Шаг 9. Оценка экономической эффективности
В нашем конкретном случае экономическая оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие транспортного комплекса по методу приведенных затрат рассчитывается по формуле.
Эпр = Рплановые + Sвсех кап. влож + Sинвестиций *Ен→min
Следует также отметить, что эффективность инвестиционного проекта заключается в наименьших приведенных затратах, рассчитанных по вышенаписанной формуле.
,
где Тн — время или период вложения инвестиций (выберем его, например, равным пяти годам);
Отсюда коэффициент эффективности будет равен:
,
Определим эффективность ТК от инвестиций в:
— железнодорожный транспорт:
Эпр = 27,78 + 848 х 0,2 = 197,38 млн руб.;
— автотранспорт:
Эпр = 30,22 + 1168 х 0,2 = 263,82 млн руб.;
— воздушный транспорт:
Эпр = 17,31 + 4028 х 0,2 = 822,92 млн руб.
Мы выбрали в качестве эффективного направления инвестирования железнодорожный транспорт по минимальным приведенным затратам. А теперь рассчитаем общую эффективность данного проекта по формуле.
,
Ээф = (32,12 – 27,76)/128 = 0,0341.
Теперь сопоставим эту величину с коэффициентом эффективности:
Ен = 0,2, т. е. Ээф<Ен .
Отсюда видно, что данный инвестиционный проект нельзя назвать эффективным, хотя приведенные затраты минимальные, так как, если эффективность меньше коэффициента привидения, то инвестиционный проект в запланированный срок не окупится.
Для наглядности рассчитаем фактическое время окупаемости данного проекта:
,
Тфак = 128/(32,12 - 27,76) = 128/4,36 = 29,35 лет.
Вывод. Инвестиции в ТК по направлению железнодорожного транспорта обеспечивают наименьшие приведенные затраты по ТК в планируемом периоде, следовательно, это направление инвестиций наиболее эффективно из всех приведенных вариантов, что, в частности, подтверждается также другими показателями в вышеприведенных обобщающих таблицах.
Но есть одно но — это отсутствие эффективности данного проекта по фактической окупаемости, так как реальный срок окупаемости — 29 лет и 2 месяца. Следовательно, в данном случае либо стоит отказаться от инвестирования средств в данный проект и найти другие способы повышения эффективности логистической системы, либо если принять, что руководство комплекса скорее всего стремится не только получить максимальную прибыль за минимальный инвестиционный период (быструю окупаемость), но и преследует иные цели, как, например, увеличение грузооборота предприятия за счет вложения финансовых средств в развитие железнодорожного транспорта или снижение себестоимости продукции и т.п.
5.Логистика складирования
Складская логистика - раздел логистики, посвященный управлению размещением на хранение, хранением, пополнением и выдачей материальных ресурсов потребителям.
Складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Перемещение потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых и предназначены склады.
Задача №1
Условие:Три завода компании ООО «КУРМА» — A, B, C — вместе обслуживают 5 салонов, расположенных в Московской области. Заводы осуществляют среднюю партию поставки соответственно в размерах 274 т; 299 т; 209 т. Партии поставок при реализации клиентам соответственно равны: КА — 184 т; КВ — 134 т; КС — 194 т; KD — 174 ; КЕ — 144.
Необходимо определить месторасположение распределительного центра, который может обеспечить сбыт товаров среди потребителей, если известно, что тариф для поставщиков на перевозку продукции составляет 1 руб./т.км, а тарифы для клиентов на перевозку продукции равны: для КА — 0,5 руб./т.км; КВ — 0,6 руб./т.км; КС — 0,7 руб./т.км; К — 0,8 руб./т.км; КЕ — 0,9 руб./т.км.
Рассчитаем координаты центра тяжести грузовых потоков по оси Х:
Рассчитаем координаты центра тяжести грузовых потоков по оси Y:
Таким образом, оптимальное месторасположение склада находится в точке (42,39км;51,86км).
Задача №2
Компания ООО «ВИМ» является крупной компанией, которая занимается продажей автомобилей и аксессуаров. В связи с выходом на новые рынки и увеличением объема продаж компания планирует приобрести склад в Москве. Рассчитайте площади складских зон, принимая во внимание, что зона хранения будет поделена на два участка: участок А — стеллажное хранение товаров, участок В — штабельное хранение товаров.
Показатели | Ед. измерения |
Среднедневное поступление товара на склад | 767 м3 |
Коэффициент загрузки на 1 м2 | 2,2 |
Коэффициент неравномерности поступления товаров на склад | 1,36 |
Количество дней нахождения товаров в зоне приемки | 1 день |
Годовой объем отгрузки продукции | 654 м3 |
Коэффициент неравномерности отгрузки продукции со склада | 1,78 |
Количество дней нахождения товара в зоне комплектации | 1 день |
Ширина стеллажа | 1,2 м |
Глубина стеллажа | 2,1 м |
Количество стеллажей | 914 шт |
Ширина погрузчика | 1,59 м |
Ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда | 20 см |
Длина штабеля | 13 м |
Ширина штабеля | 5,2 м |
Количество штабелей | 36 шт |
Ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и штабелями по обе стороны проезда | 20 см |
Площадь офисных помещений | 1024 м2 |
1. Рассчитаем площадь зоны разгрузки и приемки.
м2
2. Рассчитаем полезную площадь.
Sпол = SстNст + SштNшт
Sстел = 1,2 * 2,1 * 914 = 2303 м2;
Sшт= 13 * 5,2 * 36 = 2434 м2;
Sпол = 2303 + 2434 = 4737 м2.
3. Рассчитаем вспомогательную площадь по следующей формуле:
Sвсп = Sвспст + Sвспшт
Aст = 2 × 1,59 + 3 × 0,2 = 3,78 м.
м2
Sвспшт = 13 × 3,78 × (36 – 1) = 860 м2.
Тогда Sвсп=2073 + 860 = 2933 м2
м2
Таким образом, общая площадь склада будет равна:
Sобщ = 4737+2073+2933+529,15+1024= 11296,15 м2.