Ый учебный вопрос: Понятие ГО, ее роль и место в общей системы национальной безопасности.
Принятый в 1998г. Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Организация и ведение гражданской обороны, в соответствии с законом, являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.
К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значительному материальному ущербу.
Оценивая военно-политическую обстановку в современном мире, необходимо отметить позитивные сдвиги на международной арене, но, в то же время нельзя не учитывать, что пока еще не созданы достаточно надежные гарантии необратимости этих перемен и перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрачный характер. Подтверждением этому служит тот факт, что все еще сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источники военной опасности. Они проявляются, в частности, в продолжающемся расширении НАТО на Восток.
Негативное влияние на безопасность страныоказывают национальный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенденции в ряде ее регионов. Не устранена опасность внутренних вооруженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешательства со стороны других государств.
В связи с этим ряд военных специалистов прогнозирует к 2010-2015гг. возможное резкое обострение военно-политической обстановки, существенный рост военных угроз для России.
Этим обусловлена необходимость поддержания готовности страны к обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей страны на уровне, адекватном реальным угрозам. Главное место в решении данной задачи отводится гражданской обороне.
Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В нашей стране ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918г.) были впервые определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения.
В дальнейшем, в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую систему.
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932г. «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона страны. МПВО организовывала и проводила комплекс организационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.
В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подразделений МПВО, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из гражданского населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся боеприпасы, возводили оборонительные укрепления, бомбо- и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.
В 1956г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены ее задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны.
В 1961г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР, которая становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально-производственный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданской обороны СССР. За время своего существования гражданская оборона страны прошла несколько этапов своего развития.
В ходе первого этапа (1961-1972гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения в загородную зону из городов - вероятных целей нападения. Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях этих городов, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствовались войска ГО, создавались массовые невоенизированные спасательные и аварийно-восстановительные формирования.
На втором этапе (1972 - 1992гг.) появились новые аспекты в подготовке гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строилось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и противорадиационных укрытий на 3,0 - 4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок. Создавался запас средств индивидуальной защиты на все население страны.
Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на гражданскую оборону.
С 1992г. начался третий этап развития гражданской обороны. Этот период характеризовался следующими особенностями:
Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, заставили по новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и место при этом гражданской обороны.
Во-вторых, за эти годы существенно изменилась военно-политическая обстановка в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.
В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борьбы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь - высокоточного оружия и оружия основанного на новых физических принципах.
В-четвертых, в условиях коренного политического реформирования общества и перехода к рыночной экономике кардинально изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды гражданской обороны в прежних объемах.
В этот тяжелый период основные усилия руководства страны направляются, прежде всего, на сохранение существующей системы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.
Гражданская оборона в январе 1992г. выводится из структуры Минобороны России, Вооруженных Сил СНГ и объединяется с созданным в декабре 1991г. ГКЧС России. Органы ее управления и войска ГО нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
В 1994г. ГКЧС России преобразуется в МЧС России. На вновь образованное министерство возлагается ряд дополнительных функций, включая ведение аварийно-спасательных работ на акваториях и координацию работ в области мобилизационной подготовки экономики.
Вступивший в силу в феврале 1998г. Федеральный закон «О гражданской обороне» определил задачи гражданской обороны, правовые аспекты их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников гражданской обороны всех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.
В военное время гражданская оборона имеет ту же главную цель, что и Вооруженные Силы - защиту тыла страны, гражданская оборона применяет в целях снижения людских и материальных потерь, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.
Необходимо отметить, что гражданская оборона нацелена на защиту в тылу Вооруженных Сил в первую очередь мобилизационных ресурсов и производственных мощностей. Поэтому, если гражданская оборона не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и Вооруженные Силы будут заведомо обречены на поражение.
Исходя из этого своего предназначения, роли и места в обеспечении безопасности государства перечень решаемых гражданской обороной задач чрезвычайно широк.
Структура гражданской обороны соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления. Построение органов управления и сил гражданской обороны также максимально полно соответствует требованиям как мирного, так и военного времени.