Информация анализа и диагностики деятельности предприятия

Анализ и диагностика начинается с исходной информации и завершается тем, что информация о результатах анализа поступает в управленческий орган. В нем происходит анализ информации, сравнение с желаемым результатом, принятие решения, оформление распоряжений и передачи их.

Затем информация об изменениях процесса по результатам управленческого воздействия вновь поступает в систему управления.

Информационная база анализа и диагностики основана на организованном нормировании в бухучете и отчетности, на финансовой и статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.

Анализ и диагностика требуют соответствующей подготовки и обработки исходных данных, которые классифицируются следующим образом:

1. общие сведения о предприятии;

2. информация о системе управления технико-экономической деятельности предприятия, которая включает сведения о виде и структуре упрощенной системы, о процессах управления, об оргтехнике;

3. специальные сведения о технологии производственного процесса и основных производственных результатах;

4. информация об экономической деятельности предприятия;

5. данные о финансовых результатах;

6. информация о трудовых ресурсах и социальном развитии предприятия;

7. сведения об общей эффективности технико-экономической деятельности предприятия.

Исходная информация имеет особенности отраслевой и технической специфики производства и вида анализа.

Исходные материалы для анализа обычно оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок по соответствующим разделам.

Проблемами формирования исходной информации для анализа и диагностики являются:

1. отсутствие полного объема необходимой информации;

2. невозможность проверки имеющейся информации;

3. недостаточная детализация нужной информации для выполнения сравнительного анализа по отдельным направлениям.

Основные показатели, используемые в анализе и диагностике деятельности предприятия

В анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятий используется большое число разнообразных показателей (обобщающих, сводных, синтетических, интегральных, частных), которые можно классифицировать по различным признакам

Основные показатели, используемые в анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятий

Название показателя Экономическое содержание
Показатели затрат
Основные средства   Средства, инвестированные предприятием в производство, с оборачиваемостью свыше 1 года (основные производственные и непроизводственные фонды)
Основные производственные фонды Основные фонды отраслей производственной сферы. Различают их активную (машины, механизмы, оборудование) и пассивную часть (здания, сооружения)
Основные непроизводственные фонды Основные фонды отраслей непроизводственной сферы или принадлежащие населению
Оборотные средства Средства, инвестированные предприятием в производство, с оборачиваемостью до 1 года (сумма оборотных производственных фондов и фондов обращения)
Оборотные производственные фонды Запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, запасных частей
Фонды обращения Готовая продукция, денежные средства и средства в расчетах
Материальные ресурсы Оборотные производственные фонды, готовая продукция и другие виды товарно-материальных ценностей
Численность работающих Общее число работников аппарата управления, инженерно-технических работников и рабочих
Денежные средства Общая сумма выручки, которая возмещает оборотные средства, авансированные в процесс производства на оплату сырья, материалов, топлива, электроэнергии, и чистая выручка в виде валового дохода
Финансовые ресурсы Часть денежных средств (валового дохода), находящихся в обороте предприятия, которая предназначена для финансирования технико-экономической деятельности и выполнения финансовых обязательств (платежи в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды)
Инвестиции   Вложения в капитальное строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт (прямые, производственные инвестиции) и в ценные бумаги (портфельные инвестиции)    
Показатели затратоемкости
Ресурсоемкость Отношение стоимости ресурсов к объему реализации
Фондоемкость Отношение среднегодовой стоимости основных фондов к объёму реализации
Материалоемкость Отношение стоимости материальных затрат к объему реализации
Капиталоемкость Отношение капитальных вложений к объему реализации
Трудоемкость Отношение затрат живого труда к объему реализации
Энергоемкость Отношение стоимости энергоресурсов к объему реализации
Топливоемкость Отношение стоимости топлива к объему реализации
Показатели результатов
Объем производства продукции (работ, услуг)   Общий объем произведенной продукции (работ, услуг) в физическом или стоимостном (денежном) выражении  
Валовой доход Разница между общей суммой выручки от реализации продукции (работ, услуг) и размером платежей (за приобретенные товарно-материальные ценности и оказанные услуги) и амортизационных отчислений
Чистая продукция Валовой доход минус материальные затраты (или прибыль плюс заработная плата)
Производительность труда Отношение объема выпущенной продукции (работ, услуг) к численности занятых
Фондоотдача Отношение объема реализации к среднегодовой стоимости основных производственных фондов
Капиталоотдача Отношение объема реализации к стоимости капитальных вложений
Материалоотдача Отношение объема реализации к стоимости материальных ресурсов на производство
Рентабельность, или прибыльность Отношение прибыли к вложенным средствам, фондам и используемому оборудованию
Эффективность использования активов Отношение дохода (результата) к стоимости используемых активов
Показатели —факторы
Уровень автоматизации Удельный вес автоматизированного производства
Уровень механизации Удельный вес механизированного производства
Оборачиваемость оборотных средств Время, в течение которого совершается их полный кругооборот
Обеспеченность оборудованием, машинами, механизмами Соотношение между наличием оборудования, машин, механизмов и потребностью в них
Обобщающие показатели
Стоимость имущественного комплекса предприятия Стоимость предприятия в целом
Чистые активы Общая стоимость активов за вычетом краткосрочных и долгосрочных обязательств (по балансовой стоимости)
Оборотный капитал Разница между текущими активами и краткосрочными текущими обязательствами
Рыночная стоимость предприятия Стоимость акций предприятия, отражающая конъюнктуру рынка, т. е. соотношение спроса и предложения в данный момент времени
Ликвидность Способность предприятия быстро реализовать активы
Платежеспособность   Мера покрытия предприятием заимствованных средств, отношение текущих активов к текущим обязательствам
Эффективность использования собственного (акционерного) капитала Отношение дивидендов (дохода) к стоимости акционерного капитала
       




Для конкретных целей отбираются конкретные показатели с учетом вида, методики, отраслевой специфики объектов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности. В рамках анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют процедуры комплексной оценки, которые завершаются построением мультипликатора — агрегированного показателя, выведенного на базе показателей более низкого уровня, который выполняет роль своеобразного индикатора. Отметим, что существуют два типа мультипликаторов: стандартные, применяемые повсеместно, и субъективные, которые определяются для конкретного предприятия.

К стандартным мультипликаторам относится широко известная модель Дюпона, которая используется для оценки экономического роста компании. Основная сложность применения этой модели связана с необходимостью ведения бухгалтерской отчетности по международным стандартам, переход на которые в России еще не осуществлен. Другой известный стандартный мультипликатор — оценка вероятности наступления банкротства предприятия по методу Альтмана. Этот показатель основан на расчете суммы пяти финансовых коэффициентов (рентабельность и оборачиваемость активов, коэффициенты задолженности и реинвестирования прибыли в активы, доля собственных оборотных средств в активах), каждый из которых имеет определенный вес. Но поскольку и набор, и веса коэффициентов были рассчитаны в США в 1960-е годы, они не соответствуют современным российским реалиям. Поэтому метод Альтмана можно применять только для общей оценки тенденций развития предприятия.

Субъективные мультипликаторы позволяют учесть специфические характеристики, которые не учитываются стандартными методами анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Наши рекомендации