Тема 2 Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия

Важное место в организации экономического анализа на предприятии занимает его информационное обеспечение. При анализе используется не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К нормативно-плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных первичных и сводных учетных регистров и отчетности обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.

Финансовая (бухгалтерская ) отчётность состоит из законодательно утверждённых форм отчётности которые заполняются на основе документально обоснованных данных финансового учёта. Она предназначается в основном для внешних пользователей и служит в качестве объективной информационной базы для принятия управленческих решений в области финансов.

В состав отчётности входит:

1. Бухгалтерский баланс;

2. Отчёт о прибылях и убытках;

3. Отчёт об изменении капитала;

4. Отчёт о движении денежных средств;

5. Приложения к бухгалтерскому балансу;

1) Актив Бухгалтерского баланса даёт оценку состояния структуры и использования основного и оборотного капитала предприятия в денежном выражении. Показатели актива позволяют оценить степень ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. В пассиве Бух. Баланса содержатся показатели, характеризующие собственный капитал предприятия, а также заёмные и привлечённые средства, информация пассива позволяет отслеживать соотношение между собственными и заёмными источниками средств определить финансовую независимость и устойчивость.

2) Отчёт о прибылях и убытках содержит информацию о доходах и расходах предприятия о обычных видах деятельности, а также об операционных и вне реализационных доходах и расходах. Данные отчёта позволяют анализировать различные виды прибыли, которые служат для расчётов показателей рентабельности.

3) Отчёт об изменении капитала обеспечивает пользователей информацией необходимой для проведения финансового анализа изменений Уставного Капитала, Добавочного Капитала и Резервного Капитала.

4) Отчёт о движении денежных средств содержит информацию позволяющую проанализировать использование денежных средств в текущей деятельности, а также определить текущую платёжеспособность организации.

5) Приложения к Бухгалтерскому Балансу содержат показатели позволяющие анализировать величину Дебиторской и Кредиторской задолженностей, амортизируемое имущество, показатели по источникам финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

6) Отчёт о целевом использовании полученных средств — о поступлении средств за счёт вступивших членских и добровольных взносов, а также от предпринимательской деятельности и их расходовании на целевые мероприятия, отчёт позволяет проанализировать степень соответствия направлений производственных расходов целевому назначению полученных средств.

Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

Внеучетные источники информации — это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся:

1 Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и т.д.

2. Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3. Научно-техническая информация: публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.

4. Техническая и технологическая документация.

5. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах — хронометраж, фотография и т.п.

6. Информация об основных контрагентах предприятия — поставщиках и покупателях. Данные о поставщиках необходимы для прогнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.

7. Данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации — Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, информационных бюллетеней и др.

8. Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).

9. Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирова-официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).

10. Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предло-ия по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).

11. Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране и др.

Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его сегментов должны быть оформлены соответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.

Аналитический отчет (пояснительная записка)обычно составляется для внешних пользователей. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки или заключения.

Содержание аналитического отчета должно быть достаточно полным. Прежде всего, он должен содержать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, широту и долю рынков сбыта продукции, динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние предприятия, его деловую активность, эффективность работы, перспективы развития.

Нужно также раскрыть в нем изменения в учетной политике предприятия, которые могут оказать существенное влияние на денежные потоки, финансовые результаты и т.д.

Должна быть дана расшифровка агрегированных показателей отчетности (состав дебиторской и кредиторской задолженности, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, распределения прибыли и др.), а также отражена информация по сегментам (выручка, затраты, прибыль, активы, обязательства сегментов по операционным и географическим признакам).

Для правильного отражения динамики показателей должна быть обеспечена их сопоставимость по всем параметрам (методике оценки, методике расчета, по составу и т.д.).

В пояснительной записке дается характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности предприятия за отчетный период, раскрываются объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы, излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирования предприятия в будущем.

Аналитическая часть отчета должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Результаты анализа представляются в ней в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д. Особое внимание нужно уделять выводам и предложениям по результатам анализа. Они должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.

Содержание справки или заключения по результатам анализа, в отличие от пояснительной записки, может быть более конкретным, акцентированным на отражение недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опущена общая характеристика предприятия и условий его деятельности. Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме представления результатов анализа. Это постоянный макет типовых аналитических таблиц, графиков без пояснительного текста. Аналитические таблицы и графики позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме.

Формы таблиц могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требующимися для анализа данными. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала. При этом не нужно стремиться дать в одной таблице все показатели работы предприятия или бросаться в другую крайность — вводить множество таблиц. Как универсализация, так и безмерное количество таблиц усложняют их использование. Аналитические таблицы должны быть наглядными и простыми.

Наши рекомендации