Выбор темы курсовой работы
ОП.01 оСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование специальности
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Квалификация выпускника
Товаровед-эксперт
Уфа, 2016
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы разработаны в соотвествии с рабочей программой учебной дисциплины Основы коммерческой дисциплины для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Разработчик:
Насырова Нурия Гайниятулловна, преподаватель
Методические рекомендации рассмотрены на заседании цикловой комиссии (протокол от 30 августа 2016 г. № 1)
Согласовано:
Председатель цикловой комиссии
математических, естественнонаучных
и товароведных дисциплин С.К. Иксанова
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ | |
1. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | |
2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ | |
3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа – самостоятельное, творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умений применять их на практике. При её выполнении студент должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.
Курсовая работа выполняется студентом на заключительном этапе изучения учебной дисциплины «Основы коммерческой деятельности».
Выполнение курсовых работ, является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» и является обязательным для каждого студента.
Курсовая работа студента может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по основам коммерческой деятельности;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач;
- формирования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- подготовки к итоговой государственной аттестации.
В процессе выполнения курсовой работы студент должен приобрести и закрепить навыки:
- работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
- систематизации, обобщению и анализу фактического материала по изучаемой проблеме;
- обоснования выводов и предложений по совершенствованию рассматриваемого вопроса.
Курсовая работа является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Цель методических рекомендаций: помочь студенту выбрать тему и выполнить исследование на высоком уровне.
Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсовой работы.
Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.
ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа по учебной дисциплине «Основы коммерческой деятельности» является важным этапом в процессе подготовки профессиональных кадров в области коммерческой деятельности. Тематика курсовых работ определяется программой дисциплины.
Темы курсовых работ обсуждаются на заседании цикловой комиссии математических и естественнонаучных дисциплин и утверждаются заместителем директора по учебно- производственной работе.
Примерная тематика курсовых работ по учебной дисциплине «Основы коммерческой деятельности» для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Темы курсовых работ могут определяться разными способами:
1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента.
2. Студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам. При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.
При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны для работодателя, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.
Не допускаются односложные формулировки тем, соответствующие названию дисциплины или темы дисциплины, констатирующего типа, носящие откровенно реферативный характер, дублирующие в какой-то степени темы курсовых работ по другим дисциплинам.
После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем), оформляется бланк задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и составляется календарный план (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознано выполнять курсовую работу.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, чтобы была видна логика рассмотрения проблемы.
Структура курсовой работы:
- титульный лист;
- задание;
- содержание;
- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
- основная часть, которая обычно состоит из двух разделов. В первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. Вторым разделом является практическая часть, которая представлена материалами экспертизы или оценки качества конкретных видов продукции, анализом полученных результатов, расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
- список использованных источников;
- приложения (при наличии).
В работе должно обязательно содержаться не менее 3 таблиц и 2 рисунков.
2.2. Титульный лист курсовой работы должен быть оформлен в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ 4.
2.3. Задание на курсовую работу должно быть оформлено в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2.
2.4. Содержание
В содержании последовательно излагаются наименования глав, разделов и подразделов курсовой работы. При этом их формулировка должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, четкой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.
В содержании указывают страницы, с которых начинаются каждая глава, раздел или подраздел. Страницы в работе должны быть пронумерованы. Счет нумерации страниц начинается с титульного листа, на котором номер страницы не указывается. Введение, отдельные главы, заключение, список использованных источников и каждое приложение должны всегданачинаться на новой странице. Пример оформления содержания приводится в ПРИЛОЖЕНИИ 5. Текст работы должен соответствовать содержанию.
Примерные планы курсовых работ представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 6.
2.5. Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему. Введение – очень ответственная часть курсовой работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые её квалификационные характеристики. Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:
1) Определение темы работы.
Необходимо привести несколько (2–3) фраз (определений) из литературы, характеризующих основные понятия темы.
2) Актуальность работы.
Следует обосновать существующее положение, почему именно это проблема актуальна. Обоснование может начинаться с фразы «Актуальность темы исследования обусловлена тем, что …..» или «Данная тема актуальна, так как …».
3) Цель работы.
Цель показывает направление раскрытия темы работы. Формулировать её можно следующим образом: «Цель курсовой работы изучить приемку товаров по количеству и качеству» или «Цель курсовой работы оценить качество обслуживания покупателей в магазине».
4) Задачи курсовой работы.
Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы. Формулируются задачи следующим образом: «Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:
а) для темы «Качество обслуживания покупателей в магазине и пути ее повышения»
- изучить сущность, роль и значение качества обслуживания покупателей;
- рассмотреть основные показатели качества торгового обслуживания;
- охарактеризовать методы определения эффективности качества торгового обслуживания;
- проанализировать организационно- техническую характеристику магазина;
- оценить качества торгового обслуживания в магазине;
- наметить пути повышения качества торгового обслуживания;
б) для темы «Торгово- технологическое оборудование»:
- рассмотреть особенности Российского рынка торгово –технологического оборудования;
- изучить роль торгово – технологического оборудования в торговых процессах;
- охарактеризовать классификацию и основные виды торгового оборудования;
- анализ организационно-технической характеристики магазина;
- исследовать оборудование магазина и эффективность его использования.
5) Объект и предмет курсовой работы.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предметаисследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание работы, именно предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как её заглавие.
Для нашего примера это выглядит так: «Объектом курсового исследования является обслуживание покупателей. Предмет исследования – качества обслуживания покупателей в магазине».
6) Обзор используемых источников информации. Здесь перечисляются источники, которые использовались для написания своей работы. «Теоретической частью курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных (при наличии) авторов в области организации торговли, товародвижения и товароснабжения, обслуживания покупателей и продажи товаров. Нормативную базу исследования составили: законы, постановления правительства, государственные стандарты, технические регламенты Российской Федерации и Таможенного союза, нормы и правила и т.п., в работе также использованы данные специализированных периодических изданий и Интернет-источников. Практическая часть работы выполнялась на основании сбора информации и анализа результатов исследования в розничном предприятии».
7) Структура работы. В данном элементе указывается, из скольких глав состоит работа, дается их краткая характеристика. Например:
«Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и заключения, списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава раскрывает теоретические аспекты понятия качества торгового обслуживания. Во второй главе проведена оценка качества торгового обслуживания в магазине и даны рекомендации повышения качества торгового обслуживания. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.
Работа изложена на 25 страницах машинописного текста, содержит 4 рисунка, 3 таблицы, 4 формулы, 5 приложений. Список использованных источников содержит 10 наименований».
2.6. Основная часть курсовой работы
Основная часть состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть должна быть представлена расчетами, анализом данных результатов исследований в розничном предприятии.
Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью её раскрывать. Здесь студент показывает своё умение сжато, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Содержание основной части курсовой работы на тему «Качество обслуживания покупателей в магазине и пути ее повышения»
В п. 1.1 необходимо изучить сущность, роль и значение качества обслуживания покупателей.
В п. 1.2 рассмотреть основные показатели качества торгового обслуживания. Раскрыть сущность основных показателей: ассортимента товаров, рекламы, соблюдения правил торговли, методы обслуживания, оказание дополнительных услуг.
В п. 1.3 охарактеризовать методы определения эффективности качества торгового обслуживания. Описать, по каким формулам можно оценить.
В п.2.1 следует провести анализ организационно-технической характеристики магазина. Дать характеристику торговому предприятию: форма собственности, адрес предприятия, штатное расписание, торговый ассортимент магазина, вид, тип предприятия, методы обслуживания, оснащение предприятия.
В п. 2.2 Необходимо провести оценку качества торгового обслуживания в магазине. Исследовать и сделать выводы следующим показателям магазина: ассортимент товаров, реклама, соблюдение правил торговли, методы обслуживания, оказание дополнительных услуг.
В п. 2.3 - наметить пути повышения качества торгового обслуживания. По результатам исследования сделать выводы и дать рекомендации и предложения по улучшению работы предприятия.
2.7. Заключение
Заключение должно содержать сжатые выводы и предложения по результатам курсовой работы. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа и самого текста, быть конкретными, четкими, ориентированными на практическое использование.
По каждой задаче поставленной во введении должен быть сформулирован краткий вывод. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследованной темы, формы и методы её дальнейшего изучения.
В конце заключения автор ставит личную подпись и дату.
2.8. Список использованных источников
Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании курсовой работы (не менее 10).
Разрешается использование только действующих нормативных документов. Список использованных источников располагается в систематизированном порядке в соответствии с требованиями к оформлению, приведенными ниже.
2.9. Приложения
Иногда различные таблицы, графики, схемы и т.п. даются в виде приложений. Приложения помещаются после списка использованных источников. Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Объем приложений не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.