Финансовых и валютно-кредитных организациях

Беларусь является членом трех крупнейших международ­ных финансово-кредитных организаций — Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и разви­тия с 1992 г. Помимо престижа на международной арене (толь­ко наиболее отсталые и бедные страны не могут позволить себе членства в этих организациях) со вступлением в эти организа­ции наша страна получила возможность привлечения креди­тов. Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирова­ния: срок кредитов — 10—20 лет, мораторий на выплату основ­ного долга — до 5 лет, процентная ставка — около 8% у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа — 2,5—7,27%. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, прода­вая им СДР или валюту других государств-членов Фонда в об­мен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежу­ток времени.

ОСНОВНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ЛИНИИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ

МВФ, МБРР И ЕБРР РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

МВФ. В период с 1993 по 1996 г. в соответствии с квотой Бе­ларуси в МВФ (около 533,5 млн. долларов США) республике бы­ли выделены кредиты на общую сумму 266 млн. долларов США в следующих двух направлениях.

Заём СТФ (200 млн. долларов США). Предоставлен для улучшения платежного баланса. Использовался для: закупки топочного мазута, автомобильного бензина, дизельного топлива; медоборудования; обеспечения своевременных расчетов с Россией за поставляемый сжиженный газ; поддержания обмен­ного курса расчетных билетов; финансирования неотложных расходов республиканского бюджета через Национальный банк, платеж в счет кредита ЕС; финансирования инвестицион­ных проектов промышленных предприятий.

Программа "стэнд-бай". 12.09.95 г. МВФ одобрил 12-месячную кредитную программу "стэнд-бай" для Беларуси на сумму приблизительно 293 млн. долларов США. Целью кре­дита являлось поддержание программы реформ и экономичес­кого развития на 1995/96 гг. Было предусмотрено предоставле­ние данного кредита в виде 4 транш, первая из которых в разме­ре 66 млн. долларов США перечислена в 1995 г. В связи с истече­нием сроков действия программы, а также неудовлетвореннос­тью руководством МВФ ходом реформ в Беларуси возможность привлечения следующих транш представляется маловероятной и не будет в дальнейшем рассматриваться.

Мировой банк.Беларусь подписала с Банком четыре кре­дитных соглашения: на предоставление институционального займа, реабилитационного займа, на финансирование проекта развития лесного хозяйства и на подготовку проекта энергосбе­режения (аванс в размере 1 млн. долларов США).

Институциональный заем (8,3 млн. долларов США). Использовался на оплату услуг иностранных консуль­тантов по оказанию содействия в подготовке институциональ­ной основы для проведения рыночных реформ, усиления и совершенствования государственного управления, на закупку не­обходимого оборудования для государственных учреждений, обучение специалистов. Вся сумма займа в настоящий момент использована.

Реабилитационный заем (120 млн. долларов США). Использование данного займа: на поддержание обмен­ного курса национальной валюты; импорт особо важных това­ров; повышение квалификации и обогащение опыта в области проведения тендерных торгов государственных служащих. Ос­новная сумма данного займа была использована в 1994 г.

Кредит для реализации проекта развития лесного хозяйства (41,9 млн. долларов США). Был предоставлен с задержкой в связи с несоблюдением некоторых условий договора Правительством Беларуси. В настоящее вре­мя начато активное проведение тендерных закупок оборудова­ния, предусмотренного в рамках указанного займа.

ЕБРР.В целях активизации и упорядочения работы по кре­дитованию белорусских проектов 16 июня 1993 г. было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 399 "О мерах по разработке и реализации инвестиционных проектов и проектов технической помощи, финансируемых Европейским банком реконструкции и развития". Во исполнение этого Постановления заинтересованными министерствами и ве­домствами совместно с экспертами ЕБРР была организована ра­бота по подготовке и реализации ряда проектов, из которых после рассмотрения в соответствии с процедурой работы по иностранным кредитам были утверждены к реализации реше­нием Правительства Республики Беларусь проект "Электрос­вязь Беларуси", проект выращивания и переработки семян масличных культур, проект реконструкции Оршанской ТЭЦ, про­ект создания в г. Минске оптового рынка плодоовощной про­дукции и проект модернизации автодороги М1/Е30 Брест — Минск — граница России, проект финансирования малого и среднего бизнеса через коммерческие банки республики. Об­щая сумма использованных средств кредитов ЕБРР составила порядка 61,3 млн. долларов США.

В настоящее время в МИДе, Минэкономики и Минфине на­ходится на рассмотрении проект модернизации Минских теп­лосетей на сумму 25,3 млн. долларов США. Кроме того, решен вопрос о предоставлении ЕБРР второй транши кредита на раз­витие малого и среднего бизнеса.

Главный вопрос развития сотрудничества с ЕБРР — выпол­нение условий заключенных кредитных соглашений, поступа­тельное осуществление экономических реформ и налаживание работы с МВФ.

К сожалению, за годы сотрудничества с МВФ, ВБ и ЕБРР Беларусь не смогла максимально использовать услуги этих крупнейших международных финансовых организаций. Дру­гие страны с переходной экономикой региона Европы и Сред­ней Азии реализовали большее количество их проектов. Очевидно, что их помощь не может полностью удовлетворить пот­ребность республики в иностранных инвестициях, которая по последним расчетам составляет несколько миллиардов долла­ров США. Тем не менее роль отношений страны с МВФ и ВБ очень велика: инвесторы во всех странах ориентируются на мнение Международного валютного фонда и Всемирного банка для определения состояния инвестиционного, экономического и законодательного климата в стране. Кроме того, проекты Все­мирного банка в настоящее время полностью или частично нап­равлены на создание или улучшение базовой инфраструктуры экономики, улучшение системы государственного управления, образование необходимых рыночных условий, улучшение системы социальной защиты и т.д. Такой подход к проектам позво­ляет получить большой экономический эффект на долгие годы и (в лучшем случае) создает базу для дальнейшего устойчивого развития страны за счет собственных ресурсов.

Дальнейшее развитие отношений МВФ, ВБ и ЕБРР с Рес­публикой Беларусь увязывается с началом процесса реальных реформ в экономике республики. На данный момент эти организации преследуют такие основные цели, согласованные с Правительством, выдвигая их в качестве условий для получе­ния республикой кредитов:

• разгосударствление (приватизация), демонополизация;

• либерализация валютного курса;

• реформа системы ценообразования (и параллельное прове­дение обновленной программы социальной защиты населения);

• сокращение объемов кредитования жилищного строитель­ства;

• доведение доли оплаты населением коммунальных услуг с 23 % до 50 %;

• законодательное закрепление независимости Националь­ного банка от Правительства и Администрации Президента;

• реформирование сельского хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

Анулова Г.Н. Международные валютно-финансовые органи­зации и развивающиеся страны. М.: Наука, 1988.

Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Под ред. Е.Ф. Жу­кова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

Киреев АЛ. Международная экономика: Учеб. пособие для вузов: В 2 ч. М.: Междунар. отношения, 1999.

Максимова Л.М., Носкова И.Я. Международные экономи­ческие отношения: Учебное пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Международные валютно-кредитные и финансовые отноше­ния: Учеб. / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статис­тика, 1994.

Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общ. ред. Р.И. Хасбулатова. М.: Новости, 1991.

Международные экономические отношения: Учеб. / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. 2-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-синтез", 1998.

Пебро М. Международные экономические, валютные и фи­нансовые отношения / Пер. с фр.; Общ. ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994.

Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современ­ные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1993.

Общая теория денег и кредита: Учеб. / Под ред. Е.Ф. Жуко­ва. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Финансовая организация и деятельность МВФ / Под ред. Джеймса Макъюэна. Вашингтон, 1994.

Финансы капитализма: Учеб. / Под ред. Б.Г. Болдырева. М.: Финансы и статистика, 1990.

Шреплер Х. А. Международные экономические организа­ции: Справочник. М.: Междунар. отношения, 1997.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тема 1. ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры

1.2. Характеристика отдельных звеньев государственных

финансов

1.2.1. Сущность и роль местных финансов

1.2.2. Социально-экономическая сущность специаль­ных фондов

1.2.3. Финансы государственных предприятий

1.3. Сущность и экономическое значение финансов част­ных предприятий

Литература

Тема 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

2.1. Общее понятие об управлении финансами

2.2. Органы управления государственными финансами

Литература

Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

3.1. Социально-экономическая сущность и роль государ­ственного бюджета в зарубежных странах

3.2. Экономическое содержание доходов бюджета

3.3. Сущность расходов государственного бюджета и их

классификация

3.4. Бюджетный дефицит. Его экономические и социаль­ные последствия

Литература

Тема 4. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ

СИСТЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

4.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной

системы

4.2. Бюджетное устройство унитарных государств

4.3. Бюджетное устройство федеративных государств

Литература

Тема 5. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ

5.1. Составление проекта бюджета

5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета

5.3. Исполнение бюджета

Литература

Тема 6. НАЛОГИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ЭКО­НОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ

6.1. Общая характеристика налогов

6.2. Основы организации международного налогообло­жения

6.3. Экономика двойного налогообложения

6.4. Международное налоговое планирование

Литература

Тема 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ

7.1. Международный кредит как экономическая кате­гория

7.2. Формы международного кредита и их классификация

7.3. Условия международного кредита

7.4. Процентные ставки на мировом рынке ссудных

капиталов, их структура

7.5. Управление внешним долгом

Литература

Тема 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И

ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

8.1. Банк международных расчетов

8.2. Международный валютный фонд

8.3. Группа Всемирного банка

8.4. Европейский банк реконструкции и развития

8.5. Региональные финансово-кредитные организации

8.6. Республика Беларусь в международных финансовых

и валютно-кредитных организациях

Литература

[1] По оценкам специалистов, США и Япония, например, ежегодно перерас­пределяют путем налогообложения, займов и целевых затрат около 2 трлн. дол­ларов США, направляя их на общегосударственные или правительственные нужды.

[2] К концу 90-х гг. государственная задолженность в США достигла более 5,5 трлн. долларов, Великобритании — свыше 300 млрд. фунтов стерлингов, ФРГ — 796 млрд. марок, во Франции —3898 млрд. франков.

[3] Работа над Девятым общим пересмотром квот была начата в марте 1987 г. Поскольку до 31 марта 1988 г. данный пересмотр не был завершен, Совет управляющих неоднократно продлевал срок соответствующей работы. 28 июня 1990 г. Совет управляющих принял резолюцию об увеличении общей суммы квот в МВФ на 50% . После принятия этой резолюции и вступ­ления в Фонд республик бывшего СССР и некоторых других стран общая сумма квот достигает более 193 млрд. долларов США.

Наши рекомендации