Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота

Методические указания

При анализе розничного товарооборота используются различные способы и приемы (методические указания представлены в занятии 1).

В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года. Пересчет товарооборота осуществляется по формуле:

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru , (1.1)

где Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru – товарооборот в сопоставимых ценах;

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru – товарооборот в фактических ценах;

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru – индекс розничных цен.

Для оценки равномерности выполнения плана товарооборота или равномерности распределения по периодам года роста по сравнению с прошлым годом необходимо исчислить среднее квадратическое отклонение Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru , коэффициент Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru вариации и коэффициент равномерности Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru по формулам:

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru , (1.2)

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru , (1.3)

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru , (1.4)

где Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru – товарооборот по кварталам (или темп роста);

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru – среднеквартальный товарооборот (или темп роста за год);

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru – число кварталов.

Ритмичность товарооборота изучается с помощью коэффициента ритмичности, который исчисляется по формуле

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru , (1.5)

где Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru – коэффициент ритмичности товарооборота за определенный период (в долях единицы);

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru – ежедневная абсолютная или относительная (выраженная в процентах) величина выполнения плана в пределах не выше планового значения;

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru – ежедневная абсолютная и относительная величина выполнения плана планового задания (каждую из относительных величин принимают за 100, знаменатель равен 100 Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru n).

Решение типовых задач

Задача 1

Произведите анализ розничного товарооборота и рассчитайте влияние на товарооборот следующих факторов:

- численность обслуживаемого населения;

- продажи на одного человека;

- размер покупательских фондов населения и степени их охвата;

- розничных цен.

Исходные данные представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Расчёт показателей розничного товарооборота за исследуемые периоды

Показатели Фактически за прошлый год, тыс.руб. Отчётный год, тыс. руб. Отчётный год в % к факту прошлого года Отклонение (+,-)
1.Розничный товарооборот 114,6
1.1. В том числе по продаже товаров населению 117,2
2. Численность обслуживаемого населения, чел. 100,2
3.Покупательские фонды населения 127,4
Индекс цен   1,132    
4.Товарооборот в расчёте на одного человека 1,290 1,509 117,0 0,219
5.Процент охвата покупательных фондов населения, % 78,9 72,5 91,9 -6,4
6.Товарооборот в сопоставимых ценах 101,2


Таким образом, изменение товарооборота по продаже населению по сравнению с прошлым годом увеличилось на 10000 тыс. руб. (68250-58250), в том числе за счёт:

1.Изменение численности обслуживаемого населения:

(45230-45150) x 1,290 = 103,2 тыс. руб.

2.Товарооборота в расчёте на одного человека:

(1,509-1,290) x 45230= 9905,4 тыс. руб.

За счёт роста обслуживаемого населения (на 80 человек) товарооборот вырос на 103,2 тыс. руб., а за счёт роста оборота в расчёте на одного проживающего – на 9905,4 тыс. руб.

Влияние на объём товарооборота изменения покупательских фондов населения: (94080-73860)x78-9 / 100= 15953,6 тыс.руб.

объём товарооборота за счёт изменения процента охвата покупательных фондов населения составил: (72,5-78,9)х94080/100= -6021,1 тыс. руб.

таким образом, за счёт роста покупательских фондов населения товарооборот вырос на 15953,6 тыс. руб., а уменьшение процента охвата покупательских фондов товарооборотом снизило величину оборота на 6021,1 млн.руб.

Влияние цен на товарооборот по продаже товаров населению:

(72870-64373) = 8497 тыс. руб.

За счёт роста цен товарооборот фактически увеличился на 8497 тыс. руб., то есть примерно на 95,6 % от общего роста [8497/(72870-63590)x100]. Это свидетельствует о высоком уровне работы торгового предприятия.

Задача 2

Приведены данные о товарообороте предприятия по годам (тыс.руб.). На основании приведенных данных необходимо найти абсолютный прирост, темпы роста и прироста, абсолютное значение 1% прироста, средний абсолютный прирост, средний темп роста.

Алгоритм решения

Исчисление первых четырех показателей можно оформить аналитической таблицей (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Показатели динамики товарооборота

Показатели годы
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Товарооборот, тыс.руб.
Абсолютный прирост, тыс.руб.: Базисный Цепной   - -          
Темп роста, % Базисный Цепной   100,0 -   108,9 108,9   120,3 110,4   133,3 110,8   144,7 108,5   161,8 111,8
Темп прироста, % Базисный Цепной   - -   8,9 8,9   20,3 10,4   33,3 10,8   44,7 8,5   61,8 11,8
Абсолютное значение 1 % прироста, тыс. руб. - 123,6 134,6 148,1 164,7 178,0

Средний годовой абсолютный прирост товарооборота составил:

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru

Можно также воспользоваться накопленным абсолютным приростом:

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru

Среднегодовой темп роста товарооборота, исходя из цепных темпов роста, выраженных в коэффициентах, составил:

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru

Можно также исчислить его из базисного темпа роста, выраженного в коэффициенте:

Занятие 1. Анализ розничного и оптового товарооборота - student2.ru

Решение задач

Задача 1

Произведите анализ розничного товарооборота и рассчитайте влияние на товарооборот следующих факторов:

- численность обслуживаемого населения;

- продажи на одного человека;

- размер покупательских фондов населения и степени их охвата;

- розничных цен.

Исходные данные представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Показатели розничного товарооборота за исследуемые периоды

Показатели 2002г. 2003г.
1. Розничный товарооборот всего, тыс. раб.
2. Численность обслуживаемого населения, чел.
3. Покупательные фонды населения, тыс. руб. 2693,3256 34 10,6832
4. Индекс цен ­­   1,2
5. Товарооборот в расчёте на одного человека, тыс. руб.    
6. Процент охвата покупательных фондов населения, %    
7. Товарооборот в сопоставимых ценах    

Сделайте выводы.

Задача 2

Проанализируйте структуру товарооборота торгового предприятия, используя данные, представленные в таблице 1.4, и сделайте выводы.

Таблица 1.4

Структура товарооборота предприятия ООО «Вымпел»

Товарная группа 2002 г. тыс. руб. 2003 г.тыс. руб. 2002г.,% 2003г.,%
Товародвижение    
Хлебобулочные изделия 4212,7    
Кондитерские изделия 3304,8 3370,16    
Колбасные изделия 8078,4 9267,94    
Молочные изделия 7161,59    
Рыбная продукция 2570,4 2106,35    
Алкогольная продукция 8812,8 10531,75    
Табачные изделия 1101,6 1263,81    
Полуфабрикаты 2203,2 2527,62    
Сопутствующая продукция 1468,8 1685,08    

Задача 3

Используя данные таблицы 1.5, определите влияние сезонности на объем реализации товаров. Сделать выводы.

Таблица 1.5

Анализ сезонности реализации товаров

месяцы Базисный год Отчетный год
Объем реализации товаров, тыс.руб. Коэффициент сезонности Объем реализации товаров, тыс.руб. Коэффициент сезонности
Январь 95,3   101,3  
Февраль 90,8   100,1  
Март 110,7    
Апрель    
Май 109,3    
Июнь 122,6    
Июль 124,7    
Август 119,6    
Сентябрь 116,6    
Октябрь    
Ноябрь 95,3    
Декабрь 114,1   101,3  
Итого за год        

Задача 4

Рассчитайте средневзвешенный размер торговой надбавки для торгового предприятия с учётом различных источников поступления:

- план поступления товаров составляет 3570 т.р., в том числе транзитом от промышленности 1750 т.р., от местных поставщиков 1200т.р., со склада оптовых предприятий – 620 т.р.;

- общий размер торговой надбавки по товарам составляет 25%, при складских операциях оптовое предприятие получает 8%, при транзитных операциях – 4%.

Задача 5

Используя приемы маржинального анализа, определите (по данным таблицы 1.6) безубыточный объем реализации товаров.

Таблица 1.6

Анализ безубыточности реализации товаров

Показатели Значение показателей
1. Объем реализации товаров, усл.-нат. ед.
2. Цена единицы товаров, руб.
3. Переменные затраты на единицу товаров, руб.
4. Постоянные затраты на весь объем товаров, руб.

Задача 6

Используя данные таблицы 1.7, рассчитайте коэффициент ритмичности и коэффициент вариации.

Таблица 1.7

Исходные данные для расчета коэффициента ритмичности и коэффициента вариации.

Квартал Выпуск продукции, тыс. руб. Удельный вес продукции, % Выполнение плана, коэффициент Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
план факт план факт
Первый        
Второй        
Третий        
Четвертый        
Всего за год            

Сделайте выводы.

Задача 7

Используя данные таблицы 1.8, рассчитайте:

1) абсолютный прирост, темпы роста и прироста (цепным и базисным способами);

2) среднегодовые абсолютный прирост и темп роста;

3) абсолютное значение одного процента прироста.

Составьте аналитическую таблицу и постройте график по базисным темпам роста, сделайте выводы.

Таблица 1.8

Исходные данные для анализа товарооборота за 5 лет.

Показатели Годы
1-й (базисный) 2-й 3-й 4-й 5-й (отчетный)
Товарооборот, тыс.руб.

Задача 8

На основании приведенных данных определите

1) средний процент выполнения плана товарооборота за год;

2) среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота.

3) Сделайте выводы.

Таблица 1.9

Выполнение плана товарооборота по кварталам.

Показатели Кварталы
I II III IV
Процент выполнения плана товарооборота 104,6 102,0 104,0 102,0
Товарооборот за год, тыс.руб.: По плану По факту  

Задача 9

Определите процент выполнения плана товарооборота на основе следующих данных: план товарооборота на год 8000 тыс. руб., фактически – 10000 тыс.руб., в том числе выполнение за первый квартал составило 25% всего товарооборота, цены с 1 апреля возросли на 5%.

Задача 10

План товарооборота магазина на год составил 8500 тыс.руб., фактическое выполнение – 6300 тыс.руб. Из-за внепланового ремонта во II квартале магазин не работал. Проанализируйте выполнение плана товарооборота при условии, что план был распределен по кварталам равномерно, доля IV квартала в фактическом товарообороте составила 28 %, а с 1 октября цены на товары снизились на 10%.

Задача 11

Определите выполнение плана товарооборота в сопоставимых ценах по следующим данным: товарооборот по плану – 8600 тыс. руб.; фактически в действующих ценах – 9545 тыс. руб.; индекс цен – 1,15.

Наши рекомендации