Регулирование платежного баланса.
Платежный баланс - балансовый счет международных операций — это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических и международных связей страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов.
Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами:
платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерно активном сальдо у других. Нестабильность баланса оказывает влияние на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттон-Вудскую систему в середине 70-х годов;
после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий;
в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;
возрастание доли национального дохода (до 40-50%), перераспределяемого через государственный бюджет;
непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;
регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.
Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономичсского положения и состояния международных расчетов страны.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
расширение государственных расходов на научно-исследо-вательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов, осуществляемых иностранными рабочими;
регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии но инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью финансовые, кредитные, валютные и другие методы, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.
Регулирование платежного баланса
Потоки финансовых ресурсов, отражающиеся в платежном балансе, никогда не балансируются полностью: импорт товаров и услуг и отток финансовых ресурсов никогда не бывают в точности равны экспорту товаров и услуг и притоку финансовых ресурсов. Возникающее при этом сальдо платежного баланса может быть положительное или отрицательное. И профицит, если он длительный, и дефицит платежного баланса, если он не носит случайного характера, отрицательно влияют на валютный курс и экономику в целом. Поэтому государство стремится обеспечить равновесие платежного баланса с помощью специальных мер денежно-кредитной политики. Однако если дефицит платежного баланса является следствием внутреннею неравновесия, необходимы структурные изменения в экономике и изменение экономической политики страны.
Структура платежного баланса, соотношение разделов и статей прямо зависят от структуры внутренней экономики страны, уровня ее развития. Существует множество ситуаций, когда для финансирования дефицита счета текущих операций нереально постоянно использовать частные и официальные ресурсы. Следовательно, для достижения устойчивой внешней платежеспособности страны (состояния, при котором дефицит товаров и услуг может финансироваться частными и официальными трансфертами, притоком частного капитала и резервными активами) важно рассчитать возможные регулирующие меры. К таким мерам относятся изменения валютного курса, налоговые меры и денежно-кредитная политика. Представим равенство (6.8) в следующем виде:
S — I = CAB = ТВ + SIB + TRANB = NKA + RT (6.9)
ТВ — торговый баланс;
SIB — баланс услуг и дохода;
TRANB — баланс текущих трансфертов.
Масштабы необходимого регулирования платежного баланса в определенной степени зависят от структуры баланса по текущим операциям. Например, страна имеет устойчивый торговый дефицит, который частично финансируется займами из частных и официальных источников. В такой ситуации наиболее вероятен и дефицит по балансу услуг и дохода, в котором отражается обслуживание этого долга. Часть дефицита, возникающего по торговым операциям, услугам и перечислению доходов, может быть покрыта положительным сальдо по счету текущих трансфертов, на котором учитываются частные и официальные переводы средств. Если предполагается, что такие поступающие переводы носят устойчивый характер и могут с уверенностью покрыть часть или весь дефицит других составляющих счета текущих операций, степень необходимого регулирования платежного баланса может быть существенно меньшей.
Однако даже при незначительном вмешательстве необходимо иметь полную информацию относительно тою, что внешний долг должен быть оплачен в будущем. Таким образом, график погашения задолженности страны является важным фактором суждения относительно устойчивости состояния платежного баланса. Если в ближайшем будущем предстоят крупные выплаты в погашение долга, а ожидаемого притока финансовых средств недостаточно для покрытия обязательств, чтобы избежать кризиса платежного баланса, потребуется принять превентивные регулирующие меры.
Если дефицит счета текущих операций не является устойчивым, одной из регулирующих мер может быть понижение обменного курса национальной валюты. Такое обесценение может быть необходимым для компенсации роста внутренних цен относительно внешних, что удорожает экспорт и поощряет импорт, ухудшая торговый баланс. В той степени, в какой обесценение национальной валюты повышает цены торгуемых товаров (т.е. экспорта и импорта) по сравнению с неторгуемыми товарами и услугами, обесценение будет создавать благоприятные условия для замены импортных товаров внутренним производством и стимулировать внешний спрос на внутреннюю продукцию. Однако улучшение конкурентоспособности страны, вызванное изменением валютного курса, будет полностью или частично размыто, поскольку обесценение будет сопровождаться ростом внутренних цен в ответ на рост цен импортных товаров и услуг, рост экспорта и производства внутренних заменителей импорта. Такое развитие ситуации подчеркивает важность того, что регулирование валютного курса необходимо дополнить рестриктивной денежно-кредитной и налоговой политикой, чтобы усилить сдвиг в относительных ценах.
Необходимость таких действий можно увидеть из равенства (6.9), показывающего, что любое улучшение состояния текущего счета должно быть уравнено соответствующим позитивным изменением в разности внутренних сбережений и инвестиций. Снижение валютного курса само по себе может вызвать такое изменение в желаемом направлении. В частности, если денежно-кредитная политика не изменяется, вызванный обесценением рост спроса увеличит спрос на деньги. При неизменном денежном предложении повышение спроса на деньги приведет к повышению номинальной и реальной внутренней процентной ставки. В результате чувствительные к процентной ставке расходы будут подавлены, и это будет позитивный импульс к внутренним сбережениям. Однако только такого воздействия на разрыв между сбережениями и инвестициями недостаточно для достижения желаемого улучшения текущего счета, особенно в условиях полной занятости. Следовательно, регулирование валютного курса будет необходимо дополнить мерами по сокращению уровня внутренних расходов через ужесточение денежно-кредитной и налоговой политики с тем, чтобы высвободить ресурсы для расширения экспортных и импортозамещающих производств.
Дефицит налоговых поступлений является одной из возможных причин внешнего неравновесия. Изменения в государственных расходах и налогообложении можно использовать для достижения необходимого сокращения разрыва между сбережениями и инвестициями в той части, в какой снижение валютного курса не вызвало достаточной реакции со стороны общих внутренних сбережений и инвестиций. Однако здесь важно, чтобы фискальные меры достигли нужных результатов и не усугубили проблем регулирования. Например, урезание инвестиций в инфраструктуру может оказать на платежный баланс положительное краткосрочное влияние. Однако в долгосрочном плане, особенно если расходы сокращаются в таких сферах, как транспортировка, такое сокращение будет иметь обратный результат, ухудшая поставки в страну и энергообеспечение. Более того, увеличение налоговых ставок может иметь нежелательный побочный эффект в виде сокращения частных сбережений и снижения намерений вообще инвестировать в данной стране. Таких нежелательных последствий можно избежать, если сокращать или отменять субсидии неэффективным государственным и частным предприятиям.
Важную роль в регулировании платежного баланса играет денежно-кредитная политика. Имеющийся внешний дисбаланс может отражать превышение внутренних инвестиций над сбережениями (или, что то же самое, превышение внутренних расходов над доходом), что может быть следствием чрезмерно экспансионистской денежно-кредитной политики. Прежде всего это важно для корректировки самой денежно-кредитной политики, с тем чтобы реальные процентные ставки были положительными и стимулировали рост сбережений, а внутренние экономические условия были достаточно стабильными для поощрения инвестиций. С точки зрения совокупного спроса и предложения из равенства (6.4) можно увидеть, что денежно-кредитная политика должна давать уверенность в том, что уровень внутренних расходов согласуется с производительностью экономики. Таким образом, с позиции платежного баланса денежно-кредитная и фискальная политика должна ограничивать внутренние расходы до уровня, обеспеченного внутренними ресурсами и возможностями реального внешнего финансирования.
Один из важных аспектов денежно-кредитной политики в отношении регулирования платежного баланса заключается в связи между операциями с резервными активами и внутренними монетарными условиями. Сокращение резервных активов может быть связано с отрицательным сальдо счета текущих операций и/или с чистым оттоком финансовых ресурсов, вызванным экспансионистской денежно-кредитной политикой. Сокращение резервных активов может привести к сокращению денежной базы, а следовательно, к ужесточению денежно-кредитной политики. Более рест-риктивная денежно-кредитная политика направлена на корректировку дисбаланса платежей путем повышения процентной ставки, которое подавляет внутренний спрос и делает внутренние активы более привлекательными для инвесторов. Однако этот встроенный регулирующий механизм может не дать необходимою результата, если денежные власти компенсируют сокращение резервных активов ростом внутреннего компонента денежной базы (например, через выкуп у банковской системы ценных бумаг на открытом рынке). Такое компенсаторное действие, направленное на предотвращение роста внутренней процентной ставки, способствует сохранению дефицита платежного баланса.
Положительное сальдо счета текущих операций отражает рост чистых требований частного или государственного сектора к нерезидентам (NKA) и/или увеличение официальных резервных активов (RT). Изменение чистой позиции по иностранным активам может происходить за счет сокращения обязательств перед нерезидентами в большей степени, чем рост совокупных требований. Если до того страна имела значительный рост обязательств и тяжелое бремя обслуживания долга, то такое сокращение может быть желаемым направлением развития: положительное сальдо текущего счета будет первым шагом к стабилизации платежного баланса.
Если рассматривать мировую экономику в целом, то совокупный платежный баланс всех стран равен нулю. Однако сумма зарегистрированных балансовых позиций всех стран нулю не равна. Это связано с проблемами учета операций платежного баланса в странах.
Когда экономика не имеет дефицита счета текущих операций и ее частные требования к остальному миру растут, это свидетельствует о превышении совокупных внутренних сбережений над внутренними инвестициями. Если бюджетные расходы превышают поступление налогов (бюджетный дефицит), сбережения частного сектора превышают инвестиции. Размещение части внутренних сбережений в иностранные активы отражает, по-видимому, тот факт, что доходность этих активов для инвесторов более привлекательна, чем инвестиционные возможности внутренней экономики. Запасы ресурсов за пределами страны в форме увеличившихся чистых требований к нерезидентам будут в значительной части результатом эффективного размещения сбережений внутренней экономики до тех пор.пока увеличение чистых требований отражает действие рыночных сил.
Положительное сальдо счета текущих операций и финансового счета может быть следствием того, что политика правительства искажает решения в отношении сбережений и инвестиций и, следовательно, сдвигает платежную позицию в сторону положительного сальдо. Такие искажения могут принимать разные формы. Например, меры, прямо нацеленные на корректировку текущего счета: ограничивающие импорт тарифы и квоты; ограничения на платежи за границу; экспортные субсидии; создающие преференции внутренним производителям государственные закупки. Далее, политика интервенций на валютном рынке может быть сознательно направлена на поддержание заниженного курса национальной валюты, что также способствует росту положительного сальдо текущего счета. Наконец, могут приниматься меры, ограничивающие приобретение нерезидентами внутренних активов — ограничения, направленные на сдвиг счета финансовых операций к чистому оттоку, а следовательно, увеличивающие положительное сальдо текущего счета.
В любом случае, если устойчивое положительное сальдо текущего счета возникает в результате искажающих действий, соответствующие меры денежно-кредитной политики уменьшают и постепенно ликвидируют эти искажения. Если после принятых мер устойчивое положительное сальдо отсутствует, а рост чистых требований к остальному миру продолжается, это указывает на склонности к сбережениям и инвестициям в экономике. Если в этом случае положительное сальдо становится проблемой, необходимо определить, являются ли частные и государственные сбережения чрезмерно высокими (вариант Японии) или внутренние инвестиции чрезмерно низкими (вариант России). Сделать такое заключение значительно труднее, чем выявить искажения, связанные с международными операциями.
Положительное сальдо текущего счета, полностью отражающее действие рыночных сил, может привести страну к экономическим проблемам. Например, в стране возникает «голландская болезнь», когда обнаруживаются природные ресурсы или существенно улучшаются условия торговли в сырьевом секторе. Поступления от экспорта сырья увеличивают положительное сальдо текущего счета и повышают курс национальной валюты. Такое развитие подавляет другие секторы экономики и снижает внешнюю конкурентоспособность — как экспорта и отраслей, так и страны в целом. Если открытые ресурсы быстро истощаются, а доходы от улучшения условий торговли носят временный характер, подходящими являются защитные меры других секторов. Одна из таких мер — интервенции на валютном рынке с целью не допустить чрезмерного роста курса национальной валюты. Накопление резервных активов направлено на ограждение реальной экономики от краткосрочных колебаний валютного рынка.
Когда никакие действия правительственной политики не направлены на увеличение положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета, трудно определить, инвестирует ли данная страна свои сбережения за рубежом чрезмерно. Однако значительно проще сделать выводы в отношении резервных активов.
В большей степени, чем рост принадлежащих частному сектору чистых иностранных активов, положительное сальдо текущею счета может выражаться в накоплении резервных активов. Это накопление представляет специфические действия денежных властей в форме интервенций на валютном рынке. Интервенции, заключающиеся в продаже внутренней валюты за иностранную, могут поддерживать валютный курс на желаемом уровне уверенней, чем другие способы. Накопление резервных активов ограничивает степень удорожания национальной валюты и препятствует действию самокорректирующею механизма, сокращающего положительное сальдо текущего счета.
Возникает вопрос о необходимых и достаточных объемах валютных резервов, накапливаемых денежными властями. Накопление таких активов является чрезмерным, если они превышают потребности финансирования краткосрочного дефицита платежного баланса. В такой ситуации ресурсы страны целесообразнее инвестировать в формирование внутреннего капитала. Если частный и государственный секторы не наращивают внутренний капитал, остановка накопления резервных активов может привести к росту внутреннего потребления и/или к росту чистых иностранных инвестиций резидентов.
Страны, являющиеся крупными экспортерами невозобновляемых ресурсов (например, нефть), могут иметь ограниченные возможности для внутренних инвестиций. В этом случае накопление иностранных активов может рассматриваться не только для целей финансирования платежного баланса, но в большей степени для диверсификации внутренней экономики и запасов.
Длительное положительное сальдо счета текущих операций в принципе большой проблемой для страны не является: значительно большая проблема — устойчивое отрицательное сальдо, особенно сопровождающееся утратой резервных активов.
Первый шаг в корректировке дефицита платежного баланса — изменение валютного курса. В случае существенной несбалансированности счета текущих операций, когда притока средств явно недостаточно для оплаты импорта, правительство для стимулирования экспорта и сокращения импорта, привлечения дополнительных внешних кредитов использует девальвацию (снижение курса национальной валюты). При фиксированном валютном курсе правительство понижает официальный обменный курс национальной валюты. В случае плавающего курса денежные власти выступают основным покупателем иностранной валюты на внутреннем рынке, вызывая тем самым повышение спроса на иностранную валюту и падение курса национальной валюты.
Если корректировка валютного курса не приносит желаемого результата, используются резервные активы. Резервные активы — это высоколиквидные международные активы страны, находящиеся под контролем се денежных властей или правительства, которые в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты.
В платежный баланс включают только реально существующие активы. Например, кредитная линия между национальным центральным банком и центральным банком страны-контрагента в резервные активы не включается, а отданные нерезидентам под залог национальные активы — включаются. Основной критерий отнесения актива в категорию резервных — возможность правительства или центрального банка осуществлять реальный и прямой контроль над ним.
Резервные активы обычно инвестируются в высоколиквидные и максимально надежные денежные инструменты на мировом финансовом рынке — казначейские векселя, акции крупных компаний, размешаются на депозиты в иностранных банках.
В целом резервные активы (в платежном балансе «под чертой» — их изменение) представляют собой сумму следующих активов:
1. монетарное золото — золото пробы не ниже 995/1000 в хранилищах центрального банка или правительства, которое в любой момент можно продать за иностранную валюту на мировом рынке золота или международным организациям. Немонетарное золото может находиться в распоряжении любого резидента и резервным активом не считается;
2. специальные права заимствования (СДР) — эмитируемый Международным валютным фондом искусственный резервный актив, который можно использовать для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей. Страны могут приобретать СДР друг у друга, использовать их как плату.
Но СДР составляют не более 3% резервных активов мировой экономики и в практических целях большого значения не имеют;
3. резервная позиция страны в МВФ рассчитывается как сумма резервной доли (транши) страны в Международном валютном фонде и долга Фонда этой стране. Резервная доля составляет 25% квоты страны в капитале МВФ и может быть получена страной без каких-либо условий. Покупка иностранной валюты за национальную в пределах резервного транша (что не считается кредитом МВФ) и получение кредита Фонда приводят к увеличению резервных активов покупающей страны;
4. валютные активы — наиболее значимая часть международных активов. Они включают в себя требования к нерезидентам в форме:
иностранной валюты;
банковских депозитов;
правительственных ценных бумаг;
финансовых дериватов;
акций частных предприятий;
требований, возникающих в результате соглашений между национальными и иностранными центральными банками, правительственными органами;
5. прочие требования — все остальные требования в иностранной валюте (наличная валюта или депозиты) или в ценных бумагах, которые могут быть включены в определение международных активов центрального банка.
Во многих странах, и достаточно часто, складываются ситуации, когда предстоящие платежи по поставкам товаров и услуг и по прошлой задолженности оказываются больше текущего притока капитала и имеющихся резервных активов. Это означает, что страна не в состоянии платить по своим внешним обязательствам.
Возникающий кризис называется кризисом платежного баланса. Аналитически он отражается как отрицательное сальдо платежного баланса в целом, которое не может быть перекрыто в текущем году за счет сокращения запасов резервных активов: либо резервных активов просто недостаточно, либо их невозможно использовать на эти цели законодательно. В такой ситуации страны могут прибегать к исключительному финансированию (exeptionalfinancing).
Исключительное финансирование — это операции, проводимые страной в условиях кризиса платежного баланса по согласованию и при поддержке се зарубежных партнеров в целях снижения отрицательного сальдо платежного баланса до уровня, который может быть перекрыт традиционными средствами. Меры исключительного финансирования направлены на восстановление платежеспособности страны и стабилизации курса ее валюты. Операции в рамках исключительного финансирования могут осуществляться по любым статьям платежного баланса и в отдельную группу не выделяются.
К числу наиболее существенных операций в рамках исключительного финансирования относятся:
аннулирование долга (debtforgiveness) — добровольный отказ кредитора от всей суммы долга или ее части, зафиксированный в соответствующем межгосударственном двустороннем соглашении. В платежном балансе аннулирование долга отражается как капитальный трансферт по счету движения капитала (финансовому счету);
переоформление задолженности (debtresheduling) — изменение условий действующего договора или заключение нового соглашения с изменением первоначальных сроков и условий платежей;
обмен задолженности на акции (debt/equityswap) — обмен просроченных долгов на акции компаний страны-должника. Такой обмен производится обычно по заниженным ценам. Поскольку обмен задолженности производится между двумя государствами, к такому обмену могут предлагаться только пакеты акций государственных предприятий или доли государства в приватизированных (бывших государственных) компаниях;
заимствования для урегулирования платежного баланса (creditsforbalanceofpaymentneeds) — займы, получаемые денежными властями от других стран для финансирования платежного баланса в исключительных случаях. К этой группе относятся и кредиты Международного валютного фонда. Все эти займы отражаются «под чертой»;
привлечение средств из-за рубежа другими секторами экономики (кроме правительства и центрального банка). Такое привлечение поощряется государством путем субсидирования процентных ставок или регулирования валютного курса;
просрочка платежей по долгам (arrears). Это крайняя мера, способ, при котором страна, с согласия или без согласия кредиторов, просто не платит по внешним обязательствам. Подобные действия правительства подрывают доверие к стране и ее резидентам и имеют чрезвычайно тяжелые последствия для се экономики.
Платежный баланс Российской Федерации на протяжении 1991 — 1996 гг. всегда сводился с дефицитом, который покрывался внешними займами. Однако в 1997-1998 гг. состояние платежного баланса России резко ухудшилось, что было вызвано ухудшением мировой конъюнктуры сырьевых рынков, прежде всего нефти и нефтепродуктов, значительно сократившим приток валюты в страну, а также азиатским валютным кризисом. На состояние баланса оказало негативное влияние и изменение инвесторами оценок инвестиционных рисков российской экономики. Это привело к увеличению процентных выплат нерезидентам, росту спроса на иностранную валюту и ее отток из России. Кроме того, произошел отток иностранных портфельных инвестиций, которые в 1998 г. перестали быть фактором балансирования текущею платежного баланса.
Во II и III кварталах 1997 г. и в первом полугодии 1998 г. сальдо по счету текущих операций платежного баланса было отрицательным. В целом по итогам 1998 г. дефицит по счету текущих операций составил около 0,8 млрд долл. Это вызвало сокращение золотовалютных резервов Банка России. При этом сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами оставалось положительным, что определялось масштабным получением кредитов. Однако приток кредитов в условиях невозможности обслуживания внешнего долга окончательно подорвал доверие инвесторов к Российской Федерации, и процесс развития кризиса стал необратимым.
Рост цен на энергоносители в 1999-2001 гг. наряду со значительным палением курса национальной валюты способствовал выходу экономики России из кризиса, быстрому росту валютных резервов и решению проблем платежного баланса. Уже через несколько лет проблемой Российской Федерации стал не дефицит, а положительное сальдо платежного баланса. Возрастающие поступления экспортной выручки (преимущественно в долларах) национальная экономика была не в состоянии использовать. Постоянный профицит платежного баланса позволил накопить огромные официальные валютные резервы, однако и вызвал значительный рост денежной массы, так как основным покупателем экспортной выручки был Банк России. В ответ на избыток иностранной валюты началось укрепление реального и номинального курса рубля.