Тема 1.5 Доказательства и доказывание в уголовном процессе (уголовном судопроизводстве)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучение вопросов темы занятия на основе учебной и научной литературы.

2. Решение практических задач (задача № 8, 12, 15 Практикума по уголовно-процессуальному праву, стр.46-48).

3. Подготовка сообщений по вопросам, изучаемым на семинаре, с использованием визуализаций.

II. План семинарского занятия

Форма обучения: (очная, заочная)

1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию.

2. Понятие доказательств. Понятие доказывания.

3. Элементы доказательственной деятельности.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При подготовке первого вопроса студенты особое внимание должны обратить на предмет доказывания по уголовному делу, т.е. те обстоятельства, которые подлежат доказыванию (ст.73 УПК РФ). Кроме того, при ответе по данному вопросу необходимо учесть соответствующие нормы УК РФ, которые связаны с данной темой.

По второму вопросу необходимо знать, что является доказательствами по уголовному делу, изучить свойства доказательств (относимость, допустимость, достоверность, достаточность)

По третьему вопросу следует знать, в чем состоит процесс доказывания: порядок собирания, проверки и правила оценки доказательств. Необходимо также обратить внимание на использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности и применение научно-технических средств (ст.ст. 85-90 УПК РФ). Особо следует обратить внимание на собирание доказательств защитником.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2010.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (с изм. и доп. на 27.07.2010) //СЗ РФ, 2001, № 52, ст. 4921

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2010.

4. Всеобщая декларация прав человека (утв. Резолюцией 217А (Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948) // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 413-419.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 302-320; ВВС РФ. 1994. №12. С. 5-11.

6. Европейская Конвенция о защите прав человека и гражданина и основных свобод / Собрание законодательства РФ. 2001, № 2

7.Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 384-397.

Основная литература

1. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристь, 2009.

2. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. 3-е изд.- М: Спарк, 2007.

Дополнительная литература

1. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996.

2. Михайловская И.Б. Настольная книга по доказыванию в уголовном процессе. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. М., 1996.

4. Резник Г.М. Внутреннее убеждение при оценке доказательств. М., 1977.

5. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебное пособие, «Питер», СПб., 2008.

6. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник – 2-е изд., перераб. и допол., «Норма», М., 2009.

7. Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000;

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое предмет доказывания по уголовному делу?

2. Что такое доказательства?

3. Какие доказательства признаются недопустимыми?

4. Назовите источники доказательств.

5. Что включает в себя процесс доказывания?

6. Кто вправе собирать доказательства по уголовному делу?

7. По каким свойствам оцениваются доказательства?

8. Как классифицируются доказательства?

9. Каков порядок использования в доказывании результатов ОРД?

Тема 1.6. Виды доказательств

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучение вопросов темы занятия на основе учебной и научной литературы.

2. Решение практических задач (задача № 16-19 Практикума по уголовно-процессуальному праву, стр.48-49).

3. Подготовка сообщений по вопросам, изучаемым на семинаре, с использованием визуализаций.

II. План семинарского (практического) занятия

1. Понятие вида доказательств.

2. Лица, привлекаемые в качестве свидетелей. Особенности круга свидетелей по делам, отнесенным законом к компетенции таможенных органов, как органов дознания

3. Показания потерпевшего. Значение и особенности показаний потерпевшего.

4. Показания обвиняемого и подозреваемого. Значение показаний обвиняемого.

5. Заключение и показания эксперта и специалиста.

6. Вещественные доказательства. Понятие вещественных доказательств. Значение вещественных доказательств. Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому (практическому) занятию

Студенты, изучив материалы данной темы, должны знать понятие, содержание, процесс формирования каждого доказательства, а также критерии их оценки. Показания свидетеля – это устное сообщение лица, не являющегося по делу ни обвиняемым, ни подозреваемым, ни потерпевшим, данное в ходе допроса и запротоколированное в соответствии с требованиями УПК. Необходимо знать круг лиц, которые не могут быть свидетелями по делу. Их перечень дается в ч. 3 ст. 56 УПК РФ. Требуется знать правовой статус свидетеля. Показания потерпевшего – это устное сообщение лица, признанного по делу в качестве потерпевшего, данное в ходе допроса и запротоколированное в соответствии с требованиями УПК РФ. В отличие от свидетеля, который обязан давать показания, потерпевший не только обязан, но и имеет право.

Показания потерпевшего по своей правовой природе и механизму формирования примыкают к показаниям свидетеля. Однако при оценке его показаний необходимо учитывать, что потерпевший, как правило, заинтересован в исходе дела и, следовательно, это может повлиять на объективность данных, сообщаемых им.

Показания обвиняемого – это устное сообщение лица, привлеченного по данному делу в качестве обвиняемого, данное в ходе допроса и запротоколированное в соответствии с требованиями УПК РФ.

Условно показания обвиняемого можно разделить на три разновидности: обвиняемый признает себя виновным в совершении преступления, обвиняемый отвергает свою виновность, обвиняемый дает показания в отношении других лиц.

Признание обвиняемым своей вины является рядовым доказательством. Оно может быть положено в основу обвинительного приговора только в том случае, если признание в совершении преступления подтверждено совокупностью собранных по делу доказательств.

Показания подозреваемого - это устное сообщение лица, обладающего статусом подозреваемого, данное в ходе допроса и запротоколированное в соответствии с требованиями УПК РФ.

Показания подозреваемого по своей правовой природе и механизму формирования примыкают к показаниям обвиняемого и, следовательно, все требования, предъявляемые к показаниям обвиняемого. в равной мере распространяются на показания подозреваемого.

Заключение эксперта – это научный вывод специалиста, сделанный на основании исследования, проведенного по поручению органа дознания, следователя, прокурора или суда. Для данного доказательства характерна письменная форма.

Заключение специалиста – это суждение специалиста в письменной форме по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами.

Показания эксперта – это сведения, сообщенные им на допросе после дачи им заключения в целях разъяснения или уточнения заключения.

Показание специалиста – это сведения, сообщенные им на допросе, об обстоятельствах, требующих специальных познаний.

Вещественные доказательства – это предметы материального мира, которые своими индивидуальными признаками, свойствами и местом нахождения свидетельствуют об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и получены в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом. Статья 81 УПК РФ дает перечень предметов материального мира, которые должны стать вещественными доказательствами.

Процесс формирования вещественных доказательств складывается из трех этапов: 1) получения предмета; 2) осмотр предмета; 3) признание предмета в качестве вещественного доказательства и приобщение его к уголовному делу, о чем выносится постановление.

Протоколы следственных и судебных действий как доказательства включают в себя: протоколы осмотра, освидетельствования, обыска, выемки, задержания, предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте, протокол судебного заседания суда, а также другие протоколы, в которых содержатся сведения, относящиеся к предмету доказывания.

К иным документам как доказательствам относятся все документы, в которых удостоверенные факты и обстоятельства имеют значение для дела. Документы, обладающие признаками вещественного доказательства, относятся к вещественным доказательствам. Официальные документы должны обладать необходимыми реквизитами. Акты реквизитов и документальных проверок являются разновидностью иных документов.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2010.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (с изм. и доп. на 27.07.2010) //СЗ РФ, 2001, № 52, ст. 4921

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2010.

4. Всеобщая декларация прав человека (утв. Резолюцией 217А (Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948) // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 413-419.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 302-320; ВВС РФ. 1994. №12. С. 5-11.

6. Европейская Конвенция о защите прав человека и гражданина и основных свобод / Собрание законодательства РФ. 2001, № 2

7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 384-397.

Основная литература

1. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристь, 2009.

2. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. 3-е изд.- М: Спарк, 2007.

Дополнительная литература

1. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под. Ред. Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, професс. И.Л. Петрухина. - М.: Изд. «Проспект», 2009.

2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Издание 3. / Под общ. Ред. Зам. Председателя Верховного Суда Российской Федерации Н.А. Петухова и д.ю.н. Г.И. Загорского. - М.: Изд. «Экмос», 2002.

3. Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно. Утверждено постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002г.

4. Теория доказательств в советском уголовном процессе. Издание второе, исправленное и дополненное. «Юридическая литература», - М., 1973.

5. Дорохов В.Я. Уголовно-процессуальная природа видов доказательств. - М., 1982.

6.Гаврилов Н.И. Ошибки в свидетельских показаниях (происхождение, выявление, устранение). - М., 1983.

7. Орлов Ю.К. Заключение эксперта, и его оценка (по уголовным делам). - М., 2010.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1.Что такое виды доказательств?

2. Какие виды доказательств предусмотрены уголовно-процессуальным законом?

3. В чем отличие показаний свидетеля и потерпевшего?

4. Чем отличается заключение специалиста от показаний эксперта?

5. Какова процедура получения заключения специалиста?

Тема 1.7. Меры уголовно-процессуального принуждения

I. Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка сообщений по вопросам, изучаемым на семинаре, с использованием презентаций.

2. Решение практических задач (задача № 1-4 Практикума по уголовно-процессуальному праву, стр. 65-66).

II. План семинарского занятия

Форма обучения: (очная, заочная)

1. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения.

2. Порядок и основания задержания подозреваемого.

3. Меры пресечения.

4. Иные меры процессуального принуждения.

III. План практического занятия

1. Составление постановления и судебного решения об избрании и применении мер пресечения: залог, домашний арест, заключение под стражу. (Возможно с применением ПВЭМ).

IV. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При подготовке по первому вопросу необходимо знать, что является уголовно-процессуальным принуждением, соотношение различных видов принуждения в уголовном процессе, а также характеристику видов мер уголовно-процессуального принуждения. Кроме того, важно обратить внимание на то, что применение мер принуждения, особенно связанных с ограничением свободы, допустимо только в случаях, прямо указанных в законе.

По второму вопросу следует знать, при наличии каких оснований лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, порядок задержания такого лица, порядок содержания подозреваемых под стражей, права и обязанности подозреваемого, а также основания освобождения подозреваемого (ст.91-96 УПК РФ).

По третьему вопросу необходимо знать основания для избрания меры пресечения, виды мер пресечения (подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу) и основания отмены или изменения мер пресечения (ст.97-108 УПК РФ), а также следует сконцентрировать свое внимание на сроках содержания под стражей, порядке и процедуре их продления, поскольку установление в законе предельных сроков содержания обвиняемого и подозреваемого под стражей и порядок их продления – важная гарантия законных интересов личности (ст.109 УПК РФ).

По четвертому вопросу важно знать иные меры процессуального принуждения, которые могут быть применены к подозреваемому или обвиняемому (обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество), к потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного судопроизводства (обязательство о явке, привод, денежное взыскание), основания применения этих мер, а также порядок наложения денежного взыскания и обращения залога в доход государства (ст. 111- 118 УПК РФ).

V. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1.Конституция Российской Федерации. - М., 2010.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (с изм. и доп. на 27.07.2010) //СЗ РФ, 2001, №52, ст. 4921

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2010.

4. Всеобщая декларация прав человека (утв. Резолюцией 217А (Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948) // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 413-419.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 302-320; ВВС РФ. 1994. №12. С. 5-11.

6. Европейская Конвенция о защите прав человека и гражданина и основных свобод/Собрание законодательства РФ. 2001, №2

2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 384-397.

9. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.// СЗ РФ. 1997 г. №1, ст.1.

10. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 22 от 29 октября 2009 г. « О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».

Основная литература

1. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристь, 2009.

2. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. 3-е изд.- М: Спарк, 2007.

Дополнительная литература

1 Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996.

2. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.

3. Михайлов В.А. Методологические основы мер пресечения. М., 1997.

4. Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1989.

5. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебное пособие, «Питер», СПб., 2008.

6. Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000;

VI. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое принуждение в российском уголовном процессе?

2. Каковы основания для избрания меры пресечения?

3. Каковы основания и порядок задержания подозреваемого?

4. Что является основаниями освобождения подозреваемого?

5. Какие обстоятельства учитываются при избрании меры пресечения?

6. Каков порядок избрания заключения под стражу?

8. Каковы сроки и порядок продления содержания под стражей?

9. Что является основанием отмены или изменения меры пресечения?

10. Дать развернутую характеристику иным мерам процессуального принуждения.

Наши рекомендации