Учебно – методический центр ГОЧС

Учебно – методический центр ГОЧС

В Алтайском крае

УТВЕРЖДАЮ Начальник УМЦ в ГОЧС Алтайском крае В.В. Спивак "___" ____________ 2006г.  

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема № 1: «Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

Занятие № 1 Требование федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО. Организационные основы ГО и защиты населения

г. Барнаул.

2006г

Занятие № 1 (а)Требование федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО. Организационные основы ГО и защиты населения.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1.Ознакомить слушателей с нормативно-правовой базой в области ГО.

2.Изучить структуру и задачи ГО РФ.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ:лекция.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: класс.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:45 мин.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ и РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

Проверка готовности слушателей к занятию - 2 мин.

1. Понятие ГО, ее роль и место в общей системе

национальной безопасности. – 15 мин.

2. Основы государственной политики в области ГО.

Нормативное правовое регулирование. – 15 мин.

3. Принципы организации и ведение ГО. Задачи и

организационная структура ГО. – 10 мин.

Подведение итогов занятий. – 3 мин.

Занятие № 1 (б)Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1.Ознакомить слушателей с нормативно-правовой базой в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2.Изучить структуру и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС),государственной противопожарной службы МЧС и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

3.Ознакомить слушателей с руководящими органами РСЧС на всех уровнях.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ:лекция.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: класс.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:45 мин.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ и РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

Проверка готовности слушателей к занятиям. - 2 мин.

1. Нормативное правовое регулирование в области

защиты населения и территорий от ЧС природного и

техногенного характера. – 15 мин.

2. Задачи, принципы построения, состав сил и средств

РСЧС. –10 мин.

3. Нормативное правовое регулирование обеспечения

пожарной безопасности и безопасности людей на водных

объектах. Структура и основные функции. – 15 мин.

4.Подведение итогов занятий - 3 мин.

ЛИТЕРАТУРА:

1. ФЗ-28 «О гражданской обороне» от 12.02.98г. (В редакции федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.04г., который вступил в силу 01.01.2005г.)

2. Концепция гражданской обороны РФ.

3. ФЗ-68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94г. ред. Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г., который вступил в силу 01.01.2005г.)

4. Постановление Правительства РФ от 30.12.03г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

5. Постановление Правительства РФ от 27.05.05г. № 335 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.12.03г. № 794).

6. Положение об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС от 22.06.2004г. № 289.

7. Положение об организации обучения населения в области ГО, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000г. № 841

8. Постановление Правительства РФ от 15.08.06г. № 501 о внесении изменений в «Положение…» № 841 от 02.11.2000г.

9. Приказ МЧС РФ № 999 от 23.12.2005г. «Об утверждении Порядка создания НАСФ».

10. Постановление Правительства РФ «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО» от 10.07.99г. № 782, в ред. от 02.12.04г.№ 724, от 01.02.05г. № 49.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Мультимедийный проектор, рекордер, телевизор, видеофильмы по теме,

2. Стенды, плакаты.

Занятие №1(а): Требование федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО. Организационные основы ГО и защиты населения.

ВВЕДЕНИЕ

Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы была всегда

одной из самых важных задач человечества на протяжении всей его истории.

В конечном итоге, наиболее пострадавшей стороной всегда оказывалось население. Не случайно возникли крепости, создавались в них запасы воды, продовольствия. С приближением вражеских войск крестьяне спешили укрыться за мощными крепостными стенами.

Не было, нет, и не будет гуманных войн. Сегодня мы можем повторить высказывание российского военного историка Валентина Пронько, что в конце двадцатого века, в начале третьего тысячелетия христианской эры все еще актуальной остается проблема осознания того, насколько война безнравственна и противна человеческому разуму.

Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на земле отгремели около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов. Заметим, что Русь (Россия) за тысячелетний период с Х по ХХ столетие пережила около 200 войн и военных конфликтов. Ушедший в историю ХХ век преподал человечеству небывалый урок жестокости военных конфликтов в целом и к мирному населению в особенности. Если в первой мировой войне удельный жертв среди мирного населения составил 5% от всех погибших, то во второй мировой войне - 50%, а в современных военных конфликтах он достигает 90%. Всего от вооруженного насилия в этом веке погибло около 150 млн. человек, из которых одна треть приходится на Россию (СССР). Мирное население всё больше становится заложником у молоха войны. В связи с этим его защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, становится сегодня новым общечеловеческим императивом.

Война сама по себе ужасна и бесчеловечна. Но гибель и страдания в ходе её детей, женщин, стариков, сотни тысяч беженцев, лишившихся крова, делают её и в наступившем ХХI веке одной из главных угроз человечеству.

К сожалению, диалектика такова, что с развитием средств вооруженной борьбы одновременно в геометрической прогрессии возрастают угрозы жизни и здоровью гражданского населения. Поэтому состояние тыла воюющих государств во все времена имело важное значение для успеха военных действий и исхода войны в целом.

С ростом влияния тыла на исход войны усилилось взаимное стремление противоборствующих сторон нарушить его прочность, дезорганизовать жизнедеятельность.

В начале ХХ века наиболее эффективным средством для достижения этой цели стала боевая авиация, способная наносить удары по промышленным и сельскохозяйственным объектам, населенным пунктам, находящимся на начительном удалении от линии фронта. Тыл воюющих стран перестал быть зоной, находящейся вне сферы вооруженной борьбы.

В соответствии с утвержденным Положением МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, проводящим единую государственную политику и осуществляющим государственно управление в области гражданской обороны, предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В области гражданской обороны на министерство возложены задачи по регулированию основ единой государственной политики в этой области, осуществлении нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций, государственного управления координации деятельности федеральных органов исполнительно власти, сбора и обработки в установленном порядке информации, а также по осуществлению, по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, мер по организации и ведению гражданской обороны.

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" от 3 октября 1998г. № 1149 утверждает Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

Отнесение территорий к группам по гражданской обороне ' осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализа­ции мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и за­щиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвы­чайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными си­туациями природного и техногенного характера.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности насе­ления, а также нахождения на территориях организаций, отнесен­ных к категориям по гражданской обороне особой важности, пер­вой и второй или представляющих опасность для населения и тер­ритории в связи с возможностью химического заражения, радиа­ционного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

К особой группе территорий по гражданской обороне отно­сятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий по гражданской обороне от­носится территория города, если:

· численность населения превышает 1 млн.человек;

· численность населения составляет от 500 тыс. до 1млн. че­ловек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций пер­вой (второй) категории по гражданской обороне;

· более 50 процентов населения либо территории города попа­дают в зону возможного опасного химического заражения, радиа­ционного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне от­носится территория города, если:

· численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн.человек;

· численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. че­ловек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций пер­вой (второй) категории по гражданской обороне;

· более 30 процентов населения либо территории города попа­дают в зону возможного опасного химического заражения, радиа­ционного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

· численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;

· численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. чело­век и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (вто­рой) категории по гражданской обороне;

· менее 30 процентов населения либо территории города попа­дают в зону возможного опасного химического заражения, радиа­ционного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне отно­сятся также территории закрытых административно-террито­риальных образований.

Предложения по отнесению территорий к группам по граж­данской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного са­моуправления (типовая форма приведена ниже).

Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по пред­ставлению Министерства Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий и Министерства экономики Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации "О создании (назначении) в организациях структурных под­разделений (работников), специально уполномоченных на ре­шение задач в области гражданской обороны" от 10 июня 1999г. № 782 утверждает Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специ­ально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

В соответствии с указанным положением структурные под­разделения (работники) по гражданской обороне создаются (на­значаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

Создание (назначение) в организациях структурных подразде­лений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

· планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

· создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем, оповещения;

· обучения работников организаций способам защиты от опас­ностей, возникающих при ведении военных действий или вследст­вие этих действий;

· создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

· проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функ­ционирования организаций в военное время;

· создания и поддержания в состоянии постоянной готовности гражданских организаций гражданской обороны.

Количество работников в структурном подразделении по гра­жданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяет­ся исходя из следующих примерных норм:

· в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне в соответствии с Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 19 сентября 1998 года № 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне", с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный ра­ботник, от 500 до 2000 человек - 2-3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5-6 освобожденных работников;

· в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 осво­божденный работник;

· в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек работа по гра­жданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Количество работников в структурном подразделении по гра­жданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с рекомен­дациями, предусмотренными в "Примерном положении о специ­ально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций", утвержденном приказом МЧС России от 29 декабря 1999 г. №708.

Отнесения к категориям по ГО подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации:

- имеющие мобилизационный заказ (задание)4

- и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в мирное и военное время;

- и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

Устанавливаются следующие категории по ГО:

- особой важности;

- первой, второй категории.

Отнесение организаций к категориям по ГО производится в зависимости от показателей, определяющих их роль в экономике государства, а также особых условий, характеризующих:

- месторасположение организации;

- значимость организации как объекта культуры.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по ГО являются:

- численность работающих в военное время;

- объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по ГО устанавливает МЧС.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных службах гражданской обороны" от 18 ноября 1999г. № 1266 созданы:

· Федеральная медицинская служба гражданской обороны;

· Федеральная противопожарная служба гражданской обороны;

· Федеральная служба гражданской обороны охраны общест­венного порядка;

· Федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений;

· Федеральная служба гражданской обороны защиты культур­ных ценностей.

Постановлением определены основные задачи указанных служб, возложено создание и организационно-методическое руко­водство:

· Федеральной медицинской службой гражданской обороны - на Министерство здравоохранения Российской Федерации;

· Федеральной противопожарной службой гражданской оборо­ны и федеральной службой охраны общественного порядка - на Министерство внутренних дел Российской Федерации;

  • Федеральной службой гражданской обороны защиты животных и растений - на Министерство сельского хозяйства и продо­вольствия Российской Федерации;
  • Федеральной службой гражданской обороны защиты культурных ценностей - на Министерство культуры Российской Феде­рации.

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обо­роны" от 29 ноября 1999г. №1309 утверждает порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, определяет пра­вила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объ­ектов гражданской обороны и их предназначение.

К объектам гражданской обороны отнесеныубежища, проти­ворадиационные укрытия, специализированные складские поме­щения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транс­порта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В мирное время объекты гражданской обороны в установлен­ном порядке могут использоваться в интересах экономики и об­служивания населения, а также для защиты населения от пора­жающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями при­родного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к исполь­зованию по назначению.

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными пред­приятиями, учреждениями и организациями" от 23 апреля 1994г. № 359 регламентирует порядок использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предпри­ятиями, учреждениями и организациями.

Положение предусматривает, что объекты и имущество граж­данской обороны, приватизация которых запрещена в соответст­вии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопре­емнику на ответственное хранение и в использование,

К указан­ным объектам и имуществу относятся:

· пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобес­печения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и об­служивающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища граждан­ской обороны;

· специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.

Защитные сооружения, предназначенные для укрытия населе­ния по месту жительства,по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиями и организациями, ответственными за их содержание, для использования в народнохозяйственных целях. Договор должен предусматривать обязанность арендатора сохра­нять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений и другие обязательные требования по гражданской обороне.

К Положению прилагается типовой договор о правах и обя­занностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Положение о накоплении, хранении и использовании в це­лях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержден­ное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000г. № 379, определяет порядок их накопления, хра­нения и использования в целях гражданской обороны.

Запасы предназначаются для первоочередного обеспечения'[ населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, НАСФ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами с учетом методических рекомендаций, разрабатывае­мых Министерством Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последст­вий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Российским агентством по государствен­ным резервам исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, эко­номических и иных особенностей территорий, условий размеще­ния организаций, а также нормы минимально необходимой доста­точности запасов в военное время. При определении номенклату­ры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся матери­альные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера.

Номенклатура и объем запасов для обеспечения НАСФ определяются исходя из нормы оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполни­тельной власти, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований и организаций.

Задачи и степень участия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций и граждан в реализации указанной политики определены Конституцией РФ, законодательством РФ, нормативными правовыми актами, регламентирующими решение задач в области оборонного строительства и обеспечение безопасности государства.

Положения Федерального закона от 22.08.04г. № 122 "О вне­сении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении измене­ний и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" коснулись всех основополага­ющих законодательных актов по вопросам, регулирую­щим обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в мирное и военное время и входящим в компетенцию МЧС России.

Статьёй 40 Федерального закона № 122 внесены изме­нения в Федеральный закон от 21.12.94г. № 68) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", стать­ёй 41 в Федеральный закон от 21.12.94г. № 69 "О пожарной безопасности", статьёй 58 в Федеральный закон от 22.08.95г. № 151 "Об аварийно-спаса­тельных службах и статусе спасателей" и статьей 96 в Федеральный закон от 12.02.98г. № 28 «O граж­данской обороне».

Все изменения в выше перечисленные законы, вне­сённые Федеральным законом №122, а также изме­нения в федеральные законы от 6 октября 1999г. № 184 и от 06.10.03г. №131, внесённые Феде­ральным законом от 29.12.04г. № 199 "О вне­сении изменений в законодательные акты Россий­ской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", на­правлены на совершенствование обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на основе разграничения полномочий между федеральными ор­ганами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, а также на оптимизации их деятельности по обеспечению комплексной безопасности населения.

Это в полной мере относится и к решению задач граж­данской обороны.

Из статьи 4 Федерального закона "О гражданской обороне", определяющей принципы организации и ве­дения гражданской обороны, исключён абзац, в котором говорилось, что гражданская оборона на территории Российской Федерации организуется по территориаль­но-производственному принципу.

Это стало необходимым, так как изменился характер отношений между хозяйствующими субъектами, а так­же социально-экономические условия в стране. Вместе с тем организация и выполнение соответствующих ме­роприятий гражданской обороны будет осуществляться как на территориях (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, субъект РФ), что закреплено не только статьёй 8 Феде­рального закона «О гражданской обороне», но и статьями 26, 14, 15, 16 Федеральных законов от 06.10.99г. № 184 "Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов РФ" и от 06.10.03г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", так и в федеральных органах государственной власти и организациях (ст. 7 и 9 Феде­рального закона "О гражданской обороне"). Однако полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативных актов в области граж­данской обороны и контролю их выполнения распро­страняются теперь только на бюджетные организации, находящиеся в их ведении.

Ликвидация института "начальников гражданской обороны" продиктована сложившейся практикой реали­зации своих полномочий в решении всех задач (эконо­мических, социальных, правовых, оборонных, мобилиза­ционных и др.) в соответствии с занимаемой должно­стью руководителями федеральных органов исполни­тельной власти, главами органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителями ор­ганов местного самоуправления и организаций.

На наш взгляд, изменения, внесённые в статью 11 Фе­дерального закона "О гражданской обороне" не только не уменьшили ответственность руководителей всех уровней за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, а значительно повысили её. Так, в пункте 4 статьи 11 сказано: "Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ и органи­заций несут персональную ответственность за организа­цию и проведение мероприятий по гражданской оборо­не и защите населения".

Говоря о ликвидации в Федеральном законе "О граж­данской обороне" понятий "службы гражданской оборо­ны" и "начальники служб гражданской обороны", необхо­димо отметить, что одна из важнейших составляющих сил ГО не ликвидирована, просто название её приведено в соответствие с решаемыми задачами, возлагаемыми на гражданскую оборону. Сфера её деятельности рас­ширена. Теперь она призвана решать задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для решения задач в области гражданской обороны и защиты населения, материальных и культурных ценно­стей при возникновении чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" должны быть созданы спасательные службы, которые, по наше­му мнению, должны стать наиболее многочисленной со­ставляющей сил гражданской обороны.

На наш взгляд, спасательные службы должны включать в себя органы управления, а также нонкомбатантные формирования. Основная функция спасательных служб при решении вопросов гражданской обороны в мирное время - защита населения, материальных и культурных ценностей, при возникновении чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера - обеспечение действий сил гражданской обороны и РСЧС, выполнение специальных мероприятий, а также участие сил нонкомбатантных формирований в прове­дении других неотложных работ.

При объявлении войны, т.е. фактического начала воен­ных действий, или введения президентом Российской Федерации военного положения спасательные службы будут выполнять весь комплекс мероприятий по гражданской обороне.

В настоящее время идёт переработка действующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания и применения как нештатных аварийно-спасательных формирований, которые должны создаваться в организациях, имеющих потенциально опасные произ­водственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности воз­никновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, так и спасательных служб. Осуществлять управ­ление деятельностью спасательных служб будут руково­дители спасательных служб.

Таким образом, спасательная служба - это совокуп­ность органов управления, нонкомбатантных формиро­ваний и средств, функционально объединённых в единую систему и предназначенных для решения задач по всестороннему обеспечению проведения аварийно-спа­сательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий, вследствие этих действий и чрезвычайных ситуаций медицинской и других видов помощи, а также соз­данию минимально необходимых условий его жизнеобеспечения.

Силы гражданской обороны

Силы гражданской обороны - воинские формирования, спе­циально предназначенные для решения задач в области граждан­ской обороны, организационно объединенные в войска граждан­ской обороны, а также НАСФ.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области граж­данской обороны также в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по граж­данской обороне, в том числе на создание, содержание запасов ма­териально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и ор­ганизациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительст­вом Российской Федерации.

Неисполнение должностными лицами и гражданами Россий­ской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Спасательные службы

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне созда­ются федеральные, республиканские, краевые, областные, авто­номной области и автономных округов, районные и городские спасательные службы гражданской обороны, а также службы гражданской обо­роны организаций.

Решения о создании спасательных служб гражданской обороны принимают­ся Правительством Российской Федерации, органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органами мест­ного самоуправления и руководителями организаций в соответст­вии с их полномочиями.

Положения о службах утверждаются соответствующими руководителями.

Занятие №1 (б): Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области защиты населения и территорий от ЧС,

На региональном уровне:

· охватывающем территорию субъ­екта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуа­циям органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации;

· на муниципальном уровне, охватывающем территорию района, горо­да, района в городе, - комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ орга­нов местного самоуправления;

· на объектовом уровне, охватывающем территорию организа­ции или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуа­циям и ПБ. Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям созда­ются в случае необходимости при наличии соответствующей ма­териально-технической базы.

Основными задачами объектовых комиссий по чрезвы­чайным ситуациям являются:

· руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежно­сти потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных сис­тем контроля и оповещения;

· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидаци­ей чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;

· руководство созданием и использованием резервов финансо­вых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных си­туаций;

· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвы­чайных ситуациях.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федера­ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

· на межрегиональном уровне - региональные центры по делам ГОЧС

· на региональном уровне – органы специально уполномоченные решать ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – ГУ МЧС РФ по АК)

· на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

· на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение зада<

Наши рекомендации