Анализ розничного товарооборота

В розничной торговле объектами изучения являются объем товарооборота, состав товарооборота и структура.

Анализ ТО по общему объему проводится с целью установления конкурентных позиций предприятия, оценки выбранной ценовой и товарной политики.

Состав ТО изучается по видам продаж, организационным формам, формам облуживания, формам оплаты.

Структура ТО и соотношение реализованных товаров по отдельным группам, анализируется в соответствии с формой №3-торговая. Действующая система учета и отчетности позволяет изучить внутригрупповую ассортиментную структуру, которая является источником информации для деятельности маркетинговых служб.

Анализ ТО по структуре позволяет вычертить жизненный цикл товаров и определить стадию, на которой находится товар. Принять меры к снижению потерь и разработки портфеля.

Факторный анализтов.об. направлен на выявление резервов роста тов.об. или излишних ресурсов, а также на измерение влияния параметров воздействия на сбыт.

1.Взаимосвязь между Т.З. и тов.об. выражается с помощью формулы тов. баланса: Зн+П=Q+В+Зк , где Зн – запасы на начало периода, Зк – запасы на конец периода, П – поступление товаров, Q – товарооборот (реализация товаров), В – прочие выбытие.

Q = Зн + П – В - Зк

“-“ данной модели:

Не позволяет оценить влияние эффективности использования тов. ресурсов на тов.об., с этой целью применяется другая модель: «Модель зависимости тов.об. от товарооборачиваемости и размера Т.З.»

2.скорость обращения товарооборота

Q = Коб * ТЗср , где Коб – коэффициент обращения, Тср. – средние товарные запасы.

3.обеспеченность основными фондами товарооборота

Q = Sт.з.*H, где Sт.з. – площадь торгового зала, H – нагрузка на 1 м² торгового зала, тов.об. с 1 м² .

Q = ОФср*Fo, где ОФср – среднегодовая стоимость основных фондов, Fo – фондоотдача.

4.изменение численности персонала

Q = Чср*В, где Чср – среднесписочная численность, В – выработка.

8 Информация для анализа и планирования, ее виды

Источниками информации для анализа товарооборота являются:

1. Статистическая отчетность и первичные бухгалтерские документы

Формы статистической отчетности:

-форма №3-торговая(отчет о продаже и остатках товаров за полугодие и за год)

-форма №3-торговая краткая(месячная)

-форма №7-торговая розница(отчет о наличии в торговой сети, годовая)

-бланк регистрации цены и тарифов на товар народного потребления и платные услуги(месячный бланк)

2. Основным первичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа является товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки, продажу товаров в кредит, а также стоимость стекло-посуды в обмен на товар. На основании товарно-денежного отчета розничный товарооборот определяется как сумма выручки, сданной в учреждения банков, на почту или в кассу своего предприятия.

Планирование розничного товарооборота

При планировании розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

1) опытно-статистический - позволяет определить плановый объем ТО на будущий год, исходя из сопоставленного объема ТО за отчетный год и среднегодового темпа изменения ТО за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

Qплан=Qотч*Т/100, Т-темп изменения объема товарооборота

2) экономико-статистический – основан на сглаживании данных о приросте ТО за ряд лет, предшествующих планируемому году, сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех ближайших лет:

К1 = (К1 + К2 + К3) / 3= (4,8 + 4,2 + 6,0) / 3 = 5,0%;

К2 = (К2 + К3 + К4) / 3 = (4,2 + 6,0 + 3,1) / 3 = 4,4%;

К3 = (К3 + К4 + К5) / 3 = (6,0 + 3,1 + 5,4) / 3 = 4,8%.

Δ= (Кn- К1)/ n-1=4,8-5/3-1

где Δ - среднегодовое, изменение прироста объема товарооборота, %;

Кn - последний показатель в ряду выравненных средних, %;

К1 - первый показатель в ряду выравненных средних, %;

n - количество показателей выравненного ряда средних.

К6=К4+2 Δ

3) которые оказывают постоянные влияния на ТО формирует основную тенденцию(тренд).

При выявлении тренда розничного ТО решаются следующие задачи:

-качественная характеристика тренда, она м.б. дана с помощью визуальной оценки данных

-измерения выявленного тренда, т.е. получение обобщающей количественной оценки основной тенденции. Проблема – подбор математической ф-ии, по которой рассчитывается уравнение тренда.

Типы развития:

-равномерное развитие – линейная форма тренда, применяется для рядов динамики со стабильными цепными абсолютными приростами, отображается уравнением прямолинейной ф-ии: Уt=a0+a1t, а1-коэф. Регрессии, если а1>0, то ТО увеличивается и наоборот.

-параболическая форма тренда – применяется для рядов динамики со стабильными темпами прироста, основная тенденция отображается ф-ей параболы: Yt=a0+a1t+a2t^2, а2-характеризует постоянные изменения интенсивности развития в единицу времени, если а2>0, то происходит ускорение развития и наоборот.

4) комплексной увязки – основан на том, что сначала рассчитывается объем ТО разными методами, выбирается пессимистичный и оптимистичный варианты и выбирается средний. Объем ТО уточняется после определения необходимого торговому предприятию на плановый год объем прибыли.

Наши рекомендации