Технико-экономическое обоснование параметров и конструктивных форм проектируемого двигателя
Для выполнения курсового проекта студенту выдается фотография разрезов прототипа двигателя либо указывается литература, где имеются сведения о нем.
В качестве прототипа даются, как правило, двигатели устаревших моделей. Поэтому в начале работы над проектом необходимо сделать анализ показателей прототипа и наметить пути усовершенствования. В задании на курсовой проект указываются только мощность, частота вращения коленчатого вала, тип и назначение двигателя.
Выбирать и обосновывать все остальные параметры проектируемого двигателя предлагается студенту.
К параметрам двигателя, требующим обоснования, относятся:
– система смесеобразования и коэффициент избытка воздуха;
– форма камеры сгорания;
– степень сжатия;
– отношение хода поршня к диаметру цилиндра S/D;
– отношение радиуса кривошипа к длине шатуна R/Lш.
– силовая схема и тип газораспределительного механизма.
Выбор параметров и конструктивных усовершенствований желательно согласовывать с руководителем курсового проекта.
Обоснование указанных параметров и конструктивных форм рекомендуется принимать на основании рекомендованной литературы.
2 Общие вопросы и методические указания по выполнению курсового проекта
Энергетические и экономические показатели двигателя в основном зависят от совершенства рабочего цикла, представляющего собой совокупность последовательных процессов, периодически повторяющихся в каждом рабочем цилиндре, с помощью которых тепло, выделившееся при сгорании топлива, превращается в механическую работу.
Рабочий цикл четырехтактных поршневых ДВС состоит из следующих основных термодинамических и вспомогательных процессов: заполнение цилиндров свежим зарядом – впуск; сжатие этого заряда; сгорание топлива; расширение продуктов сгорания (получение механической работы); очистка цилиндров от продуктов сгорания – выпуск.
Под тепловым расчетом рабочего цикла двигателя подразумевается термодинамический расчет действительных процессов, происходящих в цилиндре двигателя, определение параметров характеризующих рабочие процессы, энергетические и экономические показатели, работы двигателя, построение действительной индикаторной диаграммы, определение основных конструктивных размеров двигателя (диаметра цилиндра – D и хода поршня – S).
Данные теплового расчета являются основным исходным материалом для составления теплового баланса, построения внешней скоростной характеристики, проведения последующих кинематических, динамических и прочностных расчетов двигателя.
Тепловой расчет рабочего цикла двигателей может быть разделен на три основных этапа. На первом этапе устанавливаются и обосновываются исходные параметры и коэффициенты, необходимые для теплового расчета. Проводят предварительные расчеты, касающиеся топлива, состава рабочей смеси и параметров смеси в точке конца впуска.
На втором этапе последовательно рассматриваются основные процессы рабочего цикла – сжатия, сгорания и расширения. Определяются параметры рабочей смеси в основных точках расчетной индикаторной диаграммы. Намечается контур и строится расчетная индикаторная диаграмма.
На третьем этапе рассчитываются индикаторные и эффективные показатели двигателя, а также определяются основные размеры двигателя (диаметр цилиндра D и ход поршня S). После теплового расчета составляют тепловой баланс двигателя.
С достаточной степенью точности внешнюю скоростную характеристику можно построить по результатам теплового расчета, проведенного для одного режима работы двигателя – режим максимальной (номинальной) мощности, и использования эмпирических зависимостей.
Тепловой расчет двигателя проводится на основе установленных или заданных исходных данных. Для всех видов двигателей общими исходными параметрами теплового расчета являются: тип двигателя, эффективная номинальная мощность Nе, частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности , степень сжатия ε, число i и расположение – цилиндров, отношение S/D, форма камеры сгорания и способ смесеобразования, тип системы охлаждения и т.д.
Тепловой расчет обычно начинается с рассмотрения процессов рабочего цикла (впуска, сжатия, сгорания, расширения, выпуска) и определения конечных параметров в характерных точках индикаторной диаграммы, определения индикаторных и эффективных показателей двигателя, основных размеров цилиндра. Материальный баланс цикла: определение теоретически необходимого количества воздуха для выбранного рода топлива, выбор коэффициента избытка воздуха, определение действительного количества воздуха, состава продуктов сгорания, коэффициента молекулярного изменения и др., удобнее рассматривать в начале процесса сгорания, т.к. эти данные используются для расчета процесса сгорания и определения его параметров.