Семейство стандартов на системы качества
ISO 9000
ISO-9000: кому это нужно?
До того как были приняты первые стандарты на системы качества (СК) почти все сделки стоимостью свыше тысячи долларов заключались только после того, как потребитель сам осмотрит завод поставщика и убедится в том, что поставщик действительно способен выпускать, что называется, не «халтуру» [131]. Поставщику приходилось выдерживать массу экзаменов от различных потребителей, требования которых порой значительно отличались друг от друга, и каждому угодить было невозможно. Те же проблемы были и у проверяющих: постоянные разъезды, трата времени, мучительные поиски компромиссов и т.д. Для упрощения процедуры предконтрактных взаимоотношений были разработаны специальные стандарты, в которых излагались минимальные требования к поставщику, предъявляемые подавляющим большинством потребителей. Впоследствии эти стандарты получили знакомое сегодня название – стандарты на системы качества.
С появлением стандартов на системы качества появилась универсальная мера сравнения, позволяющая оценить, какие поставщики удовлетворяют установленным минимальным требованиям, а какие нет. И даже если какой-то потребитель выставлял более высокие требования, чем предусмотрено стандартом, то он скорее предпочитал вести разговор с тем поставщиком, который уже имел сертификат на стандартную систему качества, чем с кем бы то ни было еще. Те потребители, чьи требования укладывались в рамки стандартных, сразу могли заключать сделки с сертифицированными поставщиками без дополнительных проверок, если, конечно, система качества соответствовала тому стандарту, требования которого потребитель считал достаточными, и сертификат был подписан той организацией, которой он доверяет.
Сегодня в мире более трехсот тысяч предприятий сертифицировали свои системы качества по стандартам ISO (International Standard Organization) – ИСО серии 9000. В России их не так много, но их число прогрессивно увеличивается. Эти стандарты стали самыми популярными в истории ИСО из-за значительных рекламных преимуществ, которые они дают обладателю сертификата перед ближайшими конкурентами.
И они находят себе все большее применение не только в свободном бизнесе. Некоторые государственные организации, не имеющие прямых конкурентов, сертифицируют свои системы качества для завоевания к себе дополнительного доверия общественности, что особенно важно в странах, имеющих репутацию демократических, где все структуры управления во многом зависят от общественного мнения. Среди таких организаций – датская налоговая инспекция, правительство Австралии, ряд тюрем в США и Великобритании и пр. К примеру, британская тюрьма Doncaster из собственных средств разработала и сертифицировала систему качества по ИСО-9001 для привлечения к себе внимания государственных инвесторов и во многом преуспела, так как пресса сразу дала положительный отклик, укрепив за Doncaster имидж организации, которая больше других себе подобных заботится о правах человека. Авторы идеи все верно рассчитали, ведь у любой государственной организации (или у организации, работающей по госзаказу, а в США, к примеру, почти все тюрьмы – частные) всегда существует один-единственный потребитель – общество, которому она служит. И сертификация системы качества в этом смысле свидетельствует о приверженности организации интересам общества, т.е. интересам простого человека. Это новое применение для стандартов ИСО-9000, несомненно, прибавило им популярности. Явление массового увлечения этими стандартами по всему миру иногда называют ИСО-манией.
Таким образом, сертификация систем качества, а также консалтинг в этой области стал сегодня большим самостоятельным бизнесом, или даже отраслью промышленности. Органы по сертификации систем качества заинтересованы в привлечении все большего числа клиентов для завоевания влияния на этом рынке. С увеличением конкуренции увеличивается и рекламное давление и пропаганда стандартов. Иной раз из рекламы можно понять, что сертификация системы качества является непременной гарантией успеха в решении большинства проблем качества, с которыми поставщику приходилось сталкиваться до сих пор. Это не так. Известный американский специалист д-р Джуран высказал любопытную мысль на этот счет, заключающуюся примерно в следующем: высококлассная компания без проблем получит сертификат на систему качества, однако это не означает, что сертификат может сделать компанию высококлассной.
И действительно, в стандартах отражены всего лишь минимальные требования к поставщику, а не учебный курс по суперэффективным методам решения проблем качества (менеджмента качества). В стандарте ИСО-9004 содержатся некоторые рекомендации по методам построения системы качества, однако и они не могут гарантировать успеха, хотя, несомненно, во многом могут помочь.
В этом смысле очень опасно увлекаться модными течениями, одним из которых сегодня стала сертификация систем качества. К примеру, компания может внезапно решить, что волшебная сила сертификата способна чудесным образом поправить окончательно пошатнувшиеся дела, вывести на международные рынки, привлечь выгодных клиентов и, наконец, улучшить качество продукции. Она бросает все оставшиеся силы на скорейшее приобретение вожделенного сертификата. Нанимает консультантов, которые берутся написать все необходимые документы, проверить их на соответствие стандарту и сразу же выдать сертификат, как говорится, «без шума, без пыли». Очевидно, что таким образом компания не решит ни одной из поставленных задач. Открыть новые рынки и привлечь важных клиентов не удастся. Проблемы качества также не сдвинутся с места, так как ими никто и не начинал заниматься. При таком подходе критика вполне уместна.
Помните, лишь реальное качество продукции может зарядить энергией любой сертификат и оправдать затраченные усилия. Проблема в том, что для неподготовленного слушателя слово «сертификат» гораздо приятнее и понятнее, чем слово «качество». Это ошибка. Есть несколько способов ее избежать.
К примеру, многие зарубежные специалисты считают, что начинать работу по решению проблем качества целесообразно не с внедрения стандартов ИСО-9000, а с самооценки организации на соответствие критериям своей национальной премии качества.
Для проведения подобной самооценки вовсе не обязательно участвовать в соискании каких бы то ни было премий. Самооценку можно провести самостоятельно или при помощи консультантов, владеющих этой практикой. Этот метод позволяет прощупать организацию сверху-донизу, чтобы понять, есть ли прогресс, и где он нужен более всего. После того как общие показатели эффективности бизнеса начнут расти и последующая самооценка покажет более утешительные результаты – это будет означать, что система качества заработала. Останется только описать ее в документах, как того требует стандарт, и сертифицировать. Очевидно, что в таком случае подготовиться к сертификации системы качества будет намного проще, потому что система уже готова и ясно, что она работает, а значит, будет работать и сертификат.
Опыт последних десятилетий показал, что именно качество выпускаемой продукции характеризует сегодня все без исключения компании мирового класса. Те компании, что рассчитывают успешно конкурировать не столько качеством, сколько ценой, жестоко заблуждаются... Во-первых, современный покупатель скорее переплатит тому конкуренту, чей товар окажется качественнее. Во-вторых, чем эффективнее работает система качества, тем более дешевые товары она производит. Так что отсидеться за низкой ценой, торгуя посредственной продукцией, удастся недолго. Так уже было, когда японские автомобили и аппараты бытовой электроники ворвались на американский рынок. Так случится еще не раз, потому что законы экономики работают так же безотказно, как и законы физики. Иной раз говорят: единственно правильный способ завоевать потребителя (а значит и рынок) – конкурировать не с компаниями, а с их системами качества. А если потребителю нужен от вас сертификат, то его слово – закон. Важно только при этом помнить слова бывшего президента Европейской организации по качеству (European Organization for Quality, EOQ) Т.Конти: «Стандарты ИСО-9000 могут при бездумном их применении стать фактором, сдерживающим прогресс...». Так что будьте осторожны.
3.2.2 Тезисное выражение требований ISO-9000
Требования ИСО-9000 говорят о том, что должно быть сделано. Предприятие само определяет, как это должно быть сделано и подтверждено.
Образно говорят:
«скажи, что и как ты будешь делать; делай так, как сказал; предоставь доказательства, что ВЫПОЛНИЛ так, как сказал».
Общие положения
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
- ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Описывает основные положения систем менеджмента качества и определяет терминологию для систем менеджмента качества (СМК).
- ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые являются общими для любых предприятий, вне зависимости от их размера, вида, производимой продукции, оказываемых услуг.
- ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению». Содержит методические указания, а так же рекомендации по постоянному и эффективному улучшению систем менеджмента качества. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2010 не предназначен для сертификации.
- ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента». Содержит руководящие указания по проведению внутренних и внешних аудитов систем менеджмента качества (СМК) и систем экологического менеджмента (СЭМ).
Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.
Принципы менеджмента качества.
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
1 Ориентация на потребителя.
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2 Лидерство руководителя.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3 Вовлечение работников.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4 Процессный подход.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5 Системный подход к менеджменту.
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
6 Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7 Принятие решений, основанное на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.
Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины.