Оценка экономической эффективности
Экономическая эффективность может определяться на уровне предприятия, отрасли, народного хозяйства учитывающая затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиций в проект, показатели которой выходят за пределы финансовых интересов его участников и допускают их денежную оценку. Показатели экономической эффективности на уровне предприятия позволяют учитывать производственные результаты – выручку от реальной продукции (работ) за вычетом той ее части, которая израсходована на собственные нужду, прибыль (доход) или снижение текущих издержек производства (себестоимость) и социальные, относящихся к работникам предприятий и членам их семей. В них учитываются только инвестиции и текущие затраты предприятия, не допуская их повторного счета.
Оценка экономической эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие логистической системы может осуществляться с помощью системы показателей и различных критериев, имеющих одну важную особенность – используемые при их определении расходы и доходы рассредоточены во времени, а поэтому приходится приводить их к одному (базовому) моменту и причина в том – неодинаковая ценность денежных средств во времени, т.е. денежная единица, вложенная в инвестиции, не тождественна денежной единице через год – два, и т.д. Поэтому на практике инвестиционного проектирования и в ряде других случаев используют метод уравнивания текущих расходов и доходов по проекту с изменениями, вызванными указанными причинами.
В нашем случае экономическая оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие транспортного комплекса по методу приведенных затрат рассчитывается по следующей формуле:
, млн. тенге (2.15)
где - приведенные затраты;
- коэффициент эффективности.
Эффективность инвестиционного проекта заключается в наименьших приведенных затратах, рассчитанных по формуле:
(2.16)
где - время или период вложения инвестиций, равные пяти годам
Расчет произвести по видам транспорта, все изменения основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений по каждому транспорту по всему ТК мы произвели, теперь все для наглядности перенесем в табличную форму.
Таблица 2
Показатели работы различных видов транспорта
№ п/п | Показатели работы | Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт | Воздушный транспорт | |||
Грузооборот, млн. т-км | |||||||
Доходы, млн. тенге | |||||||
Расходы, млн. тенге | |||||||
Фондоотдача | |||||||
Рентабельность | |||||||
Прибыль, млн. тенге | |||||||
Производительность труда, тенге/чел | |||||||
Производительность труда, млн т-км/чел | |||||||
Численность работников, чел | |||||||
Себестоимость, тенге/т-км | |||||||
Коэффициент роста, % |
Из полученных показателей по видам транспорта определяем самый наименьший по приведенным затратам и заносим в таблице 3. В качестве эффективного направления по выбранному виду транспорта необходимо рассчитать общую эффективность данного всего проекта по следующей формуле:
(2.17)
где П – прирост прибыли (до и после инвестирования) см. таблицу 2;
К – капитальные вложения, вызванные приростом прибыли.
после следует сопоставить общую эффективность с коэффициентом эффективности , сделать вывод можно ли использовать данный проект с полученными минимальными затратами и определить время окупаемости проекта.
(2.18)
Таблица 3
Показатели работы всего ТК в базовом периоде и после производственных инвестиций в различные направления транспорта
№ п/п | Показатели работы | ТК | ТКпл в ….. транспорте | ТКпл в ….. транспорте | ТКпл в ….. транспорте | |||
Грузооборот, млн. т-км | ||||||||
Доходы, млн. тенге | ||||||||
Расходы, млн. тенге | ||||||||
Фондоотдача | ||||||||
Рентабельность | ||||||||
Прибыль, млн. тенге | ||||||||
Производительность труда, тенге/чел | ||||||||
Производительность труда, млн т-км/чел | ||||||||
Численность работников, чел | ||||||||
Себестоимость, тенге/т-км | ||||||||
Коэффициент роста, % |
Вывод:представить по всем полученным расчетам.