдущих функций в главную в смысле реализации целей гос-ва в налоговой системе. Но носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период

Виды налогов и способы их классификации

В зависимости от плательщика:

а) налоги с организаций- обязат. платеж и не зависит от статуса юр. лица (филиалы; представительства)

б) налог с физ. лиц – на доходы физ. Лиц…..

в) общие налоги для физ. и юр. лиц – гл. принцип их взимания наличие какого-либо объекта – земельный налог.

В зависимости от формы обложения:

А) прямые (подоходно-имущ.) – взимаются в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль…)

- личные – уплачиваемые налог-ком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие фин. состоятельность налог-ка (налог на доходы с физ. лиц

- реальные– уплачив. с имущ-ва, в основе лежит не реальный, а предполагаемый доход, получение которого только ожидается. Ставки таких налогов рассчитываются по результатам дея-ти нескольких категорий плательщиков (налог на операции с цб; земельный…)

Б) косвенные (на потребление) –налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ. Они определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара (акцизы; НДС…). Здесь формальным плательщиком явл. – продавец товара, работ, услуг, реальный же – потребитель.

По территориальному уровню:

А) федеральные – устанавливаемые и вводимые ГД. Их перечень и ставки обязательны и едины на всей территории РФ. Устанавливаются НК РФ.

Б) налоги субъектов Федерации – перечисленные НК, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами гос. власти субъектов и обязательные к уплате только на территории субъекта(транспортный…)

В) местные налоги – устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие представительными органами м.с. и обязательные к уплате на территории соответствующего М.Обр. (земельный….)

В зависимости от канала поступления:

А) государственные – полностью зачисляемые в гос. бюджеты;

Б) местные – полностью в Муницип. Бюджет

В) пропорциональные – распределяемые м/д бюджетами различных уровней по определенным квотам

Г) внебюджетные – поступ. во внебюджетные фонды

В зависимости от характера использования:

А) налоги общего значения – используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таких налогов большинство.

Б) целевые – зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно-определенных мероприятий (земельный налог)

В зависимости от периодичности взимания:

А) разовые – 1 раз в течение определенного периода при совершении конкретных дей-й (налог на наследование или дарение)

Б) регулярные – взимаются систематически, через определенные промежутки времени и в течении всего периода владения или дея-ти плательщика (налог на имущество орг-й)…

Налоговое правоотношение

- общественное отношение, возникающее на основе на основе норм налогового права.

Признаки налогового правоотношения:

1) возникновение и развитие в сфере финансовой дея-ти гос-ва и М. Обр.

2) имущественный характер

3) властный характер, обязательная сторона – гос-во.

Элементы н. правоотношения:

- субъекты (лица, участвующие в конкретном правоотношении с их налоговыми правами и обязанностями)

- объект

Права и обязанности субъектов налогового правоотношения зависят от того, к какому виду правоотношения относятся – к регулятивному или охранительному.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – активные (складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юр. обязанности). Их основная масса – по уплате в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов; предоставление налоговых отсрочек, рассрочек, налогового кредита…;

- пассивные (складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм).

- абсолютные – в них управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый субъект – отношения по установлению налогов и сборов.

- относительные - те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия – отношения по уплате в бюджет и гос. внебюджетные фонды неналоговых платежей и налогов…

ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ – возникают когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства.

По характеру налогово-правовых норм правоотношения:

1. материальные – те, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог и право налогового органа требовать его уплаты; право организации обращаться к фин. органу за получением отсрочки уплаты налога обязанность налогового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение…

2. процессуальные – правоотношения, возникающие в ходе налогового процесса и служат гарантией материальных.

3. имущественные– объект денежная форма – налог, сбор, пеня, недоимка, штраф… Это отношения по уплате налогов и сборов в бюджеты и гос. внебюдж. фонды…

4. неимущественные– объект – деятельность по осуществлению налогового контроля, установления налогов и налоговых льгот…

По структуре содержания налоговые правоотношения бывают:

1)простые – содержание их состоит из одного права и 1 обязанности (например, правоотношение по установлению налога).

2)сложные – состоят из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. Например, налоговое правоотношение по уплате налога… В каждом структурно сложном налоговом правоотношении м.б. выделены основное налоговое правоотношение и производные.

Наши рекомендации