Выбор темы курсовой работы

ОП.01 оСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование специальности

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Квалификация выпускника

Товаровед-эксперт

Уфа, 2016

Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы разработаны в соотвествии с рабочей программой учебной дисциплины Основы коммерческой дисциплины для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Разработчик:

Насырова Нурия Гайниятулловна, преподаватель

Методические рекомендации рассмотрены на заседании цикловой комиссии (протокол от 30 августа 2016 г. № 1)

Согласовано:

Председатель цикловой комиссии

математических, естественнонаучных

и товароведных дисциплин С.К. Иксанова


СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа – самостоятельное, творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умений применять их на практике. При её выполнении студент должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.

Курсовая работа выполняется студентом на заключительном этапе изучения учебной дисциплины «Основы коммерческой деятельности».

Выполнение курсовых работ, является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» и является обязательным для каждого студента.

Курсовая работа студента может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.

Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по основам коммерческой деятельности;

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач;

- формирования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовки к итоговой государственной аттестации.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен приобрести и закрепить навыки:

- работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;

- систематизации, обобщению и анализу фактического материала по изучаемой проблеме;

- обоснования выводов и предложений по совершенствованию рассматриваемого вопроса.

Курсовая работа является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Цель методических рекомендаций: помочь студенту выбрать тему и выполнить исследование на высоком уровне.

Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсовой работы.

Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по учебной дисциплине «Основы коммерческой деятельности» является важным этапом в процессе подготовки профессиональных кадров в области коммерческой деятельности. Тематика курсовых работ определяется программой дисциплины.

Темы курсовых работ обсуждаются на заседании цикловой комиссии математических и естественнонаучных дисциплин и утверждаются заместителем директора по учебно- производственной работе.

Примерная тематика курсовых работ по учебной дисциплине «Основы коммерческой деятельности» для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента.

2. Студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам. При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.

При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны для работодателя, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.

Не допускаются односложные формулировки тем, соответствующие названию дисциплины или темы дисциплины, констатирующего типа, носящие откровенно реферативный характер, дублирующие в какой-то степени темы курсовых работ по другим дисциплинам.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем), оформляется бланк задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и составляется календарный план (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознано выполнять курсовую работу.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1. Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, чтобы была видна логика рассмотрения проблемы.

Структура курсовой работы:

- титульный лист;

- задание;

- содержание;

- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

- основная часть, которая обычно состоит из двух разделов. В первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. Вторым разделом является практическая часть, которая представлена материалами экспертизы или оценки качества конкретных видов продукции, анализом полученных результатов, расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

- список использованных источников;

- приложения (при наличии).

В работе должно обязательно содержаться не менее 3 таблиц и 2 рисунков.

2.2. Титульный лист курсовой работы должен быть оформлен в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ 4.

2.3. Задание на курсовую работу должно быть оформлено в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2.

2.4. Содержание

В содержании последовательно излагаются наименования глав, разделов и подразделов курсовой работы. При этом их формулировка должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, четкой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

В содержании указывают страницы, с которых начинаются каждая глава, раздел или подраздел. Страницы в работе должны быть пронумерованы. Счет нумерации страниц начинается с титульного листа, на котором номер страницы не указывается. Введение, отдельные главы, заключение, список использованных источников и каждое приложение должны всегданачинаться на новой странице. Пример оформления содержания приводится в ПРИЛОЖЕНИИ 5. Текст работы должен соответствовать содержанию.

Примерные планы курсовых работ представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 6.

2.5. Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему. Введение – очень ответственная часть курсовой работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые её квалификационные характеристики. Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:

1) Определение темы работы.

Необходимо привести несколько (2–3) фраз (определений) из литературы, характеризующих основные понятия темы.

2) Актуальность работы.

Следует обосновать существующее положение, почему именно это проблема актуальна. Обоснование может начинаться с фразы «Актуальность темы исследования обусловлена тем, что …..» или «Данная тема актуальна, так как …».

3) Цель работы.

Цель показывает направление раскрытия темы работы. Формулировать её можно следующим образом: «Цель курсовой работы изучить приемку товаров по количеству и качеству» или «Цель курсовой работы оценить качество обслуживания покупателей в магазине».

4) Задачи курсовой работы.

Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы. Формулируются задачи следующим образом: «Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:

а) для темы «Качество обслуживания покупателей в магазине и пути ее повышения»

- изучить сущность, роль и значение качества обслуживания покупателей;

- рассмотреть основные показатели качества торгового обслуживания;

- охарактеризовать методы определения эффективности качества торгового обслуживания;

- проанализировать организационно- техническую характеристику магазина;

- оценить качества торгового обслуживания в магазине;

- наметить пути повышения качества торгового обслуживания;

б) для темы «Торгово- технологическое оборудование»:

- рассмотреть особенности Российского рынка торгово –технологического оборудования;

- изучить роль торгово – технологического оборудования в торговых процессах;

- охарактеризовать классификацию и основные виды торгового оборудования;

- анализ организационно-технической характеристики магазина;

- исследовать оборудование магазина и эффективность его использования.

5) Объект и предмет курсовой работы.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предметаисследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание работы, именно предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как её заглавие.

Для нашего примера это выглядит так: «Объектом курсового исследования является обслуживание покупателей. Предмет исследования – качества обслуживания покупателей в магазине».

6) Обзор используемых источников информации. Здесь перечисляются источники, которые использовались для написания своей работы. «Теоретической частью курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных (при наличии) авторов в области организации торговли, товародвижения и товароснабжения, обслуживания покупателей и продажи товаров. Нормативную базу исследования составили: законы, постановления правительства, государственные стандарты, технические регламенты Российской Федерации и Таможенного союза, нормы и правила и т.п., в работе также использованы данные специализированных периодических изданий и Интернет-источников. Практическая часть работы выполнялась на основании сбора информации и анализа результатов исследования в розничном предприятии».

7) Структура работы. В данном элементе указывается, из скольких глав состоит работа, дается их краткая характеристика. Например:

«Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и заключения, списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава раскрывает теоретические аспекты понятия качества торгового обслуживания. Во второй главе проведена оценка качества торгового обслуживания в магазине и даны рекомендации повышения качества торгового обслуживания. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.

Работа изложена на 25 страницах машинописного текста, содержит 4 рисунка, 3 таблицы, 4 формулы, 5 приложений. Список использованных источников содержит 10 наименований».

2.6. Основная часть курсовой работы

Основная часть состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть должна быть представлена расчетами, анализом данных результатов исследований в розничном предприятии.

Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью её раскрывать. Здесь студент показывает своё умение сжато, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Содержание основной части курсовой работы на тему «Качество обслуживания покупателей в магазине и пути ее повышения»

В п. 1.1 необходимо изучить сущность, роль и значение качества обслуживания покупателей.

В п. 1.2 рассмотреть основные показатели качества торгового обслуживания. Раскрыть сущность основных показателей: ассортимента товаров, рекламы, соблюдения правил торговли, методы обслуживания, оказание дополнительных услуг.

В п. 1.3 охарактеризовать методы определения эффективности качества торгового обслуживания. Описать, по каким формулам можно оценить.

В п.2.1 следует провести анализ организационно-технической характеристики магазина. Дать характеристику торговому предприятию: форма собственности, адрес предприятия, штатное расписание, торговый ассортимент магазина, вид, тип предприятия, методы обслуживания, оснащение предприятия.

В п. 2.2 Необходимо провести оценку качества торгового обслуживания в магазине. Исследовать и сделать выводы следующим показателям магазина: ассортимент товаров, реклама, соблюдение правил торговли, методы обслуживания, оказание дополнительных услуг.

В п. 2.3 - наметить пути повышения качества торгового обслуживания. По результатам исследования сделать выводы и дать рекомендации и предложения по улучшению работы предприятия.

2.7. Заключение

Заключение должно содержать сжатые выводы и предложения по результатам курсовой работы. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа и самого текста, быть конкретными, четкими, ориентированными на практическое использование.

По каждой задаче поставленной во введении должен быть сформулирован краткий вывод. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследованной темы, формы и методы её дальнейшего изучения.

В конце заключения автор ставит личную подпись и дату.

2.8. Список использованных источников

Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании курсовой работы (не менее 10).

Разрешается использование только действующих нормативных документов. Список использованных источников располагается в систематизированном порядке в соответствии с требованиями к оформлению, приведенными ниже.

2.9. Приложения

Иногда различные таблицы, графики, схемы и т.п. даются в виде приложений. Приложения помещаются после списка использованных источников. Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Объем приложений не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.

Наши рекомендации