Принципы уголовно-исполнительного законодательства

Принципы уголовно-исполнительного законодательства - это основополагающие идеи, которые отражают закономерности исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности, закрепляются в нормах уголовно-исполнительного права, определяют его содержание и реализуются в правоотношениях.

Система принципов уголовно-исполнительного законодательства отражает общепризнанные нормы обращения с заключенными, которые имеют в основе общечеловеческие ценности и зафиксированы в международно-правовых актах об обращении с заключенными. Правовые принципы, являясь исходным базисом и руководящими положениями правовой системы, определяют направление, формы и содержание институтов уголовно-исполнительного права и его норм, а также стратегию и пути их развития. Они призваны обеспечить системность правового регулирования общественных отношений при исполнении наказаний и иных мер уголовной ответственности.

В ч.2 ст.2 УИК определено, что уголовно-исполнительное законодательство устанавливает принципы исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных УК.

Одновременно в ст.6 УИК закреплена система принципов уголовно-исполнительного законодательства, которое основывается на принципах:

Ø законности,

Ø гуманизма,

Ø демократизма,

Ø равенства осужденных перед законом,

Ø дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности,

Ø рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных,

Ø стимулирования правопослушного поведения осужденных,

Ø сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием.

По широте действия принципы права подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Система закрепленных в ст.6 УИК принципов включает:

§ общеправовые принципы – законность, гуманизм, демократизм, равенство;

§ отраслевой принцип наук уголовно-правового цикла – дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности;

§ специальные отраслевые принципы, отражающим своеобразие правового регулирования уголовно-исполнительного права, - принципы рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием.

Принцип законности отражает верховенство закона и выражает требование ко всем участникам уголовно-исполнительных отношений точно и неуклонно подчиняться и исполнять законы и нормативные акты, изданные на их основании. Этот принцип закреплен в ст. 2 УИК, ст. 7 Конституции. Применительно к уголовно-исполнительному законодательству он выражается в требовании обеспечения верховенства закона и его приоритета в отношении иных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение и отбывание наказаний. Согласно ч.3 ст. 2 УИК Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления не могут устанавливаться ограничения для осужденных, если таковые не предусмотрены законом. Предпосылкой обеспечения законности является детальная правовая регламентация всех сторон деятельности органов, исполняющих наказания. Принцип законности находит свое выражение в том, что процесс исполнения (отбывания) наказания должен строиться на строгом соблюдении законов всеми субъектами уголовно-исполнительных отношений. Надзор за точным исполнением уголовно-исполнительного законодательства осуществляют органы прокуратуры в соответствии с законом «О прокуратуре». Законность деятельности органов, исполняющих наказания, контролируется также судами, иными компетентными государственными органами и общественностью.

Гуманизм проявляется в первую очередь в тех целях, которые преследует уголовная ответственность – исправление осужденных и возвращение их в общество полноправными законопослушными членами. В соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижения человеческого достоинства, хотя объективно сопряжено с ограничениями и лишениями прав и свобод осужденного, которые могут быть оправданы задачами охраны прав и законных интересов граждан и общества в целом. Реализация принципа гуманизма предполагает две стороны: гуманизм в отношении лиц отбывающих наказания, и со второй стороны – по отношению ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает, что “все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности” (ст.10). Лица, отбывающие наказания, сохраняют правовой статус гражданина Республики Беларусь, имеют права и несут обязанности, установленные законодательством для граждан, но с ограничениями, установленными законодательством в отношении осужденных.

Принцип демократизма проявляется в открытости деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, в привлечении в процесс воспитания и исправления осужденных общественности, в предоставлении общественным образованиям права контролировать деятельность ИУ и других органов, исполняющих наказания. Демократизм реализуется в признании осужденного субъектом права, в частности уголовно-исполнительных правоотношений, субъектом, который существенно ограничивается в своих правах и свободах и поэтому особенно нуждается в социальной защищенности. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.16) говориться, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание своей правосубъектности». Принцип демократизма находит выражение, в частности, в ч.3 ст.7 УИК, согласно которой к числу основных средств достижения целей уголовной ответственности в процессе ее применения относится общественное воздействие. Хотя исполнение наказания является исключительной прерогативой государства, в уголовно-исполнительном законодательстве устанавливаются формы участия общественности в процессе исполнения наказаний и способы общественного контроля за деятельностью органов, исполняющих наказания.

Равенство осужденных перед законом имеет своим истоком конституционный принцип равенства всех перед законом вне зависимости от пола, национальности, имущественного и должностного положения и т.п. Все осужденные, отбывающие какое-либо наказание, имеют равный правовой статус и находятся в равных условиях вне зависимости от пола, национальности, имущественного и должностного положения. Вместе с тем, равенство осужденных перед законом не означает безусловного равенства условий исполнения (отбывания) наказания, которые различаются с учетом возраста, состояния здоровья, пола. Предоставляются более льготные условия содержания для несовершеннолетних, инвалидов, престарелых, женщин.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности основан на принципе уголовного права “дифференциация и индивидуализация ответственности” и выражается, с одной стороны, в распределении всех осужденных на однородные группы, установлении в отношении каждой группы разных условий отбывания наказания и объема правоограничений, а, с другой стороны, в обеспечении в рамках выделенных групп индивидуального воспитательного воздействия в отношении каждого осужденного. Дифференциация исполнения наказания предполагает, что к различным категориям осужденных исправительное воздействие применяется в различных объемах в зависимости от тяжести преступления, судимости, формы вины, данных о личности, пола, возраста и т.д. В следствии чего для каждой категории устанавливается специфический объем карательного воздействия. Дифференциация исполнения наказания проявляется, в частности, в классификации осужденных к лишению свободы на группы, в установлении законодателем двух режимов отбывания ограничения свободы (с направлением и без направления в исправительные учреждения открытого типа).

Индивидуализация исполнения наказания осуществляется на основе дифференциации и выражается в применении к каждому конкретному осужденному исправительного и воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей его личности. Индивидуализация исполнения наказания реализуется путем изменения правового статуса осужденного в зависимости от его поведения, посредством применения мер поощрения и взыскания. Это находит выражение, н-р, в ч. 4 ст. 7 УИК, которая устанавливает, что средства исправления осужденных должны применяться с учетом форм реализации уголовной ответственности, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных заключается в необходимости четкого определения той необходимой меры принуждения, достаточной для достижения цели исправления. Принуждение в данном случае находит выражение в характере и степени правоограничений осужденных. В тех случаях, когда исправление лица, совершившего преступление, возможно без применения наказания, цели уголовной ответственности достигаются альтернативными методами – путем стимулирования правопослушного поведения. Установленная законодательством прогрессивная система отбывания наказания имеет в качестве основания именно рациональное сочетание средств принуждения и исправления.

Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает, что в стимулировании такого поведения осужденных равно необходимы и убеждение, и принуждение. Важно их рациональное сочетание: следует не только экономить репрессию, но и не допускать необоснованных поощрений и поблажек в отношении некоторых осужденных. УИК содержит ряд поощрительных норм (например, ст. 42, 54, 61, 68, 69, 110, 127 УИК), а также подробно регулирует основания и порядок применения мер поощрения и взыскания, критерии и степени исправления осужденных, круг должностных лиц, имеющих право на применение мер поощрения и взыскания.

Принцип соединения принудительных мер с воспитательным воздействием. Исполнение наказаний заключается в осуществлении принудительных режимных требований, которые выражают правоограничения, свойственные назначенному наказанию. В процессе реализации карательных правоограничений, составляющих суть уголовной ответственности, органами, исполняющими наказание, самостоятельно применяются меры исправительного воздействия, которые не являются карой за содеянное, а способствуют исправлению осужденных: воспитательная работа, труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, общественное воздействие. Таким образом, деятельность по реализации мер уголовной ответственности приобретает характер единого карательно- воспитательного процесса. Включение законодателем данного принципа в систему принципов ст.6 УИК свидетельствует о том, что его действие распространяется на все наказания, и что применение всех видов наказаний сопровождается применением к осужденному различных мер воспитания.

К числу принципов уголовно-исполнительного права следовало бы отнести и принцип возможности исправления каждого лица, совершившего преступление. Данный принцип лежит в основе задач, стоящих перед уголовно-исполнительным законодательством и органами, исполняющими наказания. Говоря о возможности исправления каждого лица, совершившего преступление, как о базовом принципе, было бы наивно полагать, что абсолютно всех лиц, совершивших преступление, можно исправить, то есть достигнуть цели, чтобы все лица, отбывшие наказание, в будущем не совершали преступлений. Однако нормы уголовно-исполнительного права пронизаны этой возможностью. Вся деятельность органов исполняющих наказание, направлена на достижение цели исправления и реализацию этой возможности. В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве принцип возможности исправления каждого лица, совершившего преступление, находит свое выражение, например, в нормах об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене наказания более мягким, об изменении режима содержания осужденного в зависимости от его поведения в период отбывания наказания.

Нам представляется, что законодатель, не включая данный принцип в перечень, содержащийся в ст.6 УИК, руководствовался тем обстоятельством, что система наказаний УК предусматривает смертную казнь. При применении последней государство вынуждено констатировать, что преступник не подлежит исправлению, его следует лишь покарать. И, таким образом, этот принцип не носит всеобъемлющего характера в отношении всех наказаний.

ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. - Минск, 2000. – 144 с.

Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 1999. – Ст.7, 11, 12, 44-46, 47-61, 75, 77-81, 82-99, 100-107, 108-121, 409-423.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь // НРПА РБ.- 2000.- № 77-78.- Ст.116-119, 126-127, 399-403.

Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. - М., 1984. – 240 с.

Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы особенной части. - М., 1985. – 256 с.

Ахраменко Н.Ф., Савенок А.Л. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь. (В определениях и схемах). – Минск, 1999. – 172 с.

Багрий-Шахматов Л.В. Уголовная ответственность и наказание. – Минск, 1976. – 383 с.

Исправительно-трудовое право БССР. – Минск, 1987. – 301 с.

Кадушкин С.А., Шарков А.В., Шабанов В.Б. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь. (В вопросах и ответах). /Практ.пособ.– Минск, 2001. – 204 с.

Комментарий к Исправительно-трудовому кодексу БССР. – Минск, 1974. – 304 с.

Мокринский С.П. Наказание, его цели и предположения. – М., 1902.

Наташев А.Е., Стручков Н.А. Основы теории исправительно-трудового права. - М., 1967.- 192 с.

ООН: права человека и борьба с преступностью. Сборник м/н документов. –Минск, 1990. – 351 с.

Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. - М., 1915.

Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. -М., 1923. – 342 с.

Права человека: Сб. междунар.-правовых док. /Сост. Щербов В.В. – Минск, 1999. – 1146 с.

Сборник задач по уголовно-исполнительному праву. /Под общ.ред. В.Б.Шабанова. – Минск, 2000.- 115 с.

Уголовно-исполнительное право. /Под ред. И.В.Шмарова. - М., 1996. – 417 с.

Уголовно-исполнительное право.- М., Новый Юрист. – 1998.- 368 с.

Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. – Томск, 1995.

Фефелов В.А. Уголовно-исполнительное право России. Общая часть: Уч. пособ. – Рязань, 1998.

Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. - СПб., 1889.

Хомич В.М. Формы реализации уголовной ответственности. Минск, 1998. – 132 с.

Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991. -

Шарков А.В., Шабанов В.Б., Ахраменко Н.Ф. Уголовно-исполнительное право. Общая часть. – Минск, 2000. – 242 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 1

Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 1999. – Ст.11, 12, 44-61, 77-81, 100-117.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. – Ст.1-2, 5-6.

Артамонов В.П. Наука советского исправительно-трудового права. - М., 1974. – 130 с.

Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. – Л., 1963. – 186 с.

Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. — М., 1983. – 206 с.

Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М.-Л., 1927.

Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. – М., 1973. – 228 с.

Мелентьев М.П. Функции советского исправительно-трудового права. – Рязань, 1984. – 58 с.

Наташев А.Е., Стручков Н.А. Основы теории исправительно-трудового права. – М., 1967. – 191 с.

Перлов И.Д. Исполнение приговора в советском уголовном процессе. – М., 1963. – 227 с.

Пинчук В.И. Место исправительно-трудового права в системе права // Правоведение. – 1972. - № 1. – С. 54-61.

Полубинская С.В. Цели уголовного наказания. – М., 1990. – 142 с.

Севрюгин А.С. Исправительно-трудовые отношения. – Рязань, 1988.

Сперанский И.А. Содержание и реализация принципов исправительно-трудового права. – Волгоград, 1969.

Утевский Б.С. Советская исправительно-трудовая политика. – М., 1934.

Хомич В.М. Конфликтные уголовно-правовые отношения (содержание и функции) // Право и демократия. /Межвузов. сб. научн. тр. – Вып.4. – Минск, 1991.-С.76-87.

Хомич В.М. Правоотношения уголовной ответственности // Право и демократия. /Межвузов. сб. научн. тр. – Вып.5. – Минск, 1992.-С.76-85.

Хомич В.М. Формы реализации уголовной ответственности. – Минск, 1998. – С. 6-38.

Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. — Л., 1973. – 160 с.


Наши рекомендации