Анализ розничного товарооборота

Основные задачи анализа розничного товарооборота:

1) проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота; удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары; определе­ние тенденций экономического и социального развития;

2) изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборо­та; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

3) выявление путей и возможностей роста товарооборота; по­вышения качества обслуживания покупателей; эффективности ис­пользования материально - технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

4) разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.

Этапы анализа розничного товарооборота

1. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота.

2. Анализ состава розничного товарооборота.

3. Анализ ассортиментной структуры розничного товарооборота.

4. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.

5. Анализ поступления товаров.

6. Анализ товарных запасов.

7. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов.

8. Анализ состояния, развития и использования материально-технической базы торговли.

Эти задачи стоят перед последующим (итоговым, ретроспективным) анализом товарооборота. Прогнозный же анализ должен осуществить определение критического (безубыточного) объема реализации (продаж) товаров в будущем периоде. И исходя из возможных изменений величин издержек обращения и прибыли торговой организации, а также выбор оптимальной структуры товарооборота.

Источниками информации для анализа розничного товарооборота являются плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация. Важнейшими первичными документами служат товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки.

В процессе внутреннего анализа необходимо выявить и изучить причины, способствовавшие выполнению плана розничного товарооборота, а также причины, вызвавшие его невыполнение.

После рассмотрения выполнения плана следует изучить динамику розничного товарооборота. В этих целях товарооборот за данный отчетный период сравнивается с соответствующим показателем предыдущего периода. Предварительно в целях обеспечения сопоставимости данных товарооборот отчетного периода пересчитывается на индекс цен и показывается в ценах предыдущего периода.

Затем необходимо рассмотреть состав розничного товарооборота в разрезе отдельных видов продаж, организационных форм товарооборота, форм обслуживания, а также форм оплаты.

Основной целью планирования товарооборота предприятия является обеспечение высоких темпов развития предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых покупателей.

Этапы планирования товарооборота предприятия:

- определение минимального объема товарооборота

- оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка;

- планирование объема и структуры реализации товаров;

- нормирование и планирование товарных запасов;

- планирование поступления и закупки товаров.

Факторы, определяющие объемов продаж.

Факторы, связанные с товарным обеспечением, влияют на объём розничного товарооборота через изменение величины запасов на начало и конец отчётного периода, поступления товаров и их прочего выбытия.

Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму продажи товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму продажи; их увеличение сказывается отрицательно на величине товарооборота данного отчётного периода.

Наши рекомендации