Россиия в международных валютно-финансовых организациях

До начала 90-х годов Россия не являлась членом Меж­дународного валютного фонда и Международного банка ре­конструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для полу­чения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положи­тельным сигналом для других инвесторов. Достижение со­глашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, боль­шая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Па­рижским и Лондонским клубами.

Весьма важно и то, что, являясь членом международ­ных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым со­обществом.

Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выпол­нение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.

В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кре­дит стенд-бай на сумму 4313,1 млн СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежек­вартально, как это обычно принято. Однако отношения Рос­сии с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского прави­тельства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.

Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о вы­делении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-милли­ардного долларового кредита на сумму 330 млн долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российс­ким правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компро­миссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуа­ция практически повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долларов. Это решение было принято Фондом пос­ле визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник фи­нансовых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд. дол. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. дол. Толь­ко Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских пред­приятий, приобретая часть их акций.

Сотрудничество России с Европейским банком реконст­рукции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн. долларов, стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется в предприятия, выпускающие потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, ору­жия, а также в игорные дома и ряд других сфер.

Одним из направлений деятельности ЕБРР в России яв­ляется приоберетение им акций российских банков, в том числе региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. ЕБРР сделал вложения (35 млн. дол.) в Токо­банк, а также приобрел пакет акций в Российском банке проектного финансирования. Кредитные линии открыты не­скольким российским банкам, в том числе Московскому меж­дународному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство БББР с Кузбассоцбанком в сфере кредитования малого биз­неса, начавшееся еще в 1994г., оказалось достаточно успеш­ным.

Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство РФ реали­зует за счет займов от МБРР (200 млн. дол.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих росийских банков, расшириться и улучшиться на­бор предоставляемых ими услуг. Как предполагается, за ко­роткий срок (уже к 1998г.) банки, участвующие в проекте, смогут достичь международных стандартов банковской дея­тельности.

В дальнейшем российские банки-участники проекта смо­гут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность /6/

В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от кото­рого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судо­строительных компаний.

Россия, переживающая в конце XX века нелегкий пери­од утверждения рыночных начал в экономике, может ис­пользовать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.

Резюме

Международные валютно-финансовые и банковские орга­низации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Радикальные изменения в ми­ровом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необхо­димости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло значение региональных финансово-банковских орга­низаций. Создан ряд новых региональных банковских уч­реждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Евро­пе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широ­кие возможности привлечения финансовых ресурсов, необ­ходимых для реформирования экономики.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - универсальная валютно-кредитная организация системы ООН. Занимает важ­ное место в мировой валютной системе. Осуществляет регу­лирующие, консультативные и финансовые функции.

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА - совокупность ряда меж­дународных кредитно-финансовых организаций (МБРР, MAP, МФЕ и МИГА), осуществляющих масштабные проекты по кредитованию проектов в развивающихся странах и странах переходной экономики.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ - региональ­ные банки и финансовые учреждения, предоставляющие фи­нансовые ресурсы на цели развития, а также для закрепления и углубления интеграционных процессов в ряде регионов.

литература

1. Финансовая организация и деятельность Международного валют­ного фонда. Вашингтон, 1994, с. 11.

2. IMF Survey. September 1996, p.8.

3. Финансовая организация и деятельность Международного валют­ного фонда- Вашингтон, 1994, с. 76..

4. The Economist, 27 July 1996, р.63.

5. The Economist, 3 August 1996, р.27.

6 Финансовые известия, 5.7.1996.

Наши рекомендации