Гражданская оборона (ГО), ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Гуманитарная направленность ГО

Челябинская государственная медицинская академия

Кафедра организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время

Зав. кафедрой – заслуженный работник высшей школы

РФ, доцент Скударь Е.Л.

Дисциплина: МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Методическая разработка к теме № 1

«ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

Вопросы:

1. Гражданская оборона (ГО), ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Гуманитарная направленность ГО.

2. Основы государственной политики в гражданской обороне. Принципы организации ведения ГО.

3. Степени готовности ГО и их краткая характеристика.

Подготовлена:

д.м.н., член-корр. Академии военных наук

А.Е.Локтевым

2008 г.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от.12.02.1998г. № 28 - ФЗ

(принят ГД 26.12.97г., Одобрен Советом Федерации 28.01.98 г.В редакции ФЗ от 09.10.2002г.№ 123 - ФЗ, от 19.06.2004 г. № 51- ФЗ).

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник В.Ю.Микрюков - Изд. 2 – е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г. – 557 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд./ Под ред. Михайлова Л.А. - СПб: Питер, 2008 г - 461с.- ил.

4. Иванюков М.И., Алексеев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 г. – 240 с.

5. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф.учеб. заведений/ Э.А.Арустамов, И.В.Косолапова, И.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов - 6-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007г.- 176 с.

6. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие /А.Т.Смирнов, М.А.Шахраманьян, Н.А.Крючек и др.-М.: Дрофа, 2005 г. - 224с., 8 л. цв. вкл.

7. Гражданская оборона: Учебное пособие / Под ред. В.И.Завьялова.- М.: Медицина, 1989г. – 272 с.: ил.-(Учеб. лит. для студ. мед. инст.)

8. Гражданская оборона / Под ред . А.Т.Алтунина - М.: изд., 1980 г.- 192 с., ил.

9. Учебно-методическое пособие по подготовке руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны. М., Воен. изд., 1978 г. - 167с.

10. Гражданская оборона: Уч. пособие /А.П.Зайцев, А.В.Коржавин, А.И.Коржев и др.: Под ред.А.Т.Алтунина.М.:Волн.изд.1985г-192с.,ил.

11. Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона: Учебник для вузов/В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширяев, Н.И. Акимов. Под ред. Д.И.Михайлова - М.: Высш. шк., 1986 г. - 207с.: ил.

Гражданская оборона (ГО), ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Гуманитарная направленность ГО.

Чтобы подорвать способность вооруженных сил к ведению бо­евых действий, воюющие стороны будут стремиться максимально дезорганизовать деятельность тыла противника.

Впервые возможность такой дезорганизации тыла появилась и годы мировой войны 1914—1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоя­тельство вызвало необходимость организации защиты крупных го­родов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противо­воздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в ме­роприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промыш­ленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвида­цию последствий авиационных налетов, стало привлекаться насе­ление. Это привело к созданию систем местной противовоздушной бороны, опирающихся на мирное население городов.

В Советском Союзе фундамент гражданской обороны — до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) — начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское правительство начиная с 1925 г. из­дало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление Противовоздушной обороны страны. В 1925 г. СНК СССР издал постановление «О мерах противо­воздушной обороны при постройках в 500-километровой пригра­ничной полосе». В пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, предписывалось в ходе нового строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народ­ного хозяйства.

В 1926 г. Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление, обязывающее проведение меропри­ятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пре­делах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных стан­циях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты.

В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было издано по­становление «Об организации воздушно-химической обороны тер­ритории Союза ССР». Согласно этому постановлению территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться города­ми-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО бы­ло возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал Наркомат по военным и морским де­лам создать специальные курсы но подготовке руководящих кад­ров воздушно-химической обороны для нужд гражданских нарко­матов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.

В утвержденном в 1928 г. Наркомом по военным и морским делам первом Положении о противовоздушной обороте СССР бы­ло записано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимость организации обучения населения защите от воздушного и химического нападения. Выполнением этой за­дачи занимались главным образом Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП). Они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоз­душной обороны.

Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Более 3,5 млн. человек было обеспечено противогазами, для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбо­убежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаски­ровке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействую­щей системы оповещения населения об угрозе нападения.

Таким образом, необходимые организационные и материаль­ные предпосылки для создания единой общегосударственной си­стемы местной противовоздушной обороны в стране к 1932 г. были созданы. Между тем, быстрый рост возможностей боевой авиа­ции по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребо­вал дальнейшего совершенствования организации защиты населе­нии и народного хозяйства.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, соглас­но которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздуш­ной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчи­тывать начало существования общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.

Основными задачами МПВО являлись:

§ предупреждение насе­ления об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;

§ осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно све­томаскировки);

§ ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;

§ подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения;

§ организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате на­падения с воздуха;

§ оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным;

§ поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Выполнение всех этих задач предусматри­валось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной си­стемы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли ока­заться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне м противохимической защите проводились в полном объеме.

Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 г. — Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов— их командованием.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы — воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах — участковые команды; на предприятиях — объектовые команды; при домоуправлениях — группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета 15 человек от 100—300 рабочих и служащих на предприятиях и в уч­реждениях и от 200—500 человек жителей — при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразде­лений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожар­ной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживаний убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специаль­ных курсах МПВО, а обучение населения — через учебную сеть общественных оборонных организаций.

С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий раз­мах. В частности, были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обо­роне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов к ПВХО» и организация формиро­ваний МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.

В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков были введены нормативы комплек­сов «Готов к санитарной обороне» (ГСО) для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) для школьников. Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постанов­ление СНК СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилению местной противо­воздушной обороны в этих городах; в частности, непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти — Советы депутатов трудящихся, а в состав испол­комов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудя­щихся по МПВО.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественно­го питания, водоснабжения и канализации, восстановления зда­ний, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятии и организаций городских органов власти, в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техни­ческими ресурсами. К' этому же времени все городские предприя­тия и угрожаемой зоне являлись объектами местной противо­воздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничном зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все населе­ние угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было на­коплено большое количество противогазов.

В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата оборо­ны СССР па подготовке Вооруженных Сил к войне, которая при­ближалась к границам СССР, постановлением СИК. СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приве­дены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устраня­лись.

Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение за­дач, вставших в связи с нападением фашистской Германии на Со­ветский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1041 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому постановлению все совет­ские граждане от 16 до 60 лет должны были овладеть необходи­мыми знаниями до МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах са­мозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Мини­стерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило Поло­жение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и пред­приятий. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина 3 июля 1941 г., в которой указывалось на необходимость немедленно «наладить местную противовоздушную оборону».

МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность се формирований превысила 6 млн. человек, участковые формиро­вания были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значи­тельно возросло.

Мероприятия полностью оправдали себя. Силы МПВО успеш­но справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвра­тили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах на­родного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил, МПВО внесла в го­ды войны существенный вклад в дело защиты населения и народ­ного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь по­ложительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.

Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пе­ресмотреть организацию МПВО. Впервые МПВО была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, со­здания условий, обеспечивающих надежность работы объектов на­родного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию за­щиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подго­товки всего населения страны по противовоздушной, противоатом­ной, противохимической и противобактериологической защите. На­чальником МПВО оставался Министр внутренних дол СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках яв­лялись министры внутренних дел, но общее руководство прове­дением мероприятий МПВО было возложено на Советы Мини­стров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и ведомствах — на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства.

Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования рес­публиканских, краевых, областных и районных служб МПВО — отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп само­защиты.

Были пересмотрены также способы защиты населения и объек­тов народного хозяйства.

Авантюристическая политика США и стран НАТО, форсиро­ванное развитие стратегических ракетно-ядерных сил США и дру­гих империалистических держав, а также возросшие возможности средств доставки ядерного оружия вызвали в конце 60-х годов не­обходимость дальнейшего совершенствования не только Воору­женных Сил, но и системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону. Утвержденная втом же году организа­ционная структура Гражданской обороны СССР в наибольшей степени стала соответствовать возросшим требованиям к органи­зации защиты тыла страны.

В современных условиях, когда тыл страны стал одним из основных объектов вооруженного нападения противника, граж­данская оборона становится важным фактором, обеспечивающим обороноспособность государства.

Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней природной средой. Человек - продукт и неотъемлемая часть природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро- и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменялась природная среда обитания, возникла вторичная природа, города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаждения и.т.д.

В XX в. усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был военно-технический прогресс с научно-технической революцией во второй половине этого века.

Крупномасштабная гонка вооружений в странах НАТО (и в первую очередь США) после Второй мировой войны привела к созданию разрушительного с тяжелыми, вредными последствиями для жизнедеятельности человека ядерного оружия.

США, как известно, первыми применили ядерное оружие (1945г., Хиросима и Нагасаки), а затем начали постоянные его испытания в атмосфере и под землей (полигон в штате Невада).

СССР и страны социалистического лагеря, входившие в военный оборонительный союз - Варшавский договор, вынуждены были принять ответные адекватные военно-технические меры. Первоочередной задачей в соцстранах было обеспечение безопасности населения на случай новой, третьей мировой, войны с применением ядерного оружия, а также химического и бактериологического (в начале 50-х гг. XX в. в Корее во время военных действий США применяли химическое и бактериологическое оружие против мирного населения).

Об этих фактах сообщали в мировой печати и по радио наблюдатели ООН и советские летчики, танкисты-инструкторы, обучавшие корейских военнослужащих в тыловой зоне Кореи. Еще в 1947 г. советскими разведчиками стало известно о разработке в США плана ядерного удара в 1949 г. по шести крупным промышленным городам СССР (Москве, Ленинграду, Киеву, Баку, Горькому, Тбилиси).

Для обеспечения безопасности руководство СССР во главе с И.В. Сталиным приняло решение о ядерном и ракетном вооружении Советской Армии. В ответ на агрессивные действия США против КНДР разработку ядерной программы начал Китай под руководством «великого кормчего» Мао Цзэдуна.

СССР и Китай проводили испытания ядерного оружия в атмосфере и под землей ( в СССР - в Тоцких лагерях в Оренбургской области, Семипалатинске, на Новой Земле, в Китае - в Северо-Западной провинции, недалеко от границы с СССР).

Последнее испытание водородной бомбы в атмосфере Китая произвел в 1982г., образовавшиеся в результате него в верхних слоях атмосферы два огромных облака дважды прошли вокруг над Землей, сея радиоактивные отходы. Они были обнаружены тогда над Мексикой, США, Данией, Испанией, Польшей, и СССР с помощью специальных радиозондов с приборами радиационного контроля. Испытания ядерного оружия проводили также Франция (на атолле Муруроа) и Англия (на Огненной Земле).

Вскоре после ядерных испытаний резко увеличилось число онкологических заболеваний среди населения в тех странах и районах, где проводились испытания, «лидировала»по таким заболеваниям Япония, подвергшаяся атомной бомбардировке в 1945 г. Жители Нагасаки и Хиросимы, оставшиеся в живых после взрыва американских атомных бомб, умирали постепенно в течение многих десятилетий, отмечались рождение мутантов-детей с двумя головами и одним туловищем, с деформированными конечностями и т.д.

В результате широкого распространения по всему миру информации о зловещих и пагубных последствиях для жизнедеятельности человека применения и испытаний атомного оружия во многих странах началось массовое движение за запрещение испытаний и производства ядерного оружия. Это движение было поддержано СССР, социалистическими странами и другими, так называемыми неприсоединившимися (к военным блоком), оно имело успех - в 60 - х гг. XX в. были приняты международные договоры: «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и под водой», «О нераспространении ядерного оружия».

Но одновременно с производством ядерного оружия нарастающими темпами и объемами шла гонка «обычных» вооружений (производство танков, пушек, военных кораблей, подводных лодок с атомными реакторами, самолетов, вертолетов, ракет различного назначения- от тактических до стратегических и т.д.), а также производилась космическая техника- от спутников-шпионов до спутников связи, космических кораблей, станций. В результате этого постоянно нарастало промышленное производство, росли города, технополисы, мегаполисы со всей сложной инфраструктурой, что привело к концу XX в. к колоссальной нагрузке на всю природу Земли в глобальном масштабе, экосистема оказалась в критическом состоянии.

12 февраля 1998г. был принят Федеральный Закон РФ № 28 - ФЗ « О гражданской обороне», который определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций независима от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.

ГО- это система мероприятий по подготовке к защите и на защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Служба ГО – служба, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при видении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданская организация ГО - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав ВС РФ, владеющие специальной техникой по подготовке для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при видении военных действий или вследствие этих действий.

Территория, отнесенная к группе по ГО - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

ГО тесно связана с Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), которая была создана постановлением Правительства РФ №261 от 18.09.92г. и является направлением подготовки стран к деятельности в особых условиях военного времени.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый (схема № 1).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС.

Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС имеет:

- координирующие органы;

- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);

- органы повседневного управления;

- силы и средства;

- системы связи, оповещения, информационного обеспечения;

- резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС: Гражданская оборона (ГО), ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Гуманитарная направленность ГО - student2.ru

На федеральном уровне:

Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

На региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ:

- региональные центры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС)

На территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ:

- комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;

На местном, охватывающем территорию района, города, (района в городе) - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

Наши рекомендации