Анализ сезонности развития розничного товарооборота

Сезонные явления и процессы в сфере товарного обращения приводят к устойчивым, повторяющимся в одни и те же периоды внутри года подъемам и спадам в продаже отдельных товаров.

Сезонные колебания розничного товарооборота обусловлены: уровнем производства и поставки товаров; сезонностью производства, поставки и потребления; неравномерностью притока денежных средств; переключением спроса с одного товара на другой со сменой сезонов года.

31.Механизм, последовательность этапов прогнозирования розн.т/о.

План розн.т\о торг.предприятия состоит из следующих разделов: реализация(продажа)товаров по общему объему и отдельным товарным группам, (структура т\о); товарные запасы и товарооборач.; поступ.товаров (товарное обеспечение).Все разделы плана т\о взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь:Пф = Т ≤ Рт,где Пф —покупательные фонды;Т—объем т\о;Рт,—товарные ресурсы.Объем и структура розн.т\о должны обеспечить, с одной стороны, удовл-ние потребностей насел.в товарах в соответствии с его спросом, а с другой — Необходимый для дальнейшего развития предприятия размер Прибыли.Прогнозы бывают двух видов: «от общего к частному»(от Объема к структуре) и «от частного к общему».Подход «от цепного к общему» более эффективен для небольших и средних предприятий.Методы прогноз.могут быть разделены на три группы: количественные, качественные и комбинации из этих двух методов.Выбор метода зависит от периода, на который необходимо составить прогноз, возможности получить соответствующие исходные данные, требований к точности прогноза, опыта и рекомендаций экспертов, наличия компьютерной техники, необходимых затрат.При разработке прогноза используется комплекс простых и сложных методов прогнозирования, чтобы решать задачи разного уровня сложности и повысить точность расчетов, поскольку никакой из методов не может в полной мере учесть всe параметры и аспекты развития рынка.Этапы:1.определение и обоснование основной цели и вытекающей из нее задач 2.выявление ключевых внеш.и внутр.факторов экон.развития организации 3.подбор исходной иформации 4.проведение детальных прогнозных расчетов по этапам и на весь период планирования 5.оценка надежности прогнозных данных 6.принятие плана 7.организация выполнения плана и установление контроля за этим процессом.

32.Методы разработки плана розн.т/о.

Группы:1)экспертные оценки, основанные на упорядоченных мнениях специалистах-экспертов(применяется для качеств.парамтров)2)экстраполяция-распространение тенденций прошлого на будущее при помощи экономико-статистических методов(прим.для колич.показателей)3)экономико-математическое моделирование(прим.для кол.и кач.показат.)Планирование осущ.следующими методами:1.с учетом потребности в доходах и прибыли(Данная методика построена на идее достижения такс го объема розн.т\о, который обеспечит необходимый для самофинансирования размер прибыли, остающейся у предприятия после возмещения всех расходов, связанных с его функционированием, уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей.) 2.с учетом месторасположения торг.организации(Зона торгового обслуживания — территория (ее называют также «полем спроса»), где находятся потенциальные потребители, посетители данного магазина. Размер зоны обслуживания данного магазина зависит от размеров предприятия, его оборота, размеров населенного пункта, в котором расположен этот магазин. Расстояние границы зоны обслуж.от одного города до др.,от одного магазина до др. рассчитывается по формуле Рейли: Д = Анализ сезонности развития розничного товарооборота - student2.ru ,где Д—расстояние границы зоны обслуживания от «меньшего» города (меньшего торг.предприятия), км; d—расст.м\у городами (районами, магазинами), км; Рк—численность насел.большего города (района); Рм-численность насел.меньшего города (района).) 3.исходя из предлагаемых ресурсов(Решение моделей осуществляется на ЭВМ по пакету прикладных программ линейного программирования автоматизированной системы управления. В основе оптимизации планового объема розн.т\о лежит определение его максимальной величины при заданных ограничениях по отдельным видам ресурсов: площади торгового зала, товарных запасов, трудовых, финансовых ресурсов. Экономико-математическая модель имеет следующий вид:max F (x) = Анализ сезонности развития розничного товарооборота - student2.ru при условии:1) Анализ сезонности развития розничного товарооборота - student2.ru ≤ А, 2) Анализ сезонности развития розничного товарооборота - student2.ru ≤ B,3) Анализ сезонности развития розничного товарооборота - student2.ru ≤ C,4) Анализ сезонности развития розничного товарооборота - student2.ru ≤ D,Xj ≥ 0; j = Анализ сезонности развития розничного товарооборота - student2.ru .Условия 1—4 отражают требования по использованию имеющихся ограниченных трудовых, материальных и финансовых ресурсов.Условие 4 является условием неотрицательности.) 4.на основе нормативов т/об на 1 м2 торг.площ. 5.на основе платежеспособного спроса(применение коэф.эластич.Кэ=(It-1)/(Iп.ф.-1) где Iт—индекс роста розн.т\о;Iпф—индекс роста покуп.фондов нас.Коэф.показыв,как измен.т/о при измен.покуп.фондов насел.на 1%) 6.с использованием экономико-статист.и –математ.методов.

33.Особенности анализа прогноз-ия, упр-ния розн.т\о в усл.формиров.единого экон.простр-ва,в рамках тамож.союза РФ,РБ,Казахст.

Хз

34. Особен-ти анализа и прогнози-ия товарооборота (т/о) орг-ий общес-го питания.

Т/о общес-го пит. – весь объем реализ-ой орга-ми общес-го пит. прод-ии собст-го произ. и покупных тов.

Анализ т/о общ-го пит.: 1) анализир-ся степень выполн-я плана и динамика т/о, в т. ч. в разрезе видов оборота и периодов года; 2) оценив-ся степ. Удовлетворения спроса потреб. (опред-ся числен. населения, пользуе-ся услугами общес. пит.); 3) анализ-ся выполн-ие производст. программы; 4) количественно оценив-ся влияние на т/о внеш. и внутр. фак-в (цен, числен-ти потреб., обеспече-ти сырьем и тов.); 5) изучается влияние т/о на финанс. резул-ты деятельности орг-ии общес. пит. (доходы, расходы, прибыль); 6) колич-но оценив-ся возмож-ые резервы роста и опред-ся возможн-ти их учета при планиров-ии т/о.

План т/о обес-го пит. включает планы выпуска блюд и реал-ии прод-ии собст-го произ-ва, планы розн-го и опто-го т/о. Основ-е методы для планир-ия выпуска блюд: - на основе планового меню (перечень блюд по ассорт-ту и кол-ву, подлеж-их изготов-ю в опред. период времени). Определ. среднесуточный выпуск блюд в ассортим. с указан-ем размера порций и цены. – по данным изучен-я спроса потреб.: осущес-ся наблюд-е за ежедневной реализ-й блюд и провод. анкетир-е, к-е позв-ет опред. размер и струк-у неудовлетв. спроса. С учетом этих данных планир-ся среднесут. выпуск блюд как сумма факт-го среднесут. выпуска и неудовлет спроса в сред. за день. – на основе данных о числе-ти потреб. :основыв-ся на нормах сред. кол-ва блюд, данных о кол-ве потреб.

ВБдн= (Кб*Рб)/(ЧП*Д)

Годовой план выпуска блюд: ВБп=ВБдн*Чпл*Дпл

- на основе произв-ой мощ-ти кухни и пропус. способ-и зала. Произв. мощность- мах возм-ый выпуск орг-ей прод-ии опреде-го ассорт. в ед. времени.

Произв. мощность кухни: М=[(В-П)*Ок*Кз]/в*Еб

Пропус. способ. зала: ПС=(Пз*В*Кин)/(Пм*Вн)

После расч-а плана выпуска блюд расчи-ся план т/о по обед-ой прод-ии путем умнож-ия выпус. блюд на сред. цену 1-го блюда. Затем расчит-ся прочая собст-ая прод-я, к-ая не учитыв. в блюдах. Слажив оборот по обед. и проч. прод-ии опред-ся план оборота по прод-ии собст-го произ-ва. Далее из оборота прод. собст-го произ-а выделяется оптовый оборот. Заверш-ся процесс планир-я т/о орган. общ-го пит. выбором оптим-го значения т/о на основе оценки резул-в по каждому вариа-у и сравнен-ем т/о с динамикой в отчет. и преды-х гадах.

Наши рекомендации