Регулирование платежного баланса

Под государственным регулированием платежного баланса понимают широкий набор мероприятий (денежно-кредитных, валютно-финансовых, фискальных, административно – командных и т.д.), целенаправленно воздействующих на основные статьи платежного баланса, с тем чтобы регулировать его сальдо.

Причины, объясняющие необходимость регулирования платежного баланса.

А) Состояние платежного баланса предопределяет положение страны на мировом рынке, являясь одним из главнейших оценочных показателей(наряду с темпами роста ВВП и инфляции, уровнем безработицы и т.д.) определяющих международный рейтинг страны.

Б) Платежный баланс складывается в результате проведения широкого круга операций, заключаемых в режиме «реального времени» , в результате возникает много входящих и исходящих товарно-денежных потоков, которые необходимо уравновешивать.

В) экономическая система страны может быть легко дестабилизирована, при этом рыночные законы действуют не всегда эффективно, в результате обеспечит стабильное сальдо платежного баланса может регулирующее воздействие государства.

Г) Государство – единственный участник товарно-денежных отношений, обладающих возможностью воздействовать на платежный баланс.

Два основных счета платежного баланса взаимно компенсируют друг друга и должны образовывать тождество.

Бто + Бк=0 (1)

Где Бто - баланс текущих операций

Бк - баланс движения капитала

Это уравнение базисного баланса. При составлении реального платежного баланса тождества добиться не удается вследствие пропусков и ошибок. Поэтому надо добавить в уравнение статистическую погрешность έ и получим развернутое тождество платежного баланса:

Бто + Бк + έ =0 (2)

Отдельным слагаемым выделяем изменение официальных резервов ΔΡ, исключив их из Бк:

Бто + (Бк – ΔΡ) + έ+ ΔΡ =0 (3)

Или

Бто + (Бк – ΔΡ) + έ = -ΔΡ (4)

Это и есть итоговое тождество платежного баланса. Если статистическая погрешность έ=0 и официальные резервы не изменились ΔΡ =0, тождество (4) превращается в уравнение базисного баланса (1).

Дефицит платежного баланса и способы его финансирования.

1. Дефицит по счету текущих операций может возмещаться увеличением притока капитала через создание выгодных условий для прямых иностранных инвестиций в строительство и приобретение акций отечественных предприятий, стимулирование портфельных инвестиций в государственные ценные бумаги или другие активы, продажи зарубежных активов резидентов (например, иностранной валюты, земельной собственности в других странах). Однако далеко не всегда чистый приток капитала может автоматически компенсировать дефицит платежного баланса по счету текущих операций.

2. Уменьшение официальных резервов. Если государство стремится к стабильному валютному курсу, то для восстановления платежного баланса придется использовать государственные резервы иностранной валюты, золота и драгоценных камней.

Использование валютных резервов для урегулирования платежного баланса также имеет свои пределы. Если дефицит платежного баланса сохраняется в течение длительного времени, то резервы закончатся и придется перейти к мене привлекательным мерам для возвращения к макроэкономическому равновесию: кредиту, таможенной политике, валютному контролю.

3. Использование иностранных займов. Если резервов недостаточно, страна может получить больше благ, чем производит, за счет международного кредита: иностранных займов у государств, международных организаций (например – МВФ), или в частном секторе, через размещение евробондов.

Перспектива зависит от того, как используются внешние займы. Если привлеченные средства инвестируются в реальный сектор экономики, то увеличивается выпуск продукции, часть из которой будет экспортироваться или заменит импортную. Так или иначе, это приведет к выравниванию платежного баланса. Другое дело, если внешние займы не инвестируются, а идут на финансирование потребительских расходов, выплату заработной платы в государственном секторе, пенсий и т.д. (как в России начала 90-х). Тогда заемные средства не образуют источника своего возврата. Внешние источники финансирования рано или поздно исчерпываются, особенно при наличии сомнений в платежеспособности страны.

4. Применение системы мер по прямому контролю над торговыми и финансовыми потоками, а именно: сдерживание импорта введением пошлин и квот (сокращается спрос на иностранную валюту) и поощрение экспорта через его субсидирование из госбюджета.

Нельзя недооценивать, что другие страны введут аналогичные меры против нас: тарифы и пошлины против нашего поощрения экспорта, а резиденты станут оставлять валюту за рубежом. В результате объем внешней торговли уменьшится, а ее структура будет деформирована по сравнению с ситуацией свободной торговли.

5. Валютное регулирование. Государство не должно допускать искусственного роста иностранных валют.

6. Использование механизма процентных ставок, в частности, увеличение процентных ставок с целью привлечения иностранной валюты в форме вкладов под высокие проценты. Но необходимо иметь в виду, что повышение ставок вступает в противоречие с потребностями роста инвестиций в реальном секторе национального потребления.

Неурегулированные проблемы дефицита платежного баланса ведут к изменениям обменного курса валюты.

Вопросы:

1. Что такое платежный баланс?

2. Что включает в себя счет текущих операций?

3. Что включает в себя счет операций с капиталом и финансовыми инструментами?

4. Почему нужно регулировать платежный баланс?

5. Как регулируют платежный баланс?

Наши рекомендации