Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя

Произвести расчет четырехтактного карбюраторного двигателя
или дизеля без наддува или с турбонаддувом рк, МПа. Эф­фективная номинальная мощность Ne, кВт при частоте вра­щения коленчатого вала Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru , мин-1, числе i и расположении цилиндров, форме камеры сгорания и способе смесеобразования. Система охлаждения: жидкостная или воздушная. Степень сжатияε.

Процесс впуска

Процессы выпуска отработанных газов (очистка цилиндра) и впуска свежего заряда (наполнение) называют процессами газо­обмена. Изменение давления в процессе впуска и выпуска в двигателе без наддува приведено на рисунке 1, а, а в двигателе с надувом – на рисунке 1, б.

Процесс впуска в двигателях предназначен для наполнения цилиндра горючей смесью воздуха с топливом или одним возду­хом.

Основная задача расчета процесса впуска – определение па­раметров, характеризующих состояние рабочего тела (давле­ние ра и температура Та) в конце впуска и параметров, харак­теризующих совершенство протекания процесса наполнения цилиндра свежим зарядом – коэффициента наполнения ην.

На параметры процесса впуска, а, следовательно, и напол­нение цилиндра свежим зарядом существенное влияние оказыва­ют:

– потери давления Δpа на впуске в двигателе за счет сопротивления

впускной и выпускной системы (рисунок 1);

– коэффициент остаточных газов Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru – характеризующий каче­ство

очистки цилиндра от продуктов сгорания от предыдущего цикла;

– температура подогрева свежего заряда ΔТ от стенок системы впуска и стенок цилиндра.

а) Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru   б) Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru  

а – без надува; Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru - впуск; Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru - выпуск; б – с газотурбинным наддувом;

Рисунок 1 – Диаграмма выпуска и впуска в четырехтактном двигателе

Поэтому определению параметров конца наполнения pа и Та предшествует выбор параметров начала впуска pо (pк) и Ток), остаточных газов Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru и Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru , выбор величины подогрева свежего заряда на впуске ΔТ и определение коэффициента остаточных газов Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru . Параметры остаточных газов Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru и Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru , и величину ΔТ обычно в начале процесса впуска не рассчитывают, а принимают на основании имеющихся экспериментальных (литературных) данных с учетом особен­ностей конструкции двигателя. Точность выбора величины дав­ления Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru и температуры остаточных газов Δ Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru проверяется по формулам (69) и (70).

3.1.1 Давление pо и температура То окружающей среды

При работе двигателя без наддува в цилиндр поступает воздух из атмосферы. В этом случае при расчете рабочего цикла двигателя давление окружающей среды принимается равным ро= 0,1 МПа, а температура То = 293К.

В двигателях с наддувом воздух поступает в цилиндр из компрессора (нагнетателя, где он предварительно сжимается.) Поэтому в них температура окружающей среды принимается равной давлению рк (МПа) и температура Тк (К) воздуха на выходе из компрессора (рисунок 1, б). Поэтому для двигателей с наддувом вместо величины То и ро берутся соответственно

величины рк и Тк .

В зависимости от степени наддува принимаются следующие значения давления рк наддувочного воздуха:

– при низком наддуве – 1,5 ро;

– при среднем наддуве – (1,5 ….2,2) ро;

– при высоком наддуве – (2,2…2,5) ро и более.

В настоящее время реальными являются средний наддув и выше.

Температура воздуха за компрессором

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (1)

где nк – показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре (нагнетателе).

Величину nк принимают по опытным данным в зависимости от наддувочного агрегата и степени охлаждения:

Для поршневых нагнетателей nк = 1,4…1,6; для объемных нагнетателей – nк = 1,55...1,75; для осевых и центробежных нагнетателей с охлаждаемым корпусом nк = 1,4…1,9, а с неохлаждаемым корпусом – nк = 1,8…2,0.

Температуру Тк можно определить также по выражению:

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (2)

где ηад.к = 0,66…0,8 – адиабатический к.п.д. компрессора;

к = 1,4 – показатель адиабаты воздуха.

3.1.2 Давление pr (МПа) и температура Тr (К) остаточных газов

Давление остаточных газов pr (МПа) всегда выше давления окружающей среды pо вследствие сопротивления выпускной системы.

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (3)

где Δ pr – возрастание давления за счет сопротивления выпускной системы.

В расчетах принимают сопротивление на выпуске и впуске примерно равными, т.е. Δpr = Δpa. Величину pr обычно выбирают на основании экспериментально-статического (литературного) материала (таблица 1) [1], [8].

Таблица 1

Практические значения основных параметров рабочего тела процессов газообмена (впуска и выпуска) четырехтактных двигателей.



Параметр Дизели Карбюраторные двигатели
без наддува с наддувом *
Давление остаточных газов (в конце выпуска) pr, МПа 0,105-0,125 (0,75-1,0)рк 0,105-0,125
Температура остаточных газов (в конце выпуска) Тr, К 600-900 750-1000 900-1100
Температура подогрева свежего заряда ΔТ, ºС 20-40 (-5)-(+10) 0-20
Коэффициент остаточных газов γr, К 0,03-0,06 0,02-0,05 0,06-0,08
Температура в конце впуска Та, К 310-340 320-400 340-400
Давление в конце впуска ра, МПа 0,08-0,09 (0,90-0,96)рк 0,08-0,09
Коэффициент наполнения ηv 0,8-0,94 0,8-0,97 0,70-0,90
Примечание – *При давлении наддува рк ≤ 0,22 МПа и без промежуточного охлаждения воздуха. Для карбюраторных и дизельных двигателей воздушного охлаждения без наддува ΔТ = 30…60 ºС.

Для автомобильных и тракторных двигателей без наддува, а также с наддувом и выпуском в атмосферу давление остаточных газов должно находиться в пределах

pr = (1,05…1,25)pо. (4)

Большие значения pr принимаются для высокооборотных двигателей.

Для двигателей с наддувом и наличием газовой турбины на выпуске

pr = (0,75…1,0)pк. (5)

Температура остаточных газов Тr обычно выбираются на основе экспериментально - статических (литературных) данных в зависимости от типа двигателя, степени сжатия, частоты вращения и коэффициента избытка воздуха (таблица 1).

3.1.3 Температура подогрева свежего заряда ΔТ (К)

В процессе наполнения температура свежего заряда несколько увеличивается благодаря подогреву от нагретых деталей двигателя.

При тепловом расчете двигателя ΔТ принимают на основании имеющихся экспериментальных данных и косвенных расчетов (таблица 1).

3.1.4 Давление в конце впуска pа

Давление в конце впуска pа (МПа) – основной фактор, определяющий количество свежего заряда, поступающего в цилиндр двигателя. В двигателях pа всегда ниже давления окружающей среды pо (без наддува) вследствие сопротивления впускной системы.

ра = ро - Δра (без наддува) или ра к - Δра= рк - Δрк (с наддувом) (6)

Потери давления Δpа (МПа) за счет сопротивления впускной системы и затухания скорости движения заряда в цилиндре при некотором допущении можно определить из уравнения Бернулли:

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (7)

где β – коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра;

ξвп – коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению:

ωвп – средняя скорость движения в наименьшем сечении впускной системы ( как правило, в клапане или в продувочных окнах);

ρо – ρо – плотность заряда на впуске соответственно при наддуве и без него (при pк=pо и ρк= ρо).

По опытным данным в современных высокооборотных двигателях при полном открытии клапана на номинальном режиме (β2 + ξвп) = 2,5…4,0 и ωвп = 50…130 м/с.

Плотность заряда ρо на впуске в двигателях

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (кг/м3) (8)

где Rв – удельная газовая постоянная воздуха, равная 287 Дж/(кг·К).

У четырехтактных двигателей величина Δpа (МПа) колеблется в пределах:

– для карбюраторных двигателей – (0,05…0,20)pо;

– для дизелей без наддува – (0,03….0,18) pо;

– для дизелей с наддувом – (0,03…0,10) pк.

У современных четырехтактных двигателей практические значения pа (МПа) приведены в таблице 2.

Таблица 2

Пределы изменения параметров рабочего тела в конце сжатия в современных двигателях .

Параметр Дизели Карбюраторные двигатели
без наддува с наддувом
Средний показатель политропы сжатия n1 1,31-1,38 1,35-1,38 1,34-1,37
Давление в конце сжатия рс, МПа 2,9-6,0 До 8,0 0,9-1,3
Температура в конце сжатия Тс, К 700-900 До 1000 600-700

3.1.5 Коэффициент остаточных газов γr

Величина остаточных газов характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания.

Величину γr. для четырехтактных двигателей определяют из выражения:

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (9)

где ε – степень сжатия.

Практические значения коэффициента остаточных газов γr для двигателей разных типов приведены в таблице 1.

3.1.6 Температура в конце впуска Та

Температура Та (К) с достаточной степенью точности определяется на основании уравнения баланса теплоты, составленного на линии впуска от точки r до точки а (рисунок 1).

Величина Та в основном зависит от температуры рабочего тела Ток) на впуске, коэффициента остаточных газов γr, степени подогрева заряда ΔТ и в меньшей степени от температуры остаточных газов Тr. С учетом этих факторов величина Та определяется из уравнения

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (10)

Примерные расчетные значения температур Та рабочего тела в конце

впуска приведены в таблице 1.

3.1.7 Коэффициент наполнения ηv

Наиболее важной величиной, характеризующей процесс впуска, является коэффициент наполнения ηv, представляющий собой отношение действительного количества свежего заряда, к тому количеству свежего заряда, которое теоретически могло бы поместиться в рабочем объеме vh цилиндра при давлении и температуре окружающей среды, на которой поступает свежий заряд. Величина ηv позволяет оценивать степени совершенства наполнения цилиндров свежими зарядами (совершенства процесса впуска) рациональность и совершенства конструкции впускной системы.

Коэффициент наполнения определяют из уравнения:

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (11)

Практические значения коэффициента наполнения ηv для двигателей разных типов при работе их с полной нагрузкой приведены в таблице 1.

После определения параметров конца впуска, переходят к расчету процесса сжатия.

Процесс сжатия

В период процесса сжатия в цилиндре двигателя повышаются температура Тс и давление рабочего тела pс, что обеспечивает надежное воспламенение и эффективное сгорание топлива (рисунок 2).

Цель расчета процесса сжатия сводится к определению среднего показателя политропны сжатия n1, параметров конца сжатия (давление рс и температура Тс) и средней мольной теплоемкости рабочей смеси в конце сжатия Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (tс – температура рабочей смеси в конце сжатия, ºС).

Величина n1 устанавливается по опытным данным в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, степени сжатия, размеров цилиндра, материалов поршня и цилиндра, теплообмена и других факторов.

Пределы изменения параметров процесса сжатия (давление рс и температура Тс) и показателя n1 при номинальных режимах для четырехтактных двигателей приводятся в таблице 2.

Кроме того, для ориентировочного определения n1 можно применять эмпирическую формулу, предложенную В.А. Петровым.

Карбюраторные двигатели

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (12)

Дизели

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (13)

где n – частота вращения коленчатого вала номинальной мощности, мин-1.

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru

Рисунок 2 – Изменение давления в процессе сжатия

Давление рс, (МПа) и температура Тс, (К) в конце процесса сжатия определяются из уравнения политропны с постоянным показателем n1 считая, что процесс сжатия протекает в течение всего хода поршня от нижней до верхней мертвой точки.

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (14)

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (15)

где ε – степень сжатия двигателя.

При тепловом расчете двигателя обычно пользуются средними мольными теплоемкостями.

В двигателях сжимаемая рабочая смесь состоит из свежей смеси, поступившей в цилиндр за процесс впуска и остаточных продуктов сгорания (газов).

Средняя мольная теплоемкость рабочей смеси Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru , (кДж/кмоль·град)

(свежая смесь + остаточных газов) в конце сжатия определяется по уравнению

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (16)

В карбюраторных двигателях и дизелях средняя мольная теплоемкость свежей смеси (воздуха) Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru , ( Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru ) в конце сжатия принимается равной теплоемкости воздуха и может быть определена в интервале температур tо = 0…1500 ºС из выражения

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru (17)

где tс = Тс-273 ºС.

Средняя мольная теплоемкость остаточных газов в конце сжатия Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru , ( Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru ) может быть определена непосредственно по таблице 3 для бензина или по таблице 4 для дизельного топлива методом интерполяции.

Таблица 3

Средняя мольная теплоемкость остаточных газов в конце сжатия Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru для бензина (карбюраторного двигателя)

Температура tс (tr), ºС Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru , кДж/ (кмоль·град) при α
0,8 0,85 0,9 0,95 1,0
22,776 22,921 23,055 23,973 23,293
22,143 23,303 23,450 23,586 23,712
23,534 23,707 23,867 24,014 24,150
23,929 24,113 24,284 24,40 24,586
24,328 24,523 24,702 24,868 25,021
24,715 24,919 25,107 25,280 25,441
25,092 25,304 25,500 25,680 25,847

Таблица 4

Средняя мольная теплоемкость остаточных газов в конце сжатия Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru для дизельного топлива (дизеля)

Температура tс (tr), ºС Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru , кДж/ (кмоль·град) при Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru
1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0
22,858 22,745 22,647 22,560 22,415 22,3
23,249 23,128 23,022 22,93 22,774 22,648
23,662 23,533 23,421 23,322 23,157 23,023
24,073 23,937 23,819 23,716 23,54 23,401
24,484 24,342 24,218 24,109 23,927 23,780
24,879 24,731 24,602 24,488 24,298 24,144

Коэффициент избытка воздуха Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru в таблицах 3 и 4 принимается, с учетом задания в зависимости от типа двигателя, способа смесеобразования, типа камеры сгорания. (Выбор Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru смотри в следующем параграфе 3.3 – процесс сгорания).

После определения параметров конца сжатия переходим к расчету процесса сгорания.

Процесс сгорания

Процесс сгорания – основной процесс рабочего цикла двигателя, в течение которого теплота, выделяющаяся вследствие сгорания топлива, идет на повышение внутренней энергии рабочего тела и на совершение механической работы.

В термодинамических расчетах в целях упрощения принимают, что процесс сгорания в двигателях с принудительным зажиганием протекает при постоянном объеме v = соnst, т.е. по изохоре (прямая сс''z на рисунке 3), а в двигателях с воспламенением от сжатия по смешанному циклу – при v = соnst и р = соnst (прямая сс''z и z'z на рисунке 4).

Целью расчета процесса сгорания является определение давления рz и температуры Тz в конце видимого сгорания (точки z и zД), а для дизеля – и объема vz.

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru

Рисунок 3 – Изменение давления в процессе сжатия в карбюраторном двигателе с воспламенением от искры

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя - student2.ru

Рисунок 4 – Изменение давления в процессе сжатия с воспламенением в дизеле

Кривые с'f сс''zД схематически показывают действительное изменение давления в цилиндрах двигателей в процессе сгорания. В реальных двигателях процесс сгорания, точнее - догорание топлива, продолжается и за точкой zД на линии расширения.

Расчет процесса сгорания можно разделить на два этапа:

– термохимический расчет процесса сгорания;

– термодинамический расчет процесса сгорания.

Наши рекомендации