Финансовых и кредитных организаций

В последние годы заметными стали усилия региональ­ных банков развития, которые стали оказывать более серь­езную конкуренцию группе Всемирного банка.

Азиатский банк развития предоставляет примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для банка являются отрасли инфраструктуры. Африканский банк развития выделяет ресурсы на цели развития ресурсы афри­канским странам, оказывая им также содействие в виде эк­спертных услуг и обучения кадров. Оба банка управляют фондами развития - соответственно - Азиатским и Африкан­ским со льготным режимом кредитования.

Межамериканский банк развития направляет инвести­ции в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. Для этого банка характерна высокая концентрация в предостав­лении кредитов (больше всего ресурсов к началу 90-годов было предоставлено трем странам - Аргентине, Бразилии и Мексике, которые являются более развитыми по сравнению с другими латиноамериканскими странами.

Начавший свою деятельность с апреля 1991 г. Европей­ский банк реконструкции и развития смог преодолеть труд­ности становления и стать крупным инвестором в странах Восточной Европы. К середине 1995г. он предоставил госу­дарствам региона кредитов на сумму более 4,5 млрд ЭКЮ. Доля банка в прямых капиталовложениях достигла почти 15%. Примерно 70% инвестиций предназначены для част­ного сектора. ЕБРР предоставляет ресурсы на более выгод­ных условиях по сравнению с обычными частными банками. Поскольку ЕБРР не имеет права выдавать кредиты, превы­шающие 35% объема, необходимого для осуществления про­екта капитала, то он широко использует синдицированные кредиты.

Опыт деятельности ЕБРР используется при создании других подобных банков развития, в частности в Средизем­номорском бассейне. В ноябре 1995г. были подписаны Ста­тьи соглашения о создании Ближневосточного банка развития, который, как ожидается, начнет операции в 1997г.

В октябре 1996г. 11 стран членов организации Черно­морского экономического сотрудничества, в которую входит и Россия, договорились об учреждении Черноморского бан­ка развития. Одним из первоочередных проектов станет со­здание в регионе сети волоконно-оптической связи, что значительно улучшит связь между причерноморскими госу­дарствами.

Важную роль в процессах экономической интеграции в Западной Европе играют валютно-кредитные и финансовые институты, созданные в рамках Европейского экономичес­кого сообщества (ныне Европейского союза).

Подготовкой перехода к этапу создания экономического и валютного союза занимается Европейский валютный ин­ститут (ЕВИ, местоположение Франкфурт-на-Майне), на ко­торый возложена задача раработки правил и процедур, принятие которых потребуется в связи с ожидаемым введе­нием единой валюты. В компетенции ЕВИ также контроль за эмиссией банкнот в ЭКЮ.

Европейский инвестиционный банк предоставляет дол­госрочные кредиты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования пре­имущественно инфраструктурных объектов в менее разви­тых регионах Европейского экономического сообщества (Европейского союза).

Деятельность этого банка, первоначально охватывающая только участников ЕЭС, в последующем распространилась и на другие европейские государства, а также развивающие­ся, в частности, на страны, подписавшие Ломейские конвен­ции.

В рамках Европейского союза созданы и действуют так­же фонды развития и структурные фонды. Европейский фонд развития (с 1958г.) предоставляет в основном субсидии и льготные долгосрочные кредиты под низкие проценты раз­вивающимся странам, ассоциированным с ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства был учрежден в 1962г. в целях улучшения условий для развития сельского хозяйства в странах ЕЭС. Программы, осуществ­ляемые фондом, направлены на модернизацию сельского хозяйства. Из этого фонда фермерам выплачиваются различ­ные компенсации и субсидии, в частности экспортные. С 1975г. осуществляется деятельность Европейского фонда ре­гионального развития, созданного для кредитования про­грамм, целью которых является постепенное уменьшение региональных диспропорций. С 1960г. приступил к опера­циям Европейский социальный фонд, образованный для улуч­шения возможностей занятости населения.

С 1 января 1989 г. вступили в силу реформы структур­ных фондов ЕС, проведенные в соответствии с Единым Евро­пейским актом (1987г.), которые предусматривают более четкие критерии отбора проектов и усиление внимания к менее развитым регионам ЕЭС (ЕС).

При распределении ресурсов наблюдаются острые раз­ногласия, вызываемые, в частности, стремлением каждой страны, имеющей отсталые регионы, получить больше ре­сурсов из структурных фондов. В 1994г. из бюджета ЕС Гре­ции, Испании, Португалии и Ирландии были предоставлены ресурсы на сумму более 10 млрд. ЭКЮ. Эти противоречия могут обостриться в случае принятия в ЕС ряда восточно­европейских стран, а также Мальты и Кипра, изъявивших такое желание. Расширение ЕС привело бы к резкому росту числа регионов, имеющих право на субсидии, поскольку, по существующим правилам, регионы с уровнем ВВП на одного жителя менее 75% среднего уровня ВВП на душу населения по ЕС в целом, вправе обращаться за такими субсидиями. По некоторым оценкам, большинству из стран, изъявивших желание вступить в ЕС, потребуется не менее 20 лет, чтобы достичь среднего уровня ВВП на душу населения в целом по ЕС /6/.

Международные валютно-финансовые и банковские орга­низации, являясь важной частью институциональной струк­туры мировой экономики, взаимодействуют с организациями, созданными в других ее сферах, в частности с Всемирной торговой организацией. Нарастание тенденций к глобализа­ции, углублению интеграционных тенденций в ряде регио­нов мира, большей либерализации торговых режимов, существенные изменения в оценке места и роли иностран­ных инвестиций в экономике страны - все это создает объек­тивную потребность дальнейшего совершенствования деятельности международных валютно-финансовых и банков­ских институтов. Однако осознание этой потребности, само по себе являющееся противоречивым процессом, еще не оз­начает, что усилия по реформированию будут бесконфликт­ными и быстрыми. Появление в начале следующего века новых стран с мощным экономическим потенциалом (напри­мер, Китая, Бразилии и т.д.) приведет к изменению баланса сил и в международных валютно-финансовых и банковских институтах.

Наши рекомендации