Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил

Вооруженные Силы — часть структуры государства, связанная с выполнением его внешних функций (оборона страны, участие в миротворческой деятельности и др.). Понятие вооруженные силы впервые было введено Ф. Энгельсом как общее для армии и флота. В настоящее время Вооруженные Силы включают в себя различные виды и рода войск, высшие органы военного управле­ния, органы тыла. Решающее влияние на строительство Воору­женных Сил оказывает экономическое состояние страны.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государствен­ная военная организация, составляющая основу обороны Россий­ской Федерации.

Вооруженные Силы предназначены для отражения внешней агрессии, защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с между­народными договорами Российской Федерации.

Деятельность Вооруженных Сил России осуществляетсянаосновании Конституции Российской федерации, Федерального закона «Об обороне» и других законов Российской Федерации, нормативных и правовых актов в области обороны.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из цент­ральных органов военного управления, объединений (военных окру­гов, флотов, армий, флотилий, корпусов), соединений (дивизий, бригад), воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск, в тыл ВС. В военную организацию входят и другие войска, воинские формирования и органы,— пограничные войска, внутренние войска МВД, железнодорожные войска, войска Феде­рального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны, военные формирова­ния министерств и ведомств, органы безопасности и внешней разведки.

Личный состав Вооруженных Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Комплектование Вооруженных Сил личным составом осуще­ствляется:

военнослужащими — путем призыва граждан на военную службу и путем добровольного поступления граждан на военную службу по контракту;

гражданским персоналом.

Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны военное положение. Президент как Вер­ховный Главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войска­ми, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Национальные интересы России в области обороны заключа­ются в обеспечении безопасности личности, общества и го­сударства от военной агрессии со стороны других государств. Это положение требует концентрации усилий общества и госу­дарства на планомерном военном строительстве, на реформи­ровании ВС, на приведении их в соответствие с балансом сил на мировой арене и экономическими возможностями госу­дарства.

На основе анализа изменений, происшедших в характере от­ношений Российской федерации с ведущими державами мира, Делается вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует.

Вместе с тем не исключаются попытки силового соперниче­ства с Россией и отмечается, что реальную угрозу в области обороныРоссии представляют:

существующие и потенциальные очаги локальных войн и во­оруженные конфликты вблизи Государственных границ России;

распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, развитие технологий их производства и средств их доставки в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах;

расширение спектра угроз, связанного с международным тер­роризмом, в том числе с возможным использованием в этих целях ядерного и других видов оружия массового поражения;

сохранение или создание крупными державами мощных груп­пировок Вооруженных Сил в прилегающих к территории России регионах, которые даже при отсутствии агрессивных намерений в отношении России представляют собой потенциальную военную опасность.

В этих условиях главной целью практической деятельности государства признано совершенствование военной организации Российской Федерации, ее Вооруженных Сил для обеспечения национальной безопасности страны, возможности адекватного (соответствующего) реагирования на угрозы, которые могут воз­никнуть для России в XXI в., при рациональных затратах на национальную оборону.

В истории России военные реформы всегда проводились при изменении внешней ситуации, государственной политики в обла­сти обороны страны.

На пороге XXI в. Россия встала перед необходимостью прове­дения военной реформы. Ее начало было положено замыслом предстоящих преобразований, разработанным ведущими учены­ми и специалистами Министерства обороны, Генерального штаба, командования и штабов видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов и флотов.

Правовым фундаментом замысла военной реформы стал Указ Президента РФ, Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформиро­ванию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенство­ванию их структуры».

Для проведения военной реформы были уточнены задачи Воо­руженных Сил с учетом внешнеполитической обстановки и возмож­ностей экономики России, определены основные положения поли­тики государства в области военного строительства. Все эти моменты нашли свое отражение в «Концепции национальной безопасности Российской федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., в которой определено, что Россия не стремится поддерживать паритет (равенство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реали­зацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь для предотвраще­ния агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфлик­тов Российская Федерация отдает предпочтение политическим,

экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока не­применение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи.

Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.

Исходя из этого определеныосновные задачи Вооруженных Сил России:

обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвра­щения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или регио­нальной войны;

обеспечение составом мирного времени надежной защиты страны от воздушно-космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск для решения задач в региональной войне;

осуществление миротворческой деятельности как самостоя­тельно, так и в составе международных организаций.

В Концепции также определены основные принципы возмож­ного применения Россией военной силы для обеспечения своей национальной безопасности.

Россия оставляет за собой право на применение всех имею­щихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное ору­жие, если в результате развязывания вооруженной агрессии воз­никает угроза самому существованию РФ как независимого суверенного государства.

Использование военной силы предусмотрено осуществлять только тогда, когда все невоенные меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными.

Эти положения определилиосновную цель реформы—со­здание высокооснащенных, обладающих необходимым военным потенциалом сдерживания Вооруженных Сил.

При планировании реформы Вооруженных Сил руководством страны и Министерства обороны России учитывалась сложная социально-экономическая обстановка в стране и возможности выделения средств на национальную оборону страны.

С учетом всех факторов проведение мероприятий военной реформы было спланировано в два этапа.

На первом этапе (1997—2000) было предусмотрено перейтиотпяти видов Вооруженных Сил к четырехвидовой структуре Воору­женных Сил.

В 1997—1998гг. проведена работа по объединению ВВС и Войск ПВО. Завершено реформирование Сухопутных войск. В их составе создано определенное количество боеготовных соединений и час­тей, полностью укомплектованных людьми и оснащенных современ­ной техникой. Осуществлена оптимизация структуры и боевого состава ВМФ во всех стратегически важных океанских районах.

К концу первого этапа реформы завершилась оптимизация струк­туры Вооруженных Сил.

На втором этапе реформы (2001—2005) предусмотрено осуще­ствить переход Вооруженных Сил на трехвидовую структуру путем объединения войск по сферам их применения: суша, воздух— космос, море.

Материальной основой реформирования Вооруженных Сил станут многофункциональные новые системы оружия стратеги­ческого, оперативного и тактического назначения.

Для этого уже на втором этапе реформы предусмотрено за­вершить создание научно-технической и технологической основы для перевооружения Российской Армии на новые, более эффек­тивные образцы вооружения и военной техники.

Военно-Космические Силы в 2001 г. преобразованы в самосто­ятельный род войск.

Определены следующие приоритетные направления воен­но-технического обеспечения безопасности России:

поддержание комплекса стратегических вооружений на уров­не, обеспечивающем безопасность страны (основой группировки межконтинентальных баллистических ракет становится ракетный комплекс «Тополь М»);

развитие высокоэффективных систем управления войсками и оружием, а также связи, разведки, радиоэлектронной борьбы;

создание нового поколения высокоточных мобильных безъядер­ных средств поражения и систем их информационного обеспечения;

повышение индивидуальной оснащенности военнослужащих средствами поражения, защиты, связи и экипировки.

В целом в результате реформы должны возрасти возможности Вооруженных Сил по выполнению задач стратегического сдер­живания, предупреждению и отражению агрессии против России и ее союзников, локализации и нейтрализации локальных конфлик­тов и войн, а также по реализации международных обязательств России.

Для решения этих задач Вооруженные Силы России в своем составе должны иметь:

силы ядерного сдерживания—для удержания ядерных держав от развертывания ядерной войны, а также государств и их коали­ций, обладающих превосходством в обычных вооружениях, от широкомасштабной неядерной войны;

силы неядерного сдерживания—для удержания возможного агрессора от развязывания и эскалации (расширения) региональ­ных конфликтов, а также для гибкого реагирования на возникаю­щие угрозы с целью локализации и ликвидации конфликтов малой интенсивности;

мобильные силы, обеспечивающие наращивание противодей­ствия при ликвидации военных конфликтов;

средства информационного противодействия вероятному про­тивнику в информационной войне.

Эти задачи призваны решать реформированные виды Воору­женных Сил.

Ракетные войска стратегического назначения в новом составе призваны обеспечить решение задач по установлению факта ракетно-ядерного нападения, его отражения, а также проведения эффективных ответных действий. В состав РВСН входят: ракет­ные армии; военно-учебные заведения и научно-исследователь­ские учреждения.

Сухопутные войска в мирное время, имея в своем составе минимально необходимое количество органов управления и боеготовных соединений, полностью оснащенных вооружением и военной техникой, предназначены к выполнению задач в условиях военных конфликтов локального масштаба и совместно с другими видами ВС предотвращать их перерастание в крупномасштабную войну.

В составе группировок СВ мирного времени предусматривается также наличие частей и соединений сокращенного состава. Их пред­назначение — быстрое развертывание для наращивания группировок войск при отражении агрессии против нашей страны и ее союзников.

В состав СВ входят: мотострелковые, танковые, воздушно-десант­ные войска, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны, а также специальные войска (разведывательные, инженер­ные, радиационной, химической и бактериологической защиты, гидрометеорологические) и тыл.

Военно -Воздушные Силы нового состава сочетают в себе оборонительные и ударные функции, они предназначены для эффективного действия при отражении воздушно-космического нападения, завоевания господства в воздухе, а также для ре­шения задач авиационной поддержки Сухопутных войск, веде­ния воздушной разведки, транспортных перевозок и специальных задач.

Военно-Морской Флот в новых условиях предназначен для со­здания надежной обороны государства, обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, поддержания военно-полити­ческой стабильности на морских и океанских пространствах.

В состав ВМФ входят четыре флота (Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский) и Каспийская флотилия, органы военного управления и родов сил: подводные и надводные силы, морская авиа­ция, береговые войска, подразделения обеспечения и обслуживания.

1. Как осуществляетсяруководство и управление Вооружейными Силами РФ?

2. В чем заключается реформа Вооруженных Сил Российской Федерации? Назовите этапы реформы, рас­кройте их основное содержание.

3. Подготовьте сообщение на тему«Виды Вооруженных Сил России и их предназначение».

Наши рекомендации