Борьба с организованной преступностью посредством уголовно-исполнительного законодательства
Кременевский В.С.
студент 4 курса института прокуратуры,
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Муринчик Д.А.
студент 4 курса института прокуратуры
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Научный руководитель:
Красовская О. Ю.
Доцент, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия».
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема касающееся борьбы с организованной преступностью посредством уголовно-исполнительного законодательства. Проанализированы действующие уголовно-исполнительное законодательство регулирующие данные правоотношения и его тенденции развития. Предложены способы более действенного воздействия уголовно-исполнительного законодательства на организованную преступность.
Ключевые слова: Борьба с организованной преступностью, уголовно-исполнительное законодательство.
Summary: This article deals with the problem of combating organized crime through criminal enforcement legislation. The development tendencies and the current criminal-executive legislation regulating these legal relations are analyzed. The ways of more effective influence of the criminally-executive legislation on the organized crime are offered.
Keywords: The fight against organized crime, criminal-executive law.
Преступность сама по себе негативное социальное явление, а когда она становится организованной, то проблема приобретает куда более крупные масштабы. Она с достаточной эффективностью посягает на общественную безопасность, жизнь и здоровье граждан, собственность, нарушает нормальное функционирование государственных, коммерческих и иных организаций и общественных объединений [5]. Не принятие своевременных мер ведет к неизбежному занятию ей важных отраслей экономики и политики, поэтому борьба с организованной преступностью важная задача нашего государства. Так в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [3] определяется угрозой деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных.
Борьба с данной угрозой должна носить комплексный характер, в первую очередь посредством правового воздействия. Не мало важная роль, по нашему мнению, должна отводится уголовно-исполнительному праву. К таким выводам мы приходим, основываясь на том, что места лишения свободы за частую оказываются «школой преступников». Там лица посвящаются в криминальную субкультуру и распространяют её, обмениваются и приобретают опыт в совершении преступлений, налаживают необходимые социальные связи, планируют дальнейшею преступную деятельность, объединяются в группы. К тому же нынешняя ситуация усугублена тем, что осуществляются воздействия путем угроз со стороны находящихся на свободе криминальных «авторитетов» и угроз «внутри учреждения», исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности [4]. При этом имеется деление мест лишения свободы на «черные» и «красные» [7]. Но и последние хоть и в меньшей степени подвергнуты влиянию организованной преступности, зачастую являются рассадником всё тех же проблем, так как сотрудники Федеральной службы исполнения наказания России заботятся о обеспечении своих интересов, а не о достижении целей и задач, поставленных законом.
Стоит отметить, что действующие законодательство имеет правильное направление движения. Так, например, Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года [4] (Далее – Концепция) ставит перед собой следующие цели и задачи, активно способствующие противодействию организованной преступности.
Во-первых, закреплена цель сокращения рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, что предполагает выведение такого лица из состава организованной группы, это лишает ее важного признака стабильности состава, помимо этого создает трудности в реализации функций, закрепленных за таким лицом. Этому способствуют следующие закрепленные задачи: содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы; обеспечение прозрачности уголовно-исполнительной системы, расширение сотрудничества с гражданским обществом.
Во-вторых, одной из задач ставится создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении, что значительно затрудняет процессы распространения информации, в том числе и идеологического содержания, и принятия решений организованными группами, а также затруднит подбор кадров для организованной группы. Также, ставится задача расширения сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы, это в не которых случаях будет куда более правильной мерой в борьбе с указанными действиями организованной преступности.
Помимо тенденций развития существуют уже работающие элементы механизма противодействия организованной преступности в рамках уголовно-исполнительного законодательства. Ст. 33 Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [1] и ч. 4 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) [2] создают правовые условия для дифференциации содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта. Так же в рамках статьи ст. 116 УИК РФ [2], по мнению Белоцерковского С.Д. [6, с.267], предоставляется возможность принимать меры по недопущению укрепления и развития преступных групп, следующими путями.
1. Противодействие со стороны лидеров криминальной среды оперативным аппаратам мест отбывания наказания в виде лишения свободы путем ведения контрразведывательной работы.
2. Выполнение функций по разрешению конфликтов среди осужденных, наложение карательных санкций.
3. И так далее
Все выше указанные меры, закрепленные уголовно-исполнительным правом, по нашему мнению, не достаточны. Так выделенное нами в рамках Концепции [4] года не носит профильный характер противодействия организованной преступности, плюс рассматриваются не в комплексе с уголовным, уголовно-процессуальным законодательством и организацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью. Поэтому кажется логичным принять документ, носящий плановый характер и рассматривающий борьбу с организованной преступностью с различных сторон Российского законодательства. В частности, сюда можно отнести следующие положения.
1. Противодействие влиянию преступных лидеров на сотрудников уголовно исполнительной системы, путем внедрения обеспечения им дополнительных гарантий защиты от преступных посягательств.
2. Более жесткое воздействие на сотрудников уголовно исполнительной системы осуществляющих содействие организованной преступности мерами административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. А также созданию действенного механизма раскрытия, расследования и пресечения данных правонарушений.
3. Разработка методологических рекомендаций для сотрудников уголовно исполнительной системы по работе с лидерами организованной преступности
4. Размещение лидеров организованной преступности, исключающих их взаимодействие с иными осужденными.
6. Усиление общественного контроля.
Данные положения предложенного нами документа звучат обобщено и не раскрывают конкретики, однако на данном этапе важно определить направления, по которым проводились бы дальнейшие разработки и обобщение практики. Таким образом принятие такого документа способствовало бы борьбе с организованной преступностью посредством консолидации сил и развития, действующие законодательства, что предотвращает криминализацию общества и обеспечивает осуществление политической и экономической деятельности добросовестными и законными способами.
Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СПС КонсультантПлюс
2. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) " // СПС КонсультантПлюс.
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
4. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)" // СПС КонсультантПлюс.
6. Белоцерковский С. Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы ее оптимизации. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011. — 585 с.
7. Красная или черная зона? // [Электронный ресурс]. URL: http://www.tyurma.com/krasnaya-ili-chernaya-zona Дата обращения: 06.04.2017 г. 13:50