Анализ выполнения розничного товарооборота
Розничный товарооборот – один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятия. Главной ее целью является получение максимальной прибыли, и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача по увеличению прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Рынок розничной торговли г. Солигорска в последние два года динамично развивается. Увеличилось число, и расширилась география торговых объектов, каждый из которых рассматривается как конкурент для универмага. Сегодня перед предприятием стоят вопросы определения направления развития, привлечения покупателей в магазин, изменения технологии работы, учета, изменений спроса, оптимизации товарных запасов, работ с поставщиками.
Основная задача: обеспечение темпов роста розничного товарооборота, рентабельная работа предприятия.
Фактические объемы розничного товарооборота ОАО «Универмаг «Солигорск» приведены в таблице 4.1 (приложение 10).
Таблица 4.1. - Показатели развития розничного товарооборота торговой организации
Показатели | Ед. изм. | год | год | Темп роста,% | Откл., (+,-) | |
Объем розничного товарооборота | тыс.р. | 89,4 | -1525 | |||
в действующих ценах | % | 94,4 | 89,4 | -5 | ||
в сопоставимых ценах | % | 85,0 | 81,8 | -3,2 | ||
- в т.ч. продовольственные товары | тыс.р. | 72,1 | -1499 | |||
уд.вес в розничном товарообороте торг.сети | % | 39,8 | 32,5 | 81,7 | -7,3 | |
непродовольственные товары | тыс.р. | 98,9 | -92 | |||
уд.вес в розничном товарообороте торг. сети | % | 60,3 | 67,5 | 111,9 | +7,2 |
За 2016 год объем розничного товарооборота составил 12879 тыс.рублей, что на 1527 тыс.рублей меньше чем за 2015 год. При этом темп роста товарооборота в действующих ценах составил 89,4%. Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах за 2016 год составил 81,7% к уровню прошлого года.
В структуре товарооборота торговой сети уровень реализации непродовольственных товаров в 2016 году составил 67,5%, что на 7,2 % больше, чем в 2015 году. Удельный вес продовольственных товаров в розничном товарообороте уменьшился на 7,2% и составил 32,5%.
Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам и месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная продажа, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Равномерность развития товарооборота можно более углубленно проанализировать, используя данные о доле каждого квартала в годовом розничном товарообороте торговой организации.
Выполнение плана розничного товарооборота ОАО «Универмаг «Солигорск» за отчётный год приведены в таблице 4.2 (приложение 11).
Таблица 4.2. Выполнение плана розничного товарооборота торговой организации за отчетный год (млн. руб.)
Квартал | Отчетный год | Отклонение (+,-) | Процент выполнения плана по сумме | ||||
План | фактически | По сумме | по уд. весу | ||||
сумма | уд. вес | Сумма | уд. вес | ||||
40450,0 | 28,08 | 34859,1 | 29,24 | -5590,9 | 22,51 | 86,2 | |
30780,0 | 21,37 | 25853,7 | 21,69 | -49,26 | 19,83 | 85,2 | |
3420,0 | 23,74 | 2772,5 | 23,25 | - 647,5 | 26,07 | 81,1 | |
3863,0 | 26,81 | 3078,2 | 25,82 | - 784,8 | 31,59 | 79,7 | |
Итого за год | 14406,0 | -2484 |
Анализ выполнения плана розничного товарооборота за отчётный год выполнен на 83%. Если смотреть данные по кварталу, то мы увидим, что наиболее низкие показатели были 3 и 4 кварталы. Для улучшения ситуации целесообразно узнать причину невыполнения плана розничного товарооборота. Одной из причин может быть в городе с ростом торговой сети, открытием ряда супермакетов, специализированных магазинов, фирменных торговых предприятий. Крупные сетевые компании активно импортируют товары, на фоне которых отечественные товары становятся неконкурентоспособными по цене и качеству. Снижение покупательской активности населения сказалось на выполнении прогнозных показателях. Стремясь быть конкурентоспособными, все маркетинговые мероприятия, направлены на ускорение оборачиваемости и увеличения объема продаж в виде распродаж, проведения Дней скидок, акционных мероприятий, дегустаций, ярмарок.
Анализ розничного товарооборота проводят также по каждым отделам, секциям, бригадам. С целью выявления и устранения недостатков в торговой деятельности, прежде всего, изучают работу подразделений, не выполнивших план товарооборота, с низкими темпами развития розничной реализации товаров. Особое внимание уделяют изучению результатов работы торговых предприятий, добившихся высоких темпов роста товарооборота, что позволяет проанализировать и обобщить передовой опыт хозяйствования.
Важнейшим фактором выполнения плана товарооборота розничной торговли и постоянного снабжения покупателей нужными товарами является выполнение плана поступления товаров (приложение 10).
Таблица 4.3. Влияние на объем розничного товарооборота показателей обеспеченности товарными ресурсами, тыс.руб.
Показатели | Предшествующий год | Отчетный год | Влияние на товарооборот |
Товарные запасы на начало | |||
Поступление за год | -711 | ||
Прочее выбытие товаров | |||
Товарные запасы на конец года | |||
Розничный товарооборот | -1527 |
Для обеспечения выполнения плана по товарообороту и постоянной торговли торговая организация должна иметь постоянный запас товаров в определённом ассортименте и размере. Товарные запасы подразделяются на запасы нормального и сезонного хранения, а также запасы целевого назначения.
Контроль над состоянием и движением товарных запасов необходимо систематически проводить во всех подразделениях торговой организации, обращая внимание не только на общую их сумму и движение по группам, но и на состояние запасов по отдельным товарам, с выявлением причин образования излишков или отсутствия нужных запасов.
Очень важным показателям для анализа в торговле является средняя численность работников организации. Сравнивая данные о фактической численности работников в отчетном периоде и данными за предшествующий период, нужно установить степень выполнения или невыполнения плана по товарообороту и изменение в численности работников в сравнении с предыдущим периодом. Качественной характеристикой работы торговой организации является производительность труда, значительные резервы роста которой – улучшение организации труда, внедрение прогрессивных форм торговли.
Производительность труда в торговле определяется как сумма товарооборота, приходящегося на одного работника. Показатели, характеризующие производительность труда – средний оборот на одного торгового работника.
Произведём расчёт влияния трудовых факторов на объём розничного товарооборота в таблице 4.4 (приложение 10).
Таблица 4.4. Влияние на объем розничного товарооборота трудовых факторов (млн.руб.)
Показатели | Предшествующий год | Отчетный год | Отклонение | Отчетный год в процентах к предшествующему |
Розничный товарооборот (в действующих ценах) | -1527 | 89,4 | ||
Среднесписочная численность работников | -48 | 84,9 | ||
Производительность труда | 45,2 | 47.5 | 2,36 | 105,1 |
Среднесписочная численность за 2016 год составила 271 человек. Относительно 2015 году среднесписочная численность работников снизилась на 48 человек и это, не могло не произвести влияния на производительность труда организации. Заметен значительный рост производительности труда в действующих ценах, размер которого составил в 2016 году -47,5 тыс. рублей против 45,2 тыс. рублей в 2015 году. Темп роста составил 105,1%.
Также важным показателям для анализа в торговле является влияния фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов на объём розничного товарооборота.
Фондоотдача – важнейший обобщающий показатель эффективности использования основных фондов.
Произведём расчёт влияния фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов на объём розничного товарооборота в таблице 4.5 (приложение 12).
Таблица 4.5. Влияние на объем розничного товарооборота фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов, млн. руб.
Предшествующий год | Отчетный год | Отклонение | Отчетный год в процентах к предшествующему | |
Розничный товарооборот (в действующих ценах) | -1527 | 89,4 | ||
Среднегодовая стоимость основных фондов | 120,2 | |||
Фондоотдача, руб. | 537,54 | 399,72 | -137,82 | 74,4 |
Фондоотдача – показатель выпуска продукции, приходящаяся на 1 рубль стоимости основных фондов. Данный показатель характеризует эффективность использование основных средств организации. В 2015 году на 1рубль стоимости основных средств приходилось 537,54 руб., а в 2016 году – 399,72 руб. Таким образом, наблюдается снижение фондоотдачи на 137,82 руб. или 74,4% за счёт изменения стоимости основных фондов и снижения розничного товарооборота.
Розничный товарооборот – результат деятельности предприятия. Рост продажи товаров розничной торговлей может быть обусловлен, с одной стороны, непрерывным ростом производства товаров народного потребления и, с другой - повышением покупательской способности населения. Сокращение покупательской способности населения приводит к негативным изменениям в объеме и структуре розничного товарооборота.
Обеспечение запланированных показателей розничного товарооборота потребует от ОАО «Универмаг «Солигорск» выработки соответствующей маркетинговой стратегии, что предусматривает изменение и приспособление четырех компонентов - ассортимента, цены, характеристик отделов (секций) и дополнительных услуг - к постоянно меняющейся рыночной среде.
Управление маркетингом в рамках изучения, прогнозирования и активного воздействия на рынок потребителей, поставщиков и конкурентов является одним из основных элементов стратегии маркетинга и коммерческой деятельности как таковой.
Основной целью стратегии маркетинга на предприятии в отношении потребителя выступает привлечение новых сегментов покупателей за счет расширения ассортимента товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширения видов деятельности и ввода в действие новых торговых площадей.
Расширение ассортимента реализуемых товаров предполагается вести по следующим направлениям:
- расширение связей с поставщиками товаров по номенклатуре изделий;
- установление постоянных связей с фирмами, импортирующими товарами в республику, и работа с ними по заказам;
- расширение связей с сельскохозяйственными предприятиями, фермерами по закупке продовольственных товаров;
- открытие собственного разрубочного цеха, (что даст возможность повысить уровень торговой надбавки);
- расширение ассортимента мясных полуфабрикатов и кулинарных изделий собственного производства;
- изменить способ выкладки товаров, создать дополнительные точки продаж более престижных товаров в линейке аналогов;
- осуществлять личную отборку товаров у производителя для более полного удовлетворения спроса покупателей;
- оказание услуг по доставке крупногабаритных товаров по указанному адресу, доставка наиболее тяжёлых товаров к транспорту покупателя.
Рассмотрим структуру розничного товарооборота ОАО “ Универмаг Солигорск” в таблице 4.6 (приложение 13).
Таблица 4.6. Структура розничного товарооборота торговой организации
Наименование товарных групп | Предшествующий год | Отчетный год | Отклонение по сравнению | |||
фактически | С предшествующим годом | |||||
Сумма, тыс.руб. | Уд. вес, (процент к итогу) | Сумма, тыс.руб. | Уд. вес, (процент к итогу) | Сумма, тыс.руб. | Уд. веса, % | |
Продукты из мяса | 714,51 | 5,29 | 552,05 | 4,63 | -162,46 | -0,66 |
Хлеб, хлебобулочные изделия | 619,52 | 4,59 | 294,69 | 2,47 | -324,83 | -2,12 |
Сахаристые кондитерские изделия | 451,69 | 3,34 | 137,71 | 1,16 | -313,98 | -2,18 |
Водка | 473,03 | 3,50 | 305,82 | 2,57 | -167,21 | -0,93 |
Молочные продукты | 687,50 | 5,09 | 514,29 | 4,31 | -173,21 | -0,78 |
Остальные продовольственные товары | 17,95 | 2068,85 | 17,37 | -357,04 | -0,58 | |
Итого продтоваров | 5372,14 | 39,76 | 3873,41 | 32,51 | -1499 | -7,25 |
Текстильные товары | 422,64 | 3,13 | 474,50 | 3,98 | 51,86 | 0,85 |
Электробытовые приборы и инструменты | 303,36 | 2,25 | 226,71 | 1,90 | -76,65 | -0,35 |
Остальные непромтовары | 7413,40 | 54,86 | 7348,02 | 61,62 | -65,38 | 6,76 |
Итого непромтовары | 8139,40 | 60,24 | 8049,23 | 67,50 | -90,17 | 7,26 |
Всего товаров | 11922,64 | 100,01 | -1588,9 | 0,01 |
В структуре товарооборота торговой сети уровень реализации непродовольственных товаров в 2016 году составил 67,5%, что на 7,26 % больше, чем в 2015 году. Удельный вес продовольственных товаров в розничном товарообороте уменьшился на 7,25% и составил 32,5%.