Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Практическая работа № 15

Вопросы и задания:

1. Дайте определение вооруженным силам РФ.

2. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации?

3. На основании каких законодательных актов осуществляется деятельность Вооруженных Сил России?

4. Для чего предназначены Вооруженные Силы Российской Федерации?

5. За счет кого осуществляется комплектование Вооруженных Сил личным составом?

6. Кем осуществляется управление Вооруженными Силами Российской Федерации?

7. В чем заключаются национальные интересы России в области обороны?

8. Каковы реальные угрозы в области обороны России?

9. Каким средствам отдает предпочтение Российская Федерация для предотвращения войны и вооруженных конфликтов?

10.Сформулируйте основные задачи Вооруженных Сил России?

11. В каком случае Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие?

12. Какова основная цель реформы ВС РФ?

13. Каковы приоритетные направления военно-технического обеспечения безопасности России?

Вооруженные Силы — часть структуры государства, связанная с выполнением его внешних функций (оборона страны, участие в миротворческой деятельности и др.). Понятие вооруженные силы впервые было введено Ф. Энгельсом как общее для армии и флота. В настоящее время Вооруженные Силы включают в себя различные виды и рода войск, высшие органы военного управления, органы тыла. Решающее влияние на строительство Вооруженных Сил оказывает экономическое состояние страны.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы предназначены для отражения внешней агрессии, защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Вооруженных Сил России осуществляется на основании Конституции Российской федерации, Федерального закона «Об обороне» и других законов Российской Федерации, нормативных и правовых актов в области обороны.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений (военных округов, флотов, армий, флотилий, корпусов), соединений (дивизий, бригад), воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск, в тыл ВС. В военную организацию входят и другие войска, воинские формирования и органы,— пограничные войска, внутренние войска МВД, железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны, военные формирования министерств и ведомств, органы безопасности и внешней разведки.

Личный состав Вооруженных Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Комплектование Вооруженных Сил личным составом осуществляется:

военнослужащими — путем призыва граждан на военную службу и путем добровольного поступления граждан на военную службу по контракту;

гражданским персоналом.

Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны военное положение. Президент как Верховный Главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Национальные интересы России в области обороны заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Это положение требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, на реформировании ВС, на приведении их в соответствие с балансом сил на мировой арене и экономическими возможностями госу­дарства.

На основе анализа изменений, происшедших в характере отношений Российской федерации с ведущими державами мира, Делается вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует.

Вместе с тем не исключаются попытки силового соперничества с Россией и отмечается, что реальную угрозу в области обороны России представляют:

- существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженные конфликты вблизи Государственных границ России;

- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, развитие технологий их производства и средств их доставки в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах;

- расширение спектра угроз, связанного с международным тер­роризмом, в том числе с возможным использованием в этих целях ядерного и других видов оружия массового поражения;

- сохранение или создание крупными державами мощных груп­пировок Вооруженных Сил в прилегающих к территории России регионах, которые даже при отсутствии агрессивных намерений в отношении России представляют собой потенциальную военную опасность.

В этих условиях главной целью практической деятельности государства признано совершенствование военной организации Российской Федерации, ее Вооруженных Сил для обеспечения национальной безопасности страны, возможности адекватного (соответствующего) реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., при рациональных затратах на национальную оборону.

В истории России военные реформы всегда проводились при изменении внешней ситуации, государственной политики в области обороны страны.

На пороге XXI в. Россия встала перед необходимостью проведения военной реформы. Правовым фундаментом замысла военной реформы стал Указ Президента РФ, Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры».

Для проведения военной реформы были уточнены задачи Вооруженных Сил с учетом внешнеполитической обстановки и возможностей экономики России, определены основные положения политики государства в области военного строительства. Все эти моменты нашли свое отражение в «Концепции национальной безопасности Российской федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., в которой определено, что Россия не стремится поддерживать паритет (равенство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь для предотвращения агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи.

Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.

Исходя из этого определены основные задачи Вооруженных Сил России:

- обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны;

- обеспечение составом мирного времени надежной защиты страны от воздушно-космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск для решения задач в региональной войне;

- осуществление миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

В Концепции также определены основные принципы возможного применения Россией военной силы для обеспечения своей национальной безопасности.

Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию РФ как независимого суверенного государства.

Использование военной силы предусмотрено осуществлять только тогда, когда все невоенные меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными.

Эти положения определили основную цель реформы— создание высокооснащенных, обладающих необходимым военным потенциалом сдерживания Вооруженных Сил.

Материальной основой реформирования Вооруженных Сил станут многофункциональные новые системы оружия стратегического, оперативного и тактического назначения.

Для этого предусмотрено завершить создание научно-технической и технологической основы для перевооружения Российской Армии на новые, более эффективные образцы вооружения и военной техники.

Определены следующие приоритетные направления военно-технического обеспечения безопасности России:

поддержание комплекса стратегических вооружений на уровне, обеспечивающем безопасность страны (основой группировки межконтинентальных баллистических ракет становится ракетный комплекс «Тополь М»);

развитие высокоэффективных систем управления войсками и оружием, а также связи, разведки, радиоэлектронной борьбы;

создание нового поколения высокоточных мобильных безъядерных средств поражения и систем их информационного обеспечения;

повышение индивидуальной оснащенности военнослужащих средствами поражения, защиты, связи и экипировки.

В целом в результате реформы должны возрасти возможности Вооруженных Сил по выполнению задач стратегического сдерживания, предупреждению и отражению агрессии против России и ее союзников, локализации и нейтрализации локальных конфликтов и войн, а также по реализации международных обязательств России.

Наши рекомендации