Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1997 года, его общая характеристика, значение и перспективы дальнейшего развития уголовно-исполнительного законодательства

Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации - нормативный правовой акт, основанный на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах России. УИК РФ вступил в действие 8 января 1997 года.

Главной целью уголовно-исполнительного законодательства РФ - является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.

Основные задачи УИК РФ:

- регулирование порядка, условий исполнения и отбывания наказаний;

- определение средств исправления осужденных;

- охрана прав, свобод и законных интересов осужденных;

- оказание помощи в социальной адаптации для осужденных;

- строгое соблюдение гарантий защиты от пыток, насилия и жестокого обращения с осужденными и др.

Впервые урегулировано исполнение всех видов наказаний. По-новому определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, сформулирована система принципов этой отрасли законодательства.

УИК развил систему контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания. Впервые на уровне закона урегулировано исполнение всех видов наказаний в отношении военнослужщих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса обеспечить применение средств исправления и воинского воспитания.

14. Понятие, структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства, его источники.

Уголовно-исполнительное законодательство состоит из УИК и из иных законов РФ. Источниками УИП являются УИК, иные законы и подзаконные акты. Кодекс хоть и маленький, но регулирует порядок исполнения всех видов наказания. В отличие от уголовного права, помимо законов, источником УИП являются и ведомственные нормативные акты, это предусмотрено в статье 4 УИК. Ими являются и указы президента, и постановления правительства, и приказы минюста и минобороны и все они порождают уголовно-исполнительные правоотношения. Источниками УИП являются и международно-правовые акты. Это закреплено в ст. 3 УИК и в Конституции РФ. Если наше законодательство противоречит нормам в этих актах, то действуют международно-правовые акты.

Закон О введении в действие УИК от 1997 года. Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» 1993 года. Статья 16 УИК – в нём перечень учреждений и органов, исполняющих наказание. В пункте 14 перечень тех, которые входят в уголовно-исполнительную систему (а закон помимо этого включает и больницы, и высшие учебные заведения…). Видимо, мы должны исходить из того, между кем же возникает уголовно-исполнительное отношение. Это совокупность учреждений и органов, которые призваны исполнять уголовное исправление.

Уголовно-исполнительная система РФ – это совокупность учреждений и органов, призванных исполнять наказания (которые вступают в уголовно-исполнительные отношения с осуждёнными). Принципы системы – те же принципы, что и принципы законодательства. Учреждения и органы, входящие в систему являются юридическими лицами с соответствующими вытекающими обязанностями и правами. Правовое положение этих учреждений и органов в Кодексе нет, но есть в законе 1993 года. Есть учреждения и органы, которые обеспечивают правильное и эффективное исполнение наказании (больницы, вузы).

Есть закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» от 20 июня 1995 года. Подозреваемые и обвиняемые не являются субъектами уголовно-исполнительных отношений, он находится в уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. Следственные изоляторы находятся в уголовно-исполнительной системе. Это не источник уголовно-исполнительного права, но почитать надо.

Закон «О судебных приставах». Служба судебных приставов исполняет штраф в принудительном порядке – только этот вид наказания исполняет. Закон «Об исполнительском производстве». От 21 июля 1997 года. Он нам нужен, потому что судебные приставы руководствуются этим законом при взыскании штрафа в принудительном порядке.

Закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного задержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 2008 года.

Статья 4 УИК говорит, что федеральные органы могут выносить документы по вопросам исполнения наказания. 1). Указы президента. Есть множество указов. Указ президента «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД» от 8 октября 1997 года. Теперь это у министерства юстиции. Указ президента «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД в ведение министерства юстиции» от 28 июля 1998 года. Указ от 1996 года «О поэтапном прекращением применения смертной казни в связи с вхождением в Совет Европы».

2). Правительство издаёт Постановления. Их тоже очень много. УИК делегирует Правительству полномочия по принятию множества нормативных правовых актов: положений об уголовных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах и т.д. Постановление Правительства об утверждении положения об уголовно-исполнительной инспекции от 16 июня 1997 года. Постановление Правительства «Положение о дисциплинарной воинской части».

3). Министерство юстиции. Уголовно-исполнительная система находится в его ведении.

Приказ минюста от 6 октября 2006 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний». В 2005 году 14 октября было утверждено положение «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов».

4). Министерство обороны. Приказ минобороны «О правилах отбывания уголовных наказаний осуждёнными военнослужащими».

5). И есть ещё другие организации, которые могут издавать документы. К примеру, Федеральная служба исполнения наказания. Её приказ «Об утверждении положения о звании «Почётный работник»». Федеральная служба безопасности тоже издаёт документы, 2010 году «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания» 6). Насчет субъектов Федерации. Вопрос насчёт того, являются ли юридические акты субъектов источником УИП…

Наши рекомендации