Вопр. 4. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Уголовно-исполнительные нормы и правоотношения.

Цели уголовно-исполнительного законодательстваоп­ределены в ч. 1 ст. 2 УИК РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденных - в ч. 1 ст. 9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Цель предупреждения совершения новых преступленийреализуется по двум направлениям. Первое — недопуще­ние преступлений со стороны осужденных во время отбы­вания ими уголовного наказания (специальное предупреж­дение) осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилактических мероприятий. Вторым направлением является общее предупреждение преступлений иными лицами. В отношении бывших осуж­денных применяется система мер социальной реабилита­ции, контроля и надзора, ориентированных на недопуще­ние данными лицами новых преступлений. В отношении остальных неустойчивых граждан сдерживающим факто­ром в совершении ими преступлений должен выступать сам достаточно жесткий порядок и условия отбывания уго­ловного наказания, когда существенным образом ограничи­ваются права и свободы человека.

Цели уголовно-исполнительного законодательства дос­тигаются путем решения конкретных задач.В ч. 2 ст. 1 оп­ределяются основные из них: регулирование порядка и ус­ловий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в соци­альной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

Под нормой уголовно-исполнительного правапони­мается общеобязательное, формально определенное прави­ло поведения субъектов и участников правоотношений (го­сударственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужден­ных и отдельных граждан), направленное на урегулирова­ние общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-пра­вового воздействия.

По функциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на исходные нормы(нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ)) и нормы-правила поведения, составляющие боль­шую часть норм уголовно-исполнительного права.

По характеруустанавливаемого пра­вила поведения классифицируются на регулятивные, поощ­рительные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-правовых отноше­ний. Они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы устанавливают требова­ния к субъектам совершать определенные действия (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112 УИК РФ и др.). Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 УИК РФ). Запрещающие нормы, напротив, устанав­ливают требования к субъектам воздержаться от определен­ных действий, которые оцениваются законом как неправо­мерные (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 УИК РФ).

Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных (ст. 57, ч. 5 ст. 104, ст. ИЗ УИК РФ).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (от­бывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 УИК РФ).

По правовой природенормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные (ст. 11, 12, 74, 115 УИК РФ) и процессуальные (ст. 15, 78, 114, 117 УИК РФ).

Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 УИК РФ) и отсылочным (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. 113 УИК РФ).

В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнитель­ная норма должна действовать. Гипотеза может быть выне­сена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 УИК РФ). Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, опре­деляет их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санк­ции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, ИЗ, 115 УИК РФ), применяются за нарушения (добросовестное вы­полнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту — осуж­денным, иные субъекты и участники правоотношений не­сут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, граждан­ского, уголовного).

Уголовно-исполнительные правоотношения — урегу­лированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воз­действия. В структуре уголовно-исполнительных правоот­ношений различают следующие элементы.

1. Субъекты.Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются учреждения и органы, исполняющие наказания, их должностные лица и осуж­денный. К участникам (в отличие от субъектов обладают меньшим объемом прав и обязанностей) этих правоотноше­ний относятся органы государственной власти и местного самоуправления, судьи, прокуроры, депутаты, представи­тели общественных объединений, родственники осужден­ных и др.

2. Содержаниеуголовно-исполнительных правоотноше­ний образуют фактическое поведение субъектов и совокуп­ность их субъективных прав и обязанностей. Эти права и обязанности принадлежат обоим субъектам. Праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность дру­гой, и наоборот. Если один субъект имеет какую-то обязан­ность, то другой имеет встречное обязанности право.

3. Объект. В качестве объектов конкретных уголовно-испол­нительных правоотношений могут выступать отдельные бла­га (например, свидания осужденных к лишению свободы, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреж­дения и т.п.).

4. Юридические фактыпредставляют собой конкретные жизненные обстоятельства (действия или события), в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголов­но-исполнительные правоотношения. Действия— обстоя­тельства, связанные с волей субъектов правоотношений (пра­вомерные или неправомерные поступки осужденного), события — обстоятельства, не связанные с волей субъекта (например, истечение срока наказания, назначенного судом). Выделяют также правовые состояния (отбывание уголовного наказания, нахождение осужденного в браке, в розыске и др.). Главным юридичес­ким фактом, порождающим отношения в сфере исполнения (отбывания) уголовного наказания, является вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Уголовно-ис­полнительные отношения прекращаются по отбытию осуж­денным назначенного ему уголовного наказания.

Лекция 2.

Наши рекомендации