ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА анализа и диагностики деятельности предприятия

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее эффективных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В современных условиях становления рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления: правовое, экономическое, производственное, финансовое и др. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагают всестороннее изучение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Целью курсовой работы является получение студентами в процессе самостоятельной работы практических навыков анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

· идентификация реального состояния анализируемого объекта в составе отрасли производства продукции, товаров или работ (услуг);

· исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками;

· выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе;

· установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния;

· прогноз основных тенденций.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия всегда объединяет историю развития объекта, то есть ретроспекцию, и диагноз (систематизированное описание настоящего) и проспекцию (определение возможного состояния в будущем, в том числе, и возможность банкротства).

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа предоставляется студентами в письменной форме на листах формата А4 руководителю для рецензии и получения допуска к защите.

Пояснительная записка к курсовой работе включает в себя следующие части:

· Титульный лист;

· Введение, в котором должны быть определены цели и задачи аналитической работы, описывается специфика отрасли, к которой относится объект, и самого объекта, выбираются методы анализа и диагностики;

· Аналитическая часть, содержащая анализ и диагностику технического, финансового состояния, эффективности производственной, коммерческой, инвестиционной деятельности, социального развития коллектива; состояния и использования основных фондов, трудовых ресурсов; затрат на производство и реализацию продукции; инвестиционного, научно-технического, трудового, производственного потенциала.

· Заключение, которое содержит основные выводы по фактическому состоянию объекта на определенную дату и конкретные предложения по улучшению данного состояния.

· Библиография, представляющая собой список литературных источников и нормативных материалов с указанием фамилий и инициалов авторов, названия работы, издательства и года издания, названия и номера специализированных периодических источников (журналов, газет и т.д.), адреса Интернет-источников. Ссылки на источники, которые используются в тексте работы, обязательны.

· Приложение, представляющее собой исходные данные для выполнения курсовой работы.

Кроме того, в любой части пояснительной записки для наглядности выводов о динамике и соотношении рассчитанных финансовых показателей могут быть приведены графики, гистограммы, схемы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА анализа и диагностики деятельности предприятия

Информационная база анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия основана на бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, организационном нормировании, специальной экономической, технической и иной информации. При этом требуется соответствующая подготовка и обработка исходных данных, которые классифицируются следующим образом:

1. Общие сведения о предприятии.

2. Информация о системе управления технико-экономической деятельностью предприятия, которая включает следующие сведения:

а) о виде (линейная, функциональная, линейно-функциональная, командная) и структуре управляющей системы (структурные организационные схемы, штатные расписания);

б) о процессах управления (комплекты положений об отделах, службах, должностные инструкции, регламентация прав, распорядок рабочего дня, системы оценки качества работы и контроля исполнения, системы обработки внешнего и внутреннего документооборота, подготовки распорядительной документации и т.д.);

в) об оргтехнике (системы внутренней связи и сигнализации, механизированного табельного учета, диспетчеризации, механизации множительных, расчетно-вычислительных и чертежно-графических работ, оборудование служебных помещений и т.д.).

3. Специальные сведения о технологии производственного процесса и основных производственных результатах: поставленные, сформулированные руководством планы и программы; первичные документы (наряды, накладные, заборные карты, инвентаризационные ведомости, штатные расписания, лицевые счета); комплекты положений об отделах, службах, должностные инструкции, чертежно-графическая, проектно-сметная, технологическая документация.

4. Информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в виде пакета внешней финансовой отчетности.

5. Данные о финансовых результатах. Следует отметить важность накопления систематизированной информации о финансовых результатах. Смысл этого этапа заключается в том, что ценность отдельно взятого финансового показателя возрастает по мере накопления других. Например, информативность показателя, характеризующего объем продаж за квартал, повышается, если существуют данные о подобных показателях за последние два года – тогда на основе существующей динамики можно строить прогнозы.

6. Информация о трудовых ресурсах и социальном развитии предприятия.

7. Сведения об общей эффективности технико-экономической деятельности предприятия (материалы обобщения передового опыта, нормативы, результаты технико-экономических расчетов, межотраслевые и отраслевые методические рекомендации, стандарты, техническая документация, данные ведомственного и вневедомственного (например, аудиторского) контроля.

К исходным данным для анализа относятся также результаты сравнительного рейтингового анализа, материалы маркетинговых исследований, данные о мировом зарубежном опыте, публикуемая финансовая отчетность, материалы специализированных информационных агентств и неформальных источников.

Наиболее комплексный характер имеют сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности. В соответствие с законодательством РФ [1] бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма №1); отчета о прибылях и убытках (форма №2); приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения кбухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

К важным задачам анализа бухгалтерскогобаланса относятся:

· Оценка обобщающих показателей (стоимость имущественного комплекса в целом, величина оборотного капитала, величина чистых активов предприятия);

· Оценка структуры капитала и платежеспособности в долгосрочном плане;

· Оценка краткосрочной ликвидности и финансовой устойчивости;

Баланс позволяет оценить использование активов предприятия, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

На основании баланса внешние пользователи (все партнеры предприятия за исключением руководства) могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием; оценить его кредитоспособность как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия или его активов и другие решения.

Отчет о прибылях и убытках содержит сведения о текущих результатах деятельности предприятия за отчетный период. В нём отражены величины чистой нераспределенной прибыли или непокрытого убытка и слагаемые этого показателя:

- выручка от продажи продукции (работ, услуг) и себестоимость проданной продукции (работ, услуг);

- прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг), то есть от основного (или основных, если их несколько) видов деятельности предприятия;

- доходы и расходы от прочих финансовых операций (внереализационных, операционных и т.д.);

- прибыль до налогообложения (её называют балансовой или бухгалтерской прибылью, поскольку формирование этого показателя происходит исключительно в соответствии с правилами бухгалтерского учета [2]);

- текущий налог на прибыль, расчет которого производится в соответствии с НК РФ и ПБУ18/02 [3,2].

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации о показателях результативности и рентабельности деятельности организации, эффективности использования активов, фондоотдаче, капиталоотдаче и материалоотдаче предприятия.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках дополняют указанные формы отчетности и позволяют рассмотреть факторы, определившие изменения основных аналитических данных, помогают построить прогнозы на предстоящий период путем экстраполяции замеченных аналитических тенденций.

Согласно закона РФ от «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [4], приказа Министерства финансов РФ от 22.12.1995г. №131 «Указания по ведению бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» [5] малые предприятия в состав годового бухгалтерского отчета включают только формы №1 и №2, т.е. бухгалтерская отчетность представляется в сокращенном варианте. В таком же сокращенном варианте организациями представляется квартальная отчетность.

Большинство информации о деятельности предприятия является коммерческой тайной и недоступно для пользователей. Исключение составляет публичная отчетность. Однако, в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете [1], публикации подлежат лишь бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за год. Эта процедура обязательна для открытых акционерных обществ, банков и других кредитных организаций, бирж, инвестиционных и иных фондов, созданных за счет частных, общественных и государственных средств. В определенных законодательством случаях баланс публикуется по сокращенной форме, т.е. включает в себя лишь итоговые показатели. Все это значительно снижает информационную базу финансового анализа для внешних пользователей.

Наши рекомендации