Платёжный баланс: сущность, структура. Сальдо платёжного баланса. Государственное регулирование платёжного баланса

Платежный баланс - это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год). Платежный баланс представляет собой отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период (обычно квартал и год). В свою очередь, резидент - это экономический агент, имеющий постоянное местопребывание в стране.

Платежный баланс показывает движение всех платежей, осуществленных или принятых страной. Разница между величиной этих платежей - это сальдо платежного баланса. Сальдо платежного баланса может быть положительным и отрицательным, что очень сильно сказывается на внешнеэкономическом положении страны.Платежный баланс фактически состоит из трех разделов - счета текущих операций, счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, пропусков и ошибок. Счет текущих операций (текущий платежный баланс) охватывает движение товаров, услуг, знаний, а также доходы от движения капитала и рабочей силы и так называемые текущие трансферты, которые рассматриваются как перераспределение доходов. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами охватывает движение финансового капитала, и его сальдо должно быть равно по абсолютной величине и противоположно по знаку сальдо по текущим операциям

Государство регулирует платежный баланс тремя основными методами.

1. Прямой контроль над импортом капитала.

Используются различного рода ограничения и ужесточающие меры в области таможенной политики, перевода за границу доходов по иностранным инвестициям и т.д. Подобного рода меры могут дать кратковременный эффект, но в долгосрочном плане они отрицательно скажутся на конкурентоспособности отечественных предприятий, а также отпугнут иностранных инвесторов.

2. Дефляция. Это политика ограничения спроса, направленная на замедление роста цен или на их снижение. Она является эффективным способом борьбы с инфляцией и ее последствиями. Сжатие денежной массы в экономике достигается путем:

а) изъятия денег через уничтожение купюр, выведенных из оборота, и обмена их на новые, но в меньшем количестве; блокирования банковских депозитов;

б) проведения денежно-кредитной политики, направленной на уменьшение кредитных ресурсов коммерческих банков. Для этого используется увеличение учетной ставки, выпуск государственных займов и т.д.;

в) реализации бюджетно-налоговой политики, ориентированной на превышение государственных доходов над расходами. Происходит налоговое изъятие средств из потребления и инвестиций. Последствия дефляции противоречивы. С одной стороны, она сопровождается повышением реальной процентной ставки, что вызывает приток иностранного капитала; с другой – повышает валютный курс и стимулирует импорт, ослабляя экспортные возможности.

3. Регулирование валютного курса. Понижение валютного курса при прочих равных условиях стимулирует экспорт и сокращает импорт

14. Особенности ценообразования на мировом рынке. Мировые цены и факторы их формирования.

На мировом рынке процесс ценообразования имеет особенности.

Взаимодействие спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо сильнее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае большого спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок поступит товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. Даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.

При работе с ценами мирового рынка следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. В зависимости от рыночной конъюнктуры возникают «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах.

Цена, в том числе в международной торговле, – это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий – ценообразующих факторов. По характеру, уровню и сфере действия они делятся на пять групп.

1. Общеэкономические факторы действуют независимо от вида продукции и конкретных условий производства и реализации. К ним относятся:

экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

2. Конкретно экономические факторы определяются особенностями данного товара, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки;

прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на данный товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

3. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность;

гарантии и условия сервиса.

4. Специальные факторы связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов, к которым относятся: государственное регулирование;

валютный курс.

5. Внеэкономические факторы: политические; военные.


Наши рекомендации