Формы стабилизации международных валютно-кредитных и финансовых отношений

Вопросы валютной стабилизации. Механизм международной кредитной стабилизации. Международная финансовая стабилизация.

119.1. Вопросы валютной стабилизации

Арсенал валютной стабилизации центральных банков включает такие инструменты,как валютная интервенция, девальвация, реваль­вация, операции на открытом рынке, учетная ставка, нормы обяза­тельных резервов.

Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и достижения желаемо­го уровня международных резервов. Для повышения курса националь­ной валюты продается, а для снижения - покупается иностранная валюта. Возможны различные приемы проведения валютной интер­венции. Федеральная резервная система США периодически прово­дит скрытые интервенции, а Бундесбанк Германии и Банк Англии, напротив, широко освещают свое участие в подобных мероприятиях. Смысл этой операции в том, чтобы убедить других участников валют­ного рынка двигаться в направлении, необходимом центральному банку, и тем самым сократить расходы валюты на проведение интер­венции. Иногда Центральный банк пытается удерживать рынок путем «словесных интервенций», информируя участников о своей заинте­ресованности именно в такой тенденции движения валютного курса.

Девальвация /ревальвация. Регулирование курса национальной ва­люты путем девальвации, т.е. снижения ее официального курса по от­ношению к валюте, к которой она привязана (при ревальвации наобо­рот - повышение курса), предполагает резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией. Термины «девальвация» и «ревальвация» обычно используются для ха­рактеристики режима с фиксированным обменным курсом. В случае изменения курса при плавающем механизме применяются термины «обесценение» и «удорожание».

Операции на открытом рынке - покупка или продажа ценных бу­маг государства на вторичном рынке. Если Центральный банк продает ценные бумаги, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы по­следних и соответственно их возможности предоставлять ссуды кли­ентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению обменного курса. Покупая ценные бума1-ги на рынке у коммерческих банков, Центральный банк предоставля­ет им дополнительные ресурсы, расширяя возможности по выдаче ссуд. В итоге увеличивается денежная масса и снижается валютный курс. Результат регулирования денежной массы операциями на от­крытом рынке схож с интервенцией, что приводит к изменению об­менного курса. Сочетание противоположных операций центрального банка на открытом рынке и интервенции в сопоставимых размерах носит название «стерилизация» и позволяет сохранить размер денеж­ной массы, несмотря на изменение обменного курса.

Впервые термин «операции на открытом рынке» стал использовать­ся в 1920-х гг. в США, где такие операции были широко распростране­ны. В начале 1930-х гг. этот инструмент начал применяться в Велико­британии и постепенно снизил долю учетных операций в политике Банка Англии. Приблизительно в то же время к проведению операций на открытом рынке приступил Рейхсбанк Германии.

Учетная ставка - важный инструмент монетарного регулирова­ния, с помощью которого Центральный банк может воздействовать на количество резервных денег и обменный курс, изменяя суммы и условия предоставления своих кредитов. Повышение учетной став­ки стимулирует приток капиталов из стран с более низкой процент­ной ставкой, тем самым увеличивается масса иностранной валюты и повышается курс национальной денежной единицы. Так, в начале 1980-х гг. администрация США установила более высокий уровень процентной ставки, чем был в странах Западной Европы и Японии. Это сделало доллар более привлекательной для иностранных инве­сторов валютой, благодаря чему в Соединенных Штатах были созда­ны дополнительные рабочие места, а в конечном счете - предпо­сылки для увеличения темпов экономического роста. Однако важно понимать, что процентная ставка должна быть выше, но не слишком высокой. Изменение процентной ставки в ЕС или США происходит лишь на четверть или наполовину, что и способствует экономиче­скому росту. Высокие скачки процентной ставки в несколько раз в странах Юго-Восточной Азии привели к ухудшению экономиче­ской ситуации при появлении малейших признаков нестабильно­сти. Большая доля заемных средств частных корпораций повышает вероятность банкротства при неэффективном финансовом менедж­менте. В этой связи при возникновении кризиса в корпоративном секторе высокие процентные ставки не только препятствуют его преодолению, но и еще более дестабилизируют ситуацию.

Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут воздейст­вовать на обменный курс, просто изменяя величину обязательных ре­зервов коммерческих банков. Так, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество резервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повысится. Од­нако в последние годы отмечается тенденция к снижению норм обя­зательных резервов или к их полной отмене. Это связано с потерей конкурентоспособности банков. Центральный банк обычно не пла­тит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы по­лучать, выдавая деньги в кредит.

Наряду с валютным советом популярна официальная долларизация стран, т.е. использование валюты другого государства (обычно доллара США) в качестве законного платежного средства. Государства, прибе­гавшие к этой мере, почти всегда находились на грани дефолта и кол­лапса всей национальной экономической системы.

119.2. Механизм международной кредитной стабилизации

Механизм международной кредитной стабилизациивключает как институциональные, так и операционные инструменты. Главным ин­ститутом, на который ложится ответственность за проведение пре­вентивных мер в условиях нестабильности национальной кредитной системы и предотвращение распространения кризиса на регионы и мировое сообщество, является Центральный банк. Кроме него важ­ную роль играют международные финансовые организации, прави­тельство, министерство финансов и иные экономические ведомства. Субъектами, на которых непосредственно направлено антикризис­ное регулирование, являются банки и специализированные кредит­но-финансовые учреждения. Не меньшую роль в кредитной стабили­зации играют потребители, вкладчики и иные владельцы банковских счетов. Государство, решая проблему банковских потрясений, факти­чески защищает эту группу субъектов.

Механизм международной кредитной стабилизации по своему функциональному значению может быть разделен на систему инстру­ментов по предотвращению и преодолению международного кредит­ного кризиса.

Предотвращение международной кредитной нестабильностипреж­де всего предполагает распределение полномочий между междуна­родными организациями, государственными институтами и цен­тральным банком по стабилизации национальной и региональной кредитных систем. Затем создаются специализированные целевые гарантийные и страховые фонды, наделенные полномочиями и ответственностью за проведение оздоровительных мероприятий и пре­дотвращение системного кризиса в банковском секторе. Цель созда­ния таких фондов - оградить от внешнего политического давления профессиональную деятельность институтов, ответственных за оздо­ровление и спасение «заболевших» кредитных организаций.

Система предотвращения международного кредитного кризиса базируется на следующих основных элементах: ограничение на определенный вид деятельности и определенные ак­тивы, разграничение международной кредитной и финансовой деятель­ности, ограничение международной конкуренции, система страхования депозитов, мониторинг международной банковской деятельности, преодоление международного кредитного кризиса.

119.3. Международная финансовая стабилизация

Международная финансовая стабилизацияпредполагает как соз­дание благоприятных условий функционирования для отдельных ме­ждународных субъектов, так и формирование общей привлекатель­ной финансовой среды. Для достижения этого необходимо решить две ключевые задачи: оптимальность выбора внешнего заемщика и создание мотивации у международных заемщиков к погашению кре­дитов.

Выбирая страну заемщика, международные финансовые субъекты оценивают его отношения с международными финансовыми органи­зациями. И дело здесь не только в кредитной репутации государства. Инвесторы стараются заручиться финансовой поддержкой междуна­родных институтов, чтобы получить дополнительные гарантии и соз­дать материальную базу для выполнения должником своих обяза­тельств. Кроме внешней помощи кредиторы оценивают валютные резервы, которые власти готовы потратить на погашение долгов. Од­нако в этом случае велика вероятность стратегического кризиса, ко­гда Центральный банк откажется расходовать весь объем валютных запасов. Поэтому более надежным показателем возврата долга по сравнению с размером международных резервов является положи­тельное сальдо текущего счета платежного баланса, обеспечивающего поступление валюты в страну. Но главный параметр, на который ори­ентируются кредиторы при выдаче займов другому государству, - размер ВВП.

Для усиления мотивации к выполнению внешних финансовых обязательств могут использоваться следующие инструменты:

• отстранение от международного рынка капитала. Правда, су­ществуют обстоятельства, когда заемщик готов потерять доступ к ме­ждународному рынку капиталов. Если заемщик не склонен к риску, он может отказаться как от выплат по долгу, так и от других займов. Во-вторых, у него может быть альтернативный безрисковый инвести­ционный проект, выплаты по которому не зависят от того, был объяв­лен дефолт по долговым обязательствам или нет. Причем доходность альтернативного проекта совпадает с мировой рыночной ценой ка­питала. В таком случае угрозы отстранения заемщика от кредитного рынка также недостаточно для того, чтобы предотвратить объявление дефолта. Отстранение от международного рынка капитала имеет двойное действие: с одной стороны, это форма штрафных санкций, с другой - вопрос репутации и имиджа заемщика;

• угроза санкций. Угрозы кредитора применить санкции в случае невыполнения обязательств иногда бывает достаточно для мотива­ции возвратить долг;

• применение санкций преследует цель получить кредитором макси­мально возможный объем платежей от заемщика. Однако на практике бывает не просто получить от него хотя бы часть. С одной стороны, отдельным кредиторам сложно контролировать санкции, вводимые вместе с дефолтом. Так, если вследствие дефолта теряется доверие к заемщику, то, по сути, санкции вводит весь международный рынок капитала. С другой стороны, даже если кредитор контролирует систе­му «наказаний», он вполне может не знать полных издержек дефолта для заемщика, а это необходимо для того, чтобы собрать максимум средств;

• государственные гарантии. Государство, выступая гарантом, повышает инвестиционную привлекательность частных заемщиков. Однако, гарантируя в полном объеме погашение взятых кредитов, оно снимает значительную долю ответственности корпорации за ус­пешность проекта. Нередко непосредственные участники проекта прикладывают меньше усилий при его реализации, тем самым снижа­ется успешность инвестиций в целом.

Наши рекомендации